Холодно и неуютно в Центральной Европе зимой, в начале года. Но в Португалии уже в феврале тепло и сухо. Туда, в курортный городок Альбуфейра, «Опель» пригласил 120 восточноевропейских журналистов «снять пробу» с его последней модели. На презентации новинки был и ваш корреспондент — вот откуда на боковых стеклах «омег» появились наклейки «За рулем». Что же показало первое знакомство!O MEGA э^з«ОМЕГА» ИЗ АЛФАВИТА «ОПЕЛЯ»«Омега» — последняя буква грече ­ с кого алфавита. Ею называлась прежняя модель «Опеля», к оторую он делал с восемьдесят шестого года. А теперь «Омега» — к томуже последнее слово техники из Рюссельсхайма. Нас ждали вАльбуфейре десятки «омег» — седанов и универсалов, четырех- и шестицилиндровых, бензиновых и дизельных, с обычнымикоробкамии «автоматикой». Краски кузовов отливали, как шелковые шали: выбрали « О мегу » в серебристо - с ерой . М отор — «шестерка» в два с половиной литра и «автоматика». К ороткоезнакомстводлинойв тридцать километров — смена. Теперь — «Омега» в зеленой шали с «четверкой» и пятиступенчатой трансмиссией. Ей — шестьдесят три километра пристального внимания и опять смена партнерши. Теперь — «простушка», в наиболее скромнойкомплектации , т ожес двухлитровой «четверкой» и пятью передачами. Эта — темно-вишневая. ...Разрубленный лезвием бампера, упал под колеса ветер. Понеслись мимо сахарные домики деревень, п ожилыекре ­ стьянки все вчерномсгромадными , черными же сомбреро на головах, встречные «рено-твинго» и «фиаты-уно». И еще — холмы с обрывами красной глины, зелень травы, пальм и сосен. Как португальский флаг: красный с зеленым. Первое впечатление — простора и легкости в салоне. Нижняя кромка ветр ового стекла далеко выдвинута вперед. Стекло сильно наклонено, а мощные его стойки такого сечения, что взор их как бы обтекает. О бзорность великолепна. И даже верхняя часть правой стойк и не мешает рассмотреть светофор. На заднем сиденье — полная свобо ­ да для троих. М ожете положить ногу на ногу, д аже закинуть руки за голо ­ ву — помех нет. «Опель» вырвался вперед вотноше ­ нии отопления и вентиляции: у водителя и пассажира —• две независимые системы подачи свежегоиподогретого воздуха. Для задних пассажиров на туннеле карданного вала — консоль с пульт ом управления, в том числе вентиляцией иотоплением . Очень тихо в машине на любойско ­ рости — словно паришь над дорогой . Но, включив отопитель, оказываешься в обществе... ш меля : не то чтобы дони ­ мает жужжанием , но мешает наслаждаться тишиной . Уровень внешнего шума, естественно, замерить было нечем : п ри ­ ходится повторить утверждение «Опеля», что у большинства модификаций он ниже, чем лимит в 74 децибела, ввод имый ЕЭК ООНсоктября 1996 года. Приятно держать руль. В местах основ -ПРЕЗЕНТАЦИЯЗА РУЛЕМ 6/94ного захвата сечение обода повторяет контур пальцев. Но в верхней инижней части переходит в почти круглое , с увеличивающейся высотой рифлений — у добно , когда приходится резко вывертывать при маневрировании. М ы привыкли, что у большинства современных моделей реечный руль. А тут — винт и гайка сциркулирую ­ щ имишариками . Клаус Лайдеккер , р уко ­ водитель группыперспективногопроек ­ тирования, мотивировал такой выбор стремлением обеспечить высокий уровень удобств для водителя благодаря ма ­ лым механическимпотерям . Тут надо заметить, что все «омеги» снабжены усилителями руля, а модификациис шестицилиндровыми двигателями — новейш ими усилителями «Сервотроник», где электроника уменьшает степень усиления пропорционально скорости. Нельзя не отметить очень мощные тормоза, дисковые на всех колесах, с АБС. О бычно эта система срабатывает с легкой отдачей на тормозной педали. О днако АБС нового поколения, п риме ­ няемые на ряде моделей 1994 года, такой реакции не создают . Правда, на «омегах» их- еще нет. Превосходно управление пятиступенчатой коробкой передач — очень точ ­ ное, ход рычага ( к