Рис. 5. крышкеДоработка отверстия двигателя ВАЗ-2105.взащитнойпадать такжеформа зубьев и их шаг. Приобретая зарубежный синхронный ремень, для верности полезно сравнить его с « р одным » , с тоявшим на автомо ­ биле, или расспросить продавца об опы ­ те использования его товара на отечественных моторах . Ремень — деталь очень ответственная, п оэтомунапомним : если понравившийся импортныйремень хоть в чем-то не соответствует данным , п ри ­ в еденнымвтаблице , — в оздержитесь от его покупки . Кстати, если случается неприятность иремень рвется или, что бывает чаще, срезается несколько зубьев — всю вину сразу взваливают именно на него. Это неправильно — н адо обязательно прове ­ рить шкивы , нет ли в них дефекта . Иначе новый ременьдолго не проживет . При нормальной эксплуатации ремень честно ходит заявленные заводом 60 000 километров — для скептиков отм етим : в него заложен пятикратный запас прочности . «Нормальная эксплуатация» — это своевременныйконтроль за натяжениемисостояниемремня (хоть материал ремняимаслобензостойкий , для него тоже «чистота — залог здо ­ ровья»). В заключение несколько рекомендаций ипредложений читателей, о публикован ­ ных ранее вжурнале «За рулем » . Необходимое натяжение ремня на двигателях «Таврии» и ВАЗ-2105 обеспечивает пружина у кронштейна натяжного ролика, поэтому достаточно лишь убедиться, что она действует. На ВАЗ-2108, где натяжение ремнярегули ­ р уютэксцентриком , предлагается оцени ­ вать усилие пальцами, закручивая ре ­ мень на 90° (пальцами потому , что чем либо еще туда попасть трудно ) . Регул ировкуможно проверить точнее динам ометром . Д ляэтого отворачивают гайку, ф иксирующую натяжной ролик, и клю ­ ч ом «на 32» поворачивают эксцентрич ­ н ую ось ролика против часовой стрелки , к онтролируямомент по динамометру — о ндолжен быть около2 Н-м (рис. 4). На «пятерке» п лоскозубчатыйременьзакрыт пластмассовой крышкой , к репя ­ щейся в трех местах. О ченьнеудобно добираться до левого (со стороны радиатора) болта, п оэтому имеет смысл вместо овального отверстия вкрышке сделать паз (рис. 5). Тогда достаточно ослабить болт икрышкалегко снимается вверх. Д опустим , р емень вышел из строя — срезало несколько зубьев. На «Спутнике» после этого нужно обязательно про ­ верить, не погнулись ли клапаны от удара впоршень (кстати, о бычно это бывает свпускными клапанами). Д ля этого по ­46 ЗА РУЛЕМ 6/94ворачиваем распредвал досовмещенияметки на шкивесустановочнымусиком на задней крышкезубчатого ремня. П отомповорачиваем коленвал влево или вправо — куда ближе — д осовмещенияметки на шкивесметкой на крышке маслонасоса. Затем надеваем ремень и, проворачивая коленвал вручную , п рове ­ р яем , есть ли компрессия во всех ци ­ линдрах. Если все впорядке — вам повезло. К огда запасного ремня нет, м ожно выйти из положения так. Разрежьте старый вдоль на две чгсти, c v « c - те одну половину относительно другой так, чтобы срезанные зубья оказались спро ­ т ивоположныхсторон , установите на дви ­ гатель — и в путь, л учше всего — в стор ону магазина запчастей, за новымрем ­ нем.ЭЛЕКТРОРЕЛЕБез этих маленьких приборов не обходится ни один автомобиль, причем их тем больше, чем современней модель. О б устройстве и взаимозаменяемости реле рассказывают специалисты В. БАННИКОВ и И. К ОЗЛОВ . Э лектромагнитное реле было изобре ­ тено впрошлом веке и использовалось сначала, в основном , для нужд телеграфа, п осколькусопротивлениепроводов съедало львиную долюпередаваемоготока . Реле позволило повышать силу то ­ ка за счет энергиипромежуточных батарей итакимобразом стало как бы усилителем тока (и напряжения ) . С развитиемконструкции автомобиля возникла необходимость применять ивнемэлектромагнитные реле, п оскольку обычные механические выключатели все чаще оказывались непригодными для ком ­ мутации