28
29
АВГУСТЕЙШИЙ АВТОМОБИЛИСТБЫАОЕИюльской ночью 1918 года в Екатеринбурге без суда был расстрелян со своей семьей и близкими последний русский царь Николай II. Мы не беремся оценивать его роль в истории России, но хотим рассказать о той стороне жизни, которая не обязательно касалась политики и совершенно неизвестна нашим читателям, хотя напрямую связана с автомобилями. Николай Александрович Романов к технике относился с симпатией, охотно пользовался ее достижениями, в том числе и автомобилем, а вот как он ее воспринимал, теперь может рассказать, пожалуй, только его дневник. Судя по записям, поначалу у императора не было собственного авто и он охотно пользовался машиной великого князя Михаила Александровича, впоследствии почетного президента Императорского Российского автомобильного общества (ИРАО, аналог нынешней РАФ). "Приехал Миша... на автомобиле". "В 7 часов прокатился в автомобиле Миши", "Ездил к Мама на моторе Миши" — такими фразами пестрит дневник с мая по сентябрь 1904 года. В.Орлов, начальник походной канцелярии императора, сам правил автомобилем, и его машина также часто служила для поездок на смотры, охоты, парады и т.д. Постепенно царь пришел к мысли завести собственные машины. Образовался гараж Его Императорско28 ЗА РУЛЕМ 7/94го Величества (ЕИВ — как тогда часто писали), который постоянно пополнялся. Мало-помалу там собралось более шести десятков машин самого различного назначения: легковых — для поездок, грузовых — для перевозки багажа и хозяйственных работ во дворцах. Заведовать технической частью гаража ЕИВ был приглашен француз Адольф Кегресс. Автомобильный сезон начинался в апреле-мае, когда дороги просыхали и становилось тепло. Продолжался он до октября-ноября. Зимой моторами почти не пользовались, зато летом в столице и на отдыхе в Крыму катались вволю — и по делам, и просто удовольствия ради. В дневнике часты записи типа "Поехали в Стрельну, сделали это на моторе" (27 мая 1906 года). Уделял царь внимание и постановке автомобилей на вооружение русской армии. В том же году он пишет: "Осмотрел новый броневой автомобиль с пулеметом". Нелишне напомнить, что речь идет об одном из первых в России броневиков конструкции Накашидзе на Красносельских маневрах в июле 1906 года. Постепенно моторы входят в быт семьи царя. Ими пользуются его мать, жена; вошло даже в обычай после обеда кататься на автомобиле с детьми. Описывая эти прогулки, Николай Александрович употребляет интересное слово — "помоторили", что значит "по-Николай II на военных маневрах в июле 1911 года с семьей (в кадре — великие княжны Ольга и Мария. За рулем машины — заведующий технической частью царского гаража А.Кегресс). Машина — "Мерседес" с 45-сильным (4082 см3) двигателем, имевшим гильзовое (ныне забытое) газораспределение и передачу карданным валом.катались на автомобиле". Но и дальние деловые поездки по стране не обходились без механических экипажей. Их грузили в специальный вагон царского поезда. В другом вагоне размещались водители и механики с инструментами и запчастями. Когда поезд прибывал к месту назначения, города и веси объезжали на машинах. Но более всего удовольствия доставляли Николаю II поездки по Крыму. В апреле 1914 года он довольно подробно описывает свое путешествие в заповедник "Аскания Нова". Рассказу о нем посвящено больше места, чем иным государственным проблемам! Подчас император проезжал в самоходе до 400 километров в день. С шофером, разумеется. За рулем обычно находились Адольф Кегресс, Владимир Орлов или Александр Маркевич. Мировая война заставила Россию во многом пересмотреть отношение к автомобилю. Из-за границы начались крупные поставки машин для армии. Это были броневики и автомобили, оснащенные пушками, пулеметами, прожекторами, радиостанциями и т. д. Царь, всегда внимательно следивший за ходом военных