«OKA»Читатели, которые следят за публикациями о редакционных испытаниях «Оки», знают, что в журнале теперь две таких машины: у «камазовской» появилась «вазовская» подружка. Оба автомобиля исправно несут свою службу, поломки у них происходят редк о , — а потому и заметки в блокнотах накапливаются медленно. И это нас, как водителей, конечно, радует. На спидометре той «Оки», к оторую мы получили на КамАЗе два года назад (взам ен первой, п робежавшей 130 000 км ) , сейчас 90 000 км , из которых 78 000 она прошла с 750-кубовым двигателем («половинкой» от двигателя «девятки» с рабо ­ чим объемом 1500 см ' ) . Если говорить вцеломоб условиях эксплуатации, то они легче не стали: хранение под открытымнебом , непременная езда каждый день. За это время только трижды « О ку » заводили с буксира — когда вМоскве температура упала ниже — 2 5 °С и масло вкартере стало таким густым, что стартер просто не проворачивал коленчатый вал. С хода же двигатель запускался буквально через 30 метров . Кузов вцелом сохранился пока неплохо. О днако , как и на предыдущеймаши ­ не, появились сколы краски на капоте — вероятно, от шприцевания камешкамииз под колес встречных и попутных автомоби ­ лей. По той же причине очень быстро, буквально через полгода, передний ном ерной знак превращается просто вржа ­ вую железку без признаков краски. Ржавчина появилась ивуже известных нам по первой машине местах — по пер иметру уплотнителей передних и задних стекол, куда проникает вода. И тут, на наш взгляд, м ожно дать только один совет: сразу на новой машине под уплотнитель закладывать герметик либо несохн ущуюзамазку . Если этого не сделать, вода, особенно городская , соленая, свое дело сделает непременно . Как и на предыдущей машине, появились трещины вокруг винтов, крепящих дверныезамки , — это явно слабое место. Д ля владельца выход тут один : установить под винты шайбы большого диаметра и аккуратно их обварить, усилив довольно жидкуюторцовую стенку двери. М ожно еще упомянуть ополомкезам ­ ка задней двери , — но это уж вовсе мелочь. В прочем , и ее могло не быть, з акрой мы замокрезиновымколпачком . Если же говорить о неприятностях по-настоящему крупных, то такая случилась только однажды прошлой осенью, когда на спидометре было 73 тысячи километров. Д ело было вечером . Прошел довольно сильный снегопад, и при нулевой температуре на дороге образовался толстый слой вязкой искользкой каши, в которойдаже «Ока», машина на редкость послушная, стала «плавать». Тронувшись с места уоче ­ р едного светофора, я вдруг заметил странность: при добавлении газа «Ока» стремилась уйти вправо, а при торможе ­ нии ее сильно бросало влево. Поразмыслив, пришел к выводу, что причиной такого может быть обрыв однойиз растяжек передней подвески (что вряд ли) либо поломка их крепления . Из опыта езды на «восьмерке» известно, что при разрушениипереднего кронштейна реактивного рычага подвески ехать можно — но с известной осторожностью . В моем случае дело усложнялось состоянием до ­ р оги . Тем не менее, освоившись с новым поведением машины, я потихонечку до ­ брался до стоянки. А на следующий день выяснил, что в своих умозаключенияхвобщем не ошиб ­ ся: разрушилась задняя точка крепления правой растяжки — к ронштейн на под ­ р амнике . Подварить его спомощью умельцев удалось довольно легко . Но при этом положениерастяжки изменилось, а с ним — и угол наклона поворотного кулака. Машина стала хуже держать дорогу , р езко увеличился износ шины. К этому времени стало ясно, что и сцепление вот-вот «кончится». Значит, пора ехать на завод. Там заменили сцепление иподрамник , отрегулировали геометрию подвески и развал колес. И машина снова пошла «как по рельсам». Кстати, на новомподрамникев передней части прямо под поддоном двигателя появилась дополни ­ тельная поперечная стяжка — это сделало конструкцию более жесткой . Заодно стяжка стала в какой-то мере играть и роль защиты поддона. Из бесед с испытателями и специалистами выяснилось, м еждупрочим , что наш случай разрушениякронштейна далек о не единственный, о таких здесь знают. По двигателю замечаний принципиального характера нет. О нпо - п режнему отлично тянет и не дымит, расход топлива остался в старых пределах ( с м . ЗР, 1992, № 11). О сенью отказал датчик электровентилятора, но заменить его — сущий пустяк. С интересным фактом пришлось столкнуться, к огдая ставил на «Оку» о ктанкорректор . Специалисты решили прове ­ рить характеристики распределителя зажигания. И тут выяснилось, что при увеличении частоты вращения коленчатого вала до 5000 об / м ин кривая изменения угла опережения зажигания близка к идеальной. Но, достигнув 23°, угол дальше не увеличивается, остается постоянн ым . Пришлось распиливать пазы центро ­ б ежного регулятора — только после этого на оборотах 6500 угол опережения стал достигать нужной величины — 33°. Сказать, что характер машины заметно изменился, нельзя: д аже при довольно резкойманере езды «раскручивать» двигатель до шести с половиной тысяч приходится не так уж часто. Но когда приходится — эффект, конечно, заметен. Что касается октан - к орректора , то имя пользуюсь редко . О днаков дальних поездках он пару раз выручал, когда «девяносто второго» не было на триста километроввокруги поневоле приходи ­ лось пользоваться «семьдесят шестым». Если добавить в бак к 20 литрам АИ-92 10 литров А-76, детонацию можно убрать практически полностью; если сме ­ шивать 1:1, она заметна при попыткерезко разогнаться на высшей передаче. Эксперимента ради попробовали на чист ом А-76 — ехать можно , но оченьочень мягко работая педалью. А это уже не езда. На этом мы хотели поставить точку, но непредвиденное событие заставило вернуться к теме редакционных испытаний. К нам заглянул гость из ближне ­ го зарубежья и оставил на память нес колько экземпляров латвийской «Автомобильной недели», выходящей и на русс ком языке. В одном из ее номеров нашли статью «Ока» — бестселлер социализма» на целую газетную полосу. Материал прочли однимдухом . Там было все: и впечатления от автомобиля, и технические характеристики, и рекоменда ­ ции по ремонту, и описание самых каверзных поломок... А бсолютноскаждым словом этой статьи мы были согласны и под каждым готовы поставить свою подпись. Да и как могло быть иначе, если все это было состряпано из наших «зарулевских» публикаций. У человека, п одпи ­ савшегося под статьей, хватило ума указать «материал подготовил», но не хватило такта назвать источники, сделать ссылки на издание или автора. А мбиции суверенитета оказались сильнее порядочности. Ну, да Бог сним ! Не смотря ни на что, было приятно еще раз прочи ­ тать собственные строчки . Выходит — мы все-таки работаем не напрасно. Б. Д ЕМЧЕНКООПЫТ ЭКСПЛУАТАЦИИ6 За рулем № 6ЗА РУЛЕМ 6/94 21