НЕ ЖДИТЕ «ВОЛВО» С УРАЛАС начала года наши крупробностями. Так, в конце октября нейшие заводы — ВАЗ, ГАЗ, на «Ижмаше» буквально оборвали АЗЛК и другие оказались в тятелефон. Звонили смежники с вожелейшем положении: десятки просом: «На кого вы нас покитысяч непроданных автомобилей, даете?» Причиной беспокойства длительная остановка конвейеров явилось сообщение, что «Волво» вынужденные отпуска рабочих. передает в Ижевск снимаемую сО том, как ищут выход из созпроизводства модель «440». Ее давшейся ситуации на Ижевском станут выпускать здесь 2—3 года, автомобильном заводе, рассказыа за это время будет подготоввает наш корреспондент. лено производство абсолютной новинки. Эх, как говорится, эти бы слова автора да Богу в уши! Есть такой опыт, демонстрирующий психологию восприятия: ХОТИТЕ ИНОМАРКУ — одному человеку показывают порКУПИТЕ ЗАВОД! трет и говорят, что это — великий ученый. Он тут же отмечает Откуда же слухи? Концерн высокий лоб мыслителя, умные «Бинитек», созданный на базе глаза и волевой подбородок. предприятий и министерств, свяА другому о том же портрете занных с оборонной промышленсообщают, что изображен преностью, собирался финансировать ступник-рецидивист. И тогда слынекоторые конверсионные прошат совсем другое: о холодном граммы, в том числе ив УдмурЧерез него, действительно, циничном взгляде, выступающих тии. надбровных дугах, а нос вдруг прошло предложение шведов об организации производства автооказывается сломанным. Это сравнение невольно возмобилей в России. Начальная никло, когда я шел вдоль стадия — отверточная сборка. стоящего конвейера Ижевского Но одно из первых условий, вызавода. Сборка не относится к двинутых шведской стороной,— производствам непрерывного цикблизость к заводу «Волво». Они ла, так что конвейеры останавсчитали приемлемой Ленинградливают и на выходные, и на обескую область, не дальше. Так денный перерыв. Да и во время что, увы, с «уральским «Волво» рабочей смены случаются перепридется подождать. Причем отнюдь не только из соображении бои, хоть это и расценивается географических. как ЧП. Все это воспринимаешь нормально. Но вот тот же неподМы уже писали, что ижевский вижный конвейер, а ощущения — автозавод весьма привлекателен словно у постели тяжелобольного. для «фирмачей» с точки зрения Изменились лишь «вводные данблизости международным станные»: я знаю, что конвейер не дартам по размерам и некоторым движется уже месяц. Впрочем, другим параметрам. После заверостановлен не только он — пракшения реконструкции прессового, тически весь завод отправлен в сварочного и окрасочного произадминистративный частично оплаводств здесь можно будет произчиваемый отпуск. И хотя сенсаводить 300 тысяч автомобилей в цией это сегодня уже не назогод. Гости сюда наведываются вешь — зрелище не из приятных. частенько и со всего света. Они Куда уж дальше, если в прошлом понимающе кивают головами и году вставал вопрос о целесообпредлагают примерно одно и то «Фольксваген» разности производства малолитже: покупайте! закрыл в Испании завод двигаражек на Урале... Представляю, с каким востортелей — готов передать все обогом историки и экономисты бурудование по относительно недущего станут препарировать набольшой цене. Есть и автомобильные комплексы для отверточше сегодня. Еще бы — парадокс ной сборки с последующим разна парадоксе! До мало-мальски витием полного цикла производприемлемого насыщения рынка ства. Но у государства (а «Ижеще так далеко, а на заводах — маш» пока остается государственсложности со сбытом. Продукным) для этого нет денег. А если ция, качество которой низковато предприятие станет акционердаже по нашим скромным мерным — борьба за это еще идет,— кам, выставляется по ценам, прето и тогда денег не появится. вышающим мировые. В Ижевске ждут такого партнера, Между тем, «Мерседес» пока с которым можно было бы создать еще не всем по карману, так что совместное предприятие. Чтобы и на устаревший, всеми ругаемый и риск, и доходы — если не «Москвич-412» спрос еще есть. пополам, то на двоих. Однако и Поэтому любая новость о зашведы, и французы, например, воде, просочившаяся в средства говорят почти одно и то же: «При массовой информации, немедленсуществующих таможенных тарино обрастает невероятными подфах нам выгоднее ввозить готовую продукцию, чем развивать у вас производство». Другая утка, взлетевшая с газетных