Как уже отмечалось, "За рулем" в последнее время обращается к отечественному автоспорту чаще всего в связи с победами российских гонщиков в международных соревнованиях. Но даже если исходить только из этого, то наибольшего внимания заслуживает у нас сегодня не ралли, не автомарафоны, не "кольцо" и трек, а... автомобильный кросс. Да, да, тот самый, который не так еще давно то закрывали (бывало, на уровне членов бывшего политбюро ЦК КПСС), то снова разрешали, то ругали, то миловали, но всегда считали чем-то второстепенным в спорте и ассоциировали с грязными, заболоченными трассами, искореженными машинами. Время многое меняет в наших представлениях об автомобильном спорте вообще (как тут ни назвать хотя бы трансляцию по телевидению всех гонок формулы 1) и об автокроссе в том числе. Без всяких натяжек можно сказать, что по числу соревнований и интересу к ним зрителей кросс занимает у нас сегодня ведущее место. В доказательство — две цифры: из 94 соревнований, включенных в российский календарь 1994 года по автоспорту, 42 — это автокроссы. Каково! И неважно, где происходят схватки автокроссменов — на трассах ли крупных городов — Самары, Пензы, Тольятти, или в мало кому известном поселке Веселовка Краснодарского края, или в шахтерском городке Гуково Ростовской области, — везде тысячи, тысячи зрителей, везде захватывающая спортивная борьба, везде праздник спорта. Может быть, потому, в первую очередь, что автокросс по своей сути демократичен. Спортсмены совсем рядом, не за кордонами милиции, и можно почувствовать, как управляют они своими машинами, как побеждают и проигрывают, а трассы так напоминают привычные наши проселки, по которым мы ездим. Как бы то ни было, автокросс сегодня — одно из самых любимейших спортивных зрелищ россиян. В наше время он объединяет всех, кто соревнуется на внедорожных трассах, начиная с юношеских багги с мотоциклетным мотором 350 см 3и кончая ЗИЛами с шестилитровыми двигателями. Таков диапазон кросса. Не будем утомлять перечислением всех его классов — их девять, назовем лишь четыре основные группы кроссовых машин. Это серийные легковые автомоби60 З РУЛЕМ 7/94 Али (спортсмены их называют "кузова"), специальные кроссовые автомобили — багги, полноприводные машины и, наконец, грузовики. В каждой группе и входящих в нее классах разыгрываются чемпионаты России, как правило, в несколько этапов. В уже сложившихся центрах автокросса появились свои организаторы, спонсоры, спортсмены, словом, те, кто любит и ценит кросс, кто готов оказывать ему поддержку. В Самаре — это автоколонна № 1171, в Димитровграде — автоагрегатный завод, в Пензе — ТОО ТВИСПО (Спортивный клуб технических видов спорта), в Гукове — шахтостроительное управление. Всех не назовешь, но главное, у этого вида спорта сегодня есть прочная база. Может быть, поэтому многие из тех, кто хочет посвятить себя автоспорту, выбирают кросс. Не последнюю роль играет здесь и другое обстоятельство — возможность проявить себя, получить доступ на международные соревнования. Кстати, у нас можно услышать о том, что автокросс за рубежом — это нечто второсортное. Ничуть не бывало! В Италии, Франции, Германии, Чехии — море зрителей, телетрансляции, спонсоры, реклама — все как и подобает большому спорту. Да и тот факт, что разыгрывается чемпионат Европы для легковых автомобилей и Кубок Европы для багги — свидетельство авторитета кросса. Россия располагает сегодня примерно пятеркой спортсменов, которые способны на равных бороться за лидерство в обоих этих соревнованиях. Журнал уже писал об успехе Александра Ерофеева (второе место) и Владимира Макарова (четвертое) в чемпионате Европы прошлого года. Выступали они на автомобилях "Рено-21-турбо", которые приобрел для них Уфимский нефтеперерабатывающий завод. Нисколько не умаляя их впечатляющего успеха (впервые российский гонщик стал серебряным призером официального чемпионата Европы), отметим все же, что раньше, имея на вооружении "восьмерки", они не занимали первых позиций в нашем кроссе. Не трудно представить себе пьедестал почета чемпионата, если бы наши тольяттинские асы Анатолий Кривобоков, Борис Котелло, Владимир Бузланов сели за руль таких машин. Пока же не всем так повезло, как уфимцам. Г. ЛЕРМАН, председатель комитета кросса Российской автомобильной федерацииВ группе полноприводных автомобилей — только УАЗы. Среди "кузовов" преобладают "восьмерки" с моторами в 1700-1800 см3.Фото В. Крючкова