ороткогоижестко ­ го) невелик. Чтобы не включить по ошибке задний ход, на рычаге сделан скользящий « в оротник » : е го надо оттянуть вверх — тогда у вас «задняя». Видимо, с уперкомпьютер «Крэй», к о ­ т орым обзавелось головное предприятиев Рюссельсхайме, оказал существеннуюп омощь не только в расчете нагрузок во всех 10 тысячах силовых узлов несущ его кузова, не только в имитации аварийных деформаций на математической модели , но ив выборе передаточных чисел коробки передач: они отлично согласованы сизменениемкрутящегомо ­ мента. А вот четырехступенчатая «автоматика» задумана для работы в трех режимах — экономичном, спортивном изимнем . Разобрались с этим не сразу: сначала удивлялись, почему переключе ­ ние происходит в «сонном» р ежиме . Оказалось, трансмиссия просто работала вэкономичном диапазоне. «Автоматику» устанавливают только на «омегах» с шестицилиндровымимо ­ торами, как и электронную систему регулирования тягового усилия (она исключает пробуксовку колес). На автомобилях с «четверками» ее нет — и это з аметно , к огда заднее колесо попадает, н апример , на песчаную обочину. «Крэй» помог°рассчитать и подобрать такие детали несущего кузова, чтобы его жесткость на кручение выросла на 27 % в сравнении с «Омегой-1». Он сымитировал 30 разных аварий и «дал советы», как повысить безопасность ма ­ шины. В результате в дверях появились защитные брусья, п одрамникпро ­ должен до зоны передних сидений, м еждукожухами задних колес сделали усилительную распорку . Но, главное, при лобовом ударе в поперечине перед ­ ней подвески происходят в нужных местах запланированные поломки , как следствие их, силовой агрегат уходит подднище машины и опасные последствия аварии сводятся кминимуму . Л юбопытно , что по сравнению спред ­ шественницей новая «Омега» потяжелела на 100 килограммов . Часто приходилось слышать или читать о новых моделях, что они стали еще легче, что экономия материала и так называемая высокая весовая культура — это немалое дости ­ ж ение . А вот у «Опеля» не упускаютвесь салон, доставляя неудобство пассажиру! Но испытать на деле безопасность «Опеля-Омега» или, к примеру , характер обтекания воздухомвсуммарном (для трех разных машин) п робегев 150 кило ­ метров, конечно, невозможно. А когда туманным утром на стекла легла роса, то после первых жекилометровбоковые очистились сами. О собойформыкромки оконных уплотнителей «исподтишка» о р ­ г анизуют обтекание боковых стекол возд ухом , так что его струя быстро уносит слой влаги или грязи . Но то — «их», португальская грязь. А вот когда «омеги» поступят в Россию, то лучше, если они будут приспо ­ соблены кроссийским условиям. И не только иным кодированиемэлектрони ­ к и , у правляющейвпрыском топлива изажиганием , но ивозможностью работать без каталитического нейтрализатора — в России этилированный бензин сразу же «отравит» е го . Или возьмем подвеску колес. Независимая «для всех четырех», п ружинная , очень точная по кинематике , она при -«Омега» в голубой шали: двигатель — «шестерка», коробка — автоматическая. «Простушка» в вишневой шали: двигатель — «четверка», коробка — пятиступенчатая. Шестицилиндровый двигатель «Омеги».Техническая характеристика автомобиля «Опель-Омега-CD 2,0 16V» (в скобках — отличающиеся данные для -2,5 MV6 ) . Общие данные: количество мест — 5; д верей — 4; двигатель — впереди, ведущие колеса — задние; с наряжен ­ ная масса — 1425 (1530) к г ; скорость — 210 (218) к м / ч ; в ремя разгона с места до 100 км / ч — 11,0 (11,5) с; в ремяраз ­ гона на высшей передаче с 80 до 120 км / ч — 16,0 с; расход топлива при 90, 120 км / ч и ГЦ — 6,6 (6,9); 8,0 (8,5); 10,8 (12,0) л/100 км ; запас топлива — 75 л. Двигатель: количество цилиндров — 4 (6); клапанный механизм — 20НС; количество клапанов на цилиндр — 4 (2); мощность — 136 л. с./100 кВт (170 л / с / 1 25 кВт) при 5600 (6000) о б / м ин ; наибольший крутящиймомент — 185 (227) Н- м при 4000 (3200) о б / м ин . Размеры: длина — 4788 мм ; ш ири ­ на — 1786 мм ; высота — 1455 мм ; к о ­ лесная база — 2730 мм ; колея передних колес — 1514 мм , задних - v 1526 мм ; о бъембагажника — 0,53 м ' ; п огрузоч ­ ная высота — 714 мм ; р азмер шин — 195/65R15 (205/65R15).