МАНЕВР НА ПРЕДЕЛЕМногие водители, к сожалению, крепки, как говорится, задним умом. Оказавшись в сложной ситуации, они действуют инстинктивно, здравому смыслу наперекор. В результате — авария... На такие размышления . натолкнуло письмо нашего читателя А. Чижика из Темрюка Краснодарского края. ...Этот Т-образный перекресток Александр Иванович проезжает по нескольку раз ежедневно, знает здесь все вдоль и поперек. Видимость во все стороны ничем не ограничена. В то злополучное утро 12 июля 1993 года он подъехал к нему на своей «Волге» по второстепенной дороге . В тот момент , когда Чижик начал поворачивать налево, слева же на расстоянии 90—100 м двигался автобус ПАЗ-3205, управляемый Г. Ш паченко . Правильно ли выбрал водитель «Волги» м омент для маневра с точки зрения требования до ­ р ожного знака 2.4 «Уступите дорогу»? Подсчитаем. Скорость ПАЗ-3205 около 80 км / ч , то есть 22 м/с. Л егковому автомобилю на преодоление опасной зоны, которая имеет ширину около 10 м (5 м — ширина пересекаемой полосы плюс длина «Волги») требуется 2—2,5 секунды. За такой промежуток времени автобус приблизится кперекрестку на 45—65 м . Следовательно, в резерве для водителя ПАЗа остается в среднем 50 метров, что соответствует примернодвумс небольшим секундам движения автобуса до пересечения. Не густо... Поэтому можно понять, отчего встревожился Г. Ш па ­ ченко: ситуация складывалась небезопасная. Что же надо было делать водителю ПАЗа для предотвращения такой ситуации? Первое — не усугублять ее. И поэтому не выезжать на полосы встречного направления, пересекая сплошную линию разметки . А именно так он и поступил. Теперь-то уж столкновение стало почти неминуемым. В результате — авария. «Волгу» выбросило на обочину, а ПАЗ продвинулся вперед юзом еще на 14 м . Примени водитель ПАЗа свои приемыв обратной последовательности — сначала торможение , а потомуже маневр (да и то — в правую сторону), ничего бы и не случилось. М ожно было спокойно разъехаться. Взгляните еще раз на рисунок — место столкновения оказалось между первой и второй полосами движенияИ ЧТО ИЗ ЭТОГО ПОЛУЧАЕТСЯтой части дороги , на которую поворачивала «Волга». То есть транспортные средства «встретились» у же после того, как полоса движения для ПАЗа была освобождена. Так о чем же спор? Как всегда — кто виноват? Мнения сторон в этом вопросе разделились так. А. Чижик вообще не считает себя виновным, основываясь на том , что Г. Ш паченко нарушил требование Правил, пересекши сплошную разделительную линию. В свою очередь, Г. Ш паченко во всем винит А. Чижика, считая того нарушителем требования знака 2.4 «Уступите дорогу » . В заключении же ГАИ сказано: «Из объяснения А. Чижика следует, что он при подъезде кперекрестку видел, что слева по главной доро ­ ге движется автобус, но при приближ ениикперекрестку посчитал, что проедет, не создав аварийной об ­ становки. Это и послужило главной причиной ДТП. Водитель автобуса ПАЗ нарушил пункт 10.1 Правил дорожного движения, пересек сплошную линию разметки, р азделяющую транспортные потоки противоположных направлений, что подпадает под ст. 11, ч. 2 Кодекса об административных правонарушениях и не находится в причинной связи с наступившими последствиями». Тут можно лишь вспомнить ме ­ тодику, р екомендуемую для реше ­ ния данного вопроса судебно-автотехническими экспертами. Название у нее несколько мудреное — «метод гипотетического элиминирования». А суть такова: мысленный эксперимент, в ходе которого прослеживается вся цепочка событий данного происшествия при условии, что одно из них исключается. В происшествии надо исключить маневр водителя автобуса свыездом через сплошную линию разметки на встречные полосы движения. Ранее уже приводились элементарные подсчеты, показывающие, что если бы водитель ПАЗа продолжал движение в своем направлении, да еще тормо ­ зил, как того требуют Правила в случае возникновения опасности, то столкновения не было бы. О тсюда вывод не в пользу Г. Ш паченко . Так может быть ивсамом деле прав А. Чижик, не считая себя виновным? Ответ можно прочитать в Правилах, где дается следующее определение понятия «Уступить дор огу » : «...требование, означающее, что участник дорожного движения не должен возобновлять или про ­ должать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движе ­ ния изменить направление движения или скорость». От факта не уйти — все ж таки А. Чижик вынудил водителя автобуса совершить маневр. Можно лишь посетовать, что нервы, да ипро ­ фессиональный уровень Г. Ш паченко оказались не на высоте. И все же — не обладающему даром предвидения водителю надо выполнять требования знака 2.4 не на пределе (2—2,5 с запаса до места встречи), а с двухтрехкратным резервом . Только так иможно обезопасить себя. Остается заключить: виноваты оба водителя. И нарушили требования Правил они оба, разница лишь в очередности — кто первым, а кто вторым, кто непосредственно, а кто — опосредованно. Последнее иможет служить смягчающим обстоятельством для водителя ПАЗа, но не более. Д. ДАНИЛОВЗА РУЛЕМ 6/94 41