действий, отмечал события, связанные с применением этой техники в боевых операциях: "От Ломжи до Прасныша идут успешные наступательные бои; наши войска забрали порядочно пленных германцев, орудий и пулеметов; очень помогли успеху автомобили с пушками и пулеметами!" (13 февраля 1915 года). Фраза заканчивается восклицательным знаком, в то вре"Делонэ-Бельвилль-70СМТ" 1909 года с 80сильным двигателем рабочим объемом 12 литров, цепной передачей и системой пневматического пуска мотора. Он был официальной государственной каретой и входил в число десяти машин, обслуживавших царя и его семью.мя как на протяжении большинства страниц самым выразительным знаком была точка. В ставку или на фронт Николай Александрович часто выезжал на автомобилях. В конечном итоге, они стали столь же привычным средством передвижения, как лошади. Даже сына — наследника Алексея — с детства приучали к технике. 5 октября 1914 года в день своих именин цаЕще один автомобиль из придворного гаража, а точнее, из "десятки". Таких "роллс-ройсов40-50" в гараже было два: один — 1913, другой — 1914 года, оба — с кузовами французской фирмы "Келльнер". Мощность двигателя — 48 л. с, рабочий объем — 7410 см 3 . На одном из них в 1919 году ездил Л.Троцкий.ревич получил в подарок маленький "Бебе Пежо". Знакомили царевича ис новинками. К февралю 1915 года относится запись: "В 2 часа отправился с Алексеем на испытание автомобиля на полозьях сист. самого Кегресса. Сели и поехали катать по полю и по льду через канавы и сугробы. Он проходил всюду хорошо... Покатались, имея на буксире большие сани с 12 шоферами. Опыты оказались вполне удачными". Речь в данном слу"Рено-40"(40 л. с , 7536 см 3 ) 1913 года с кузовом работы "Келльнер" тоже относился к десяти императорским автомобилям. Именно на этой машине В. Ленин в 1918 году приезжал на завод Михельсона, где на него было совершено покушение.чае идет об участии в испытаниях полугусеничного автомобиля, сконструированного заведующим гаражом ЕИВ Адольфом Кегрессом. Среди книг, прочитанных Николаем, были автомобильные. Известно, что в сентябре 1911 года императору был преподнесен труд инженера Н. Г.Кузнецова — "Курс автомобилизма" — очень популярное в те годы издание, а в дневнике упомянут даже и модный тогда роман "The Women in а Motor Car" ("Женщина в автомобиле"). При всем том Николай II был августейшим пользователем "моторных экипажей", а в этом он стремился не отставать от других европейских монархов, Вильгельма II, Эдуарда VII. Из сказанного можно сделать заключение, что последний российскийимператор питал интерес к автомобилю — одному из наиболее передовых технических достижений своего времени, хорошо понимал его значение как вида транспорта, в том числе и для обороноспособности страны. С благословения монарха в 1902 году были куплены первые автомобили для армии, а затем, в 1910 году создана учебная автомобильная рота — своеобразный центр моторизации вооруженных сил. Не остался царь в стороне и от организации международных выставок, а одну из них даже взял под свое Высочайшее покровительство, как, впрочем, и Российское Автомобильное Общество, сыгравшее важную роль в истории отечественного автомобильного дела. Для поддержки автомобильного спорта в1910 году Николай Александрович учредил "Императорский приз" победителям российских ралли, чем вывел их в число престижнейших в Европе. Роль личности Николая II в нашей истории освещалась до недавних пор односторонне. Что касается его влияния на автомобилизацию России, то приведенные здесь факты публикуются за последние десятилетия впервые и, как два века назад говорил немецкий философ К. Лихтенберг, "...нам следовало бы стремиться познавать факты, а не мнения; напротив, находить место этим фактам в системе наших мнений". К. ШЛЯХТИНСКИЙ Фото из архива Л. ШугуроваЗА РУЛЕМ 7/94 29