случая подчеркнуть , что автомобиль от прибавки веса не только стал прочнее, но и дополнительные 70 килограммов из тех ста пошли на повышение безопасности. Ведь сегодня для автомобилестроителей это один из самых главных приоритетов. И еще : рулевая колонка , этот кин ­ жал, к оторый при аварии готов вонзиться в грудь водителя, завязана со стойкой ветрового стекла и туннелем карданного вала специальными предохра ­ нительными тягами. А водителя и его соседа, п омиморемней , сберегут надувные подушки безопасности. Одна из них — в ступице рулевого колеса, д ру ­ гая — над «бардачком». М аленькое отступление: у водителя, слева от рулевой колонки , есть собственный «мини-бардачок» для путевых доку ­ м ентов . Не тянуться же за ними через 2 За рулем № 6способлена кнормальнымевропейским (включая и португальские!) д орогам . Но если мерить нашими мерками — ж ест ­ ковата, к томуже буквально ловит швы дорожногопокрытияи неплавные неровности, отзываясь бубнящимгулом . Словом, для российских условий надо подправить чересчур «спортивную» характеристику подвески. Ну, а вообще — зачем нам знать о такой машине, к отораяв этом году у нас на рынке не появится? Только чтобы иметь представление, куда идет мировая автомобильная техника. Вот хотя бы двигатели. На сереб ­ ристо-серой машине стоял V - о бразный шестицилиндровый из семейства «Экотек»; очень живой , б есшумный (хотя его передняя часть буквально опутана длинными зубчатыми ремнями ) и весьма эконо ­ мичный. Интересно, что у него переменная, в зависимости от режима работы длина впускного тракта. Д вумя заслонками под ­ к лючают последовательно три его участка, п ричемкаждыйподобран так, чтобы инерционный наддув воздуха обеспечивал наивыгоднейшее изменение крутящего момента. При езде срабатывание заслонок совершенно не ощущается, а двигатель тянет так, словно у него безгра ­ ничный запас момента . «Четверка», очень компактная , т ожес гидравлическими толкателями и электр оннымвпрыском , показалась очень гибк ой . Она устойчиво работала ипре ­ красно тянула, д ажекогда ей предло ­ жили скорость 20 км / ч на третьей передаче, без рывков шла, делая 1500 об / м ин при скорости 60 км/ч на пятой передаче, и с завидной легк остью подхватывала автомобиль, чтобы вынести его на 150 км / ч . Два верхних распределительных вала, четыре клапана на цилиндр имотор работают* на любомрежиме совершенно бесшумно. («Четверка» м ощностью 136 л. с. стояла на зеленом «Опеле-Омега-CD», а самая дешевая, всего в 115 л. с , принадлежала вишневой машине.) Конечно, не в наших силах было проверить, сколь точны утверждения фирмыо высокой экономичности «четверок». Но, судя по данным бортово ­ го компьютера , средний расход вкаждой из трех поездок держался в зоне 11—13 л/100 км . К аковожеобщее впечатление от машины? Когда нужно , она — с короходсхорошими манерами поведения на до ­ р оге . Если потребуется — работяга, готовый вместить в свой просторней ­ ший салон и пассажиров, и поклажу (кстати, багажник — н еобозрим ) . М о ­ ж ет обернуться сибаритом и предложить ездокамкомфорт представительского лимузина. В целом — один из лучших в своем классе, п ричем не «ширпотребный», а обладающий индивидуальностью и, главное, превлекательной ценой. Прямые соперники « О меги » (ее продают в Германии с конца апреля) — это БМВ-520 и -530, «Мерседес-Бенц» м оде ­ лей «Е200» и «Е300» — все тожес задними ведущими колесами. Но она просторней, чем БМВ, э кономичней «Мерседеса» и БМВ и... дешевле их. Диапазон цен на нее (в зависимости от модифика ­ ции) — от 39 550 до 63 345 марок . Альбуфейра Л. ШУГУРОВЗА РУЛЕМ 6/94 5