полос, была ориентирована на зарубежье ближнее: читателям обещали чуть ли не Завтра «Орбиту» с дизелем из Белоруссии. И снова разочаруем страждущих. Действительно, контакты между Удмуртией и Белоруссией намечались и даже на межгосударственном уровне. В одной из западных республик бывшего СССР остался довольно развитый машиностроительный комплекс, в том числе и ориентированный на автомобили. Там появилась идея организовать ту же самую отверточную сборку с постепенным замещением в автокомплектах некоторых узлов агрегатами собственного производства. А ижевчане задали встречный вопрос по разработке дизеля на фирме, выпускающей моторы для трактора «Беларусь». «А почему бы и нет?» — ответили в Минске и пообещали заняться этой проблемой. В общем, расстались весьма тепло ис большими надеждами на сотрудничество. С тех самых пор — с марта 1993 года — никак не может состояться ответный визит. Сначала хоть перезванивались изредка... В общем, возвратимся-ка лучше на круги своя. НОВЫЙ МОТОР — ИЗ СТАРОГО Много писалось о неурядицах с двигателем. Здесь проблем две — конструкция и производство. Мы уже рассказывали о конструкторских баталиях (см. З Р , 1992, № 9 ) . АЗЛК, навязавший свою конструкцию, до сих пор не начал собственное производство. А когда, наконец, начнет, то в Уфе останется старый. УЗАМ — уфимский моторный — пытался завязаться с фирмой «Порше», но там только за концепцию запросили 3,5 миллиона долларов, а вся работа по проектированию стоит полмиллиарда. Так что уж решили ограничиться модернизацией существующего. В ближайшее время можно ждать мотора 1,7 литра, да, Бог даст, Ленинградский карбюраторный разродится впрыском. (Кстати, АЗЛК тоже подписал этот протокол по впрыску «Ленкарза» для УЗАМа. Выходит, там уже не верят в собственный двигатель совсем?) В Уфе, впрочем, начались некоторые подвижки. Производство автомобильных моторов организовано, как известно, на мощной фирме, делающей «движки» для авиации. Есть там и солидное престижное КБ. Конверсия свела заказы к нулю, а голод, понятно, не тетка. Самолетчики, знакомые не понаслышке с поршневой легкомоторной авиацией, решили обратить свой богатый опыт к автомобилю. Протокол уже есть — будем ждать конструкцию мотора. Другая проблема Уфы — производство, требующее полной реконструкции. Но это и тема другая. В удручающем положении тех, кто поставляет на «Ижмаш» комплектующие, с момента наших прошлых публикаций (ЗР, 1992, № 9; 1993, № 5) никаких изменений не произошло. «Ижмаш» настойчиво добивался постановления правительства по всему комплексу заводов, подключенному к производству уральского автомобиля. Правда, двигатель пришлось отсечь: Уфе для решения проблем необходимо 500 миллионов долларов, а «Ижмашу» со всеми смежниками — 350 миллионов. Сумма не малая и для ее подтверждения была создана экспертная группа. Она работала с сентября прошлого года. И вот 16 января состоялось заседание в Министерстве финансов России. Вывод такой: ижевский автомобиль имеет право на жизнь. В первую очередь — грузовой. Но и легковой надо довести до конца, чтобы оправдать уже вложенные 300 миллионов долларов. А ведь поначалу грузовички никто всерьез не воспринимал. В старой программе они занимали не больше четвертой части. Так же планировали и новую. Теперь же самому ИЖ-2126 достанется едва ли 25 процентов — все остальное займут сделанные на его базе пикап и фургон. Грузовики длиннее базовой машины на 230 мм, так что переналадка ставит проблемы. Но и межгосударственная программа по выпуску малотоннажных грузовых автомобилей, и положительный вердикт экспертизы Минфина, и переориентация на гарантированно конкурентоспособные фургон и пикап, увы, притока денег не обещают. И вообще, кроме удовлетворения правильностью выбранного пути ничего не дают. Если уж говорить о собственных силах, то завод, простоявший весь февраль (когда делался этот материал), собирается в нынешнем году произвести 90 тысяч автомобилей, что соответствует 41 проценту от проектной мощности. Есть надежда выйти по модели ИЖ-2126 на уровень 10 тысяч машин. Это максимум, что могут дать смежники, работающие по обходным технологиям на старом оборудовании. «Комби» пока снят с производства. Из оставшихся 80 плановых тысяч две трети составят пикапы и фургоны. Такое вот «планов громадье»... А. СОЛОПОВ Ижевск — МоскваПРОБЛЕМЫ П СУЖаЕНПЯ10 ЗА РУЛЕМ 6/94