большого числа мощныхпотре ­ бителей. К рометого , выключатели расп оложены , как правило, возле водителя икнимнеобходимо прокладывать про ­ вода от самых удаленных вавтомобиле мест. Такие токовые магистрали, как ивтелеграфной линии, о бладаютбольшимвнутреннимсопротивлением , а это, нап ример , в цепи ближнегои дальнего света фар, п отребляющихбольшойток , приводит икбольшимпотерямэнергии . Чтобы свести их кминимуму , в цепь вводят реле, п озволяющеедистанционно управлять потребителемэлектроэнергии : источник питания располагают вблизи по ­ требителя или связывают с ним толстым ( « м ощным » ) п роводом , а орган управления ( к нопку , выключатель, переключатель) п омещают на некотором удалении — в удобном для водителя месте. Понятно, что приэтомэкономятимно ­ го дорогих толстых проводов . Классичес кийпример — всем известное тяговое реле стартера. К оммутацияегоэлектро ­ м отора выполняется « м ощными » к онтакта ­ ми реле, а егообмотки — «слабыми» к он ­ тактами замказажигания . Таким образом , в современных автомобилях основное назначение реле — уменьшить длину толстых (силовых) п ро ­ водов иразгрузитьконтактыорганов управления (выключателей). Через по ­ следние протекает обычно ток менее двух десятых ампера, в то время как кон ­ тактная группа реле способна комму ­ тировать токи силой до 30 А. В последние годы на смену известн ымреле типа PC, п рименяющимсяв «жигулях», «Москвиче-2140» и др., п ри ­ шли новые реле типа 111.3747...113.3747 на «Спутнике», А ЗЛК - 2 141 , «Таврии» и др . Эти современные малогабаритные электроприборы отличаются от своих предшественников размерами и массой, а также большим допустимым током коммутации и сравнительно незначительным ( о коло 0,14 А при 12 В) п отребляемымтоком . Все эти замечательные свойства делают их незаменимыми как при обыч ­ ной коммутацииэлектрических цепей ма ­ шины, так и при работе в составе электронных устройств, н апример , в преры ­ вателях указателя поворота .РОКОВАЯ МОНТИРОВКАНередко владелец машины, сняв какую-то деталь, не ставит ее на место «за ненадобностью» или же , взяв инструмент, потом просто бросает его в багажник. Последствия этого могут быть довольно печальными, что подтверждает рассказ киевлянина В. ВОРОБЕЙКОВА. Это случилось, к огдаякупилнено ­ вый ЗАЗ - 9 68М — м ашину , к оторую почти не знал. По дорогедомой почувствовал сильный запах гари. Н еужели «печка»? О ткрылбагажник — и з - п од капота полыхнуло пламя. К сожалению , б ывшийхо ­ зяин, расставаясь смашиной , «предус мотрительно » в ыложил из нее почти все, включая огнетушитель и аптечку. Пришлось обратиться за помощьюк вод ителяммашин , стоявших неподалеку. Но те при виде горящего « З апорожца » б рызнулив разные стороны . Затушив огонь любимойкурткойи получив сильные ожогирук , я отправился втравмо ­ пункт. А ужпотом стал разбираться, что, собственно, п роизошло . Оказалось, по пустомубагажнику скакала монтировка . И доскакалась, з амкнув «плюсовую» клемму аккумулятора на «массу» из-за того , что на нем не былокрышки . От искры загорелись масло, п росочившееся из картерамеханизма , ветошь, п роводка . Слава Богу, что на сей раз вбагажнике не было канистры с бензином, которую я обычно вожу с собой. Но на этоммои неприятности не закончились.' Почти удомавдругзакли ­ нило рулевое управление. Как я взбесился, к огда увидел, что та жемонтиров ­ ка подлезла под вал рулевой колонки , с которого был снят защитный кожух , и заклинила его ! В сердцах язашвыр ­ нул ее так, что потом искал долго , но тщетно. В тот день, как позже выяснилось, я лишился аккумулятора — он ведь не переносит короткихзамыканий : к оробят ­ ся пластины и осыпается активная масса. К рометого , б ыло две реальных угро ­ зы лишиться машины . Пусть мои несчастья послужат урокомводителям « з апорож ­ цев».