ПРЕДСТАВЛЯЕМ ИЗДАТЕЛЬСТВО•>еи готахСреди аргументов в пользу рыночной экономики, звучавших в дискуссиях недавних лет, едва ли не самым ходовым был такой: "Только рынок знает всему настоящую цену!". Жизнь показала, что настоящий рынок невозможен без организующих начал, в частности, достоверной, оперативной и точно адресованной информации — в первую очередь, о ценах на тот или иной товар. Если говорить о европейском автомобильном рынке, который перестал быть для нас абстрактным, "заграничным" понятием, то для него основной источник такой информации — справочники швейцарского издательства "Евротакс". Помимо перечисленных выше признаков, публикуемые в них сведения обладают еще одним достоинством — уникальностью. Службы "Евротакса" расположены в 15 странах Европы, где они собирают детальную информацию, обрабатывают и анализируют данные, которые затем ложатся в основу справочников. Информация эта охватывает продукцию всех основных автомобильных фирм мира, представленных на европейском рынке. Особенно плотна сеть информационных бюро "Евротакса" в Западной Германии, где их четыреста. Словом, "Евротакс" ведает все о ценах на автомобили, причем не только и не столько на новые — хотя их обобщение требует немалого труда. Конек "Евротакса" — цены на подержанную технику, где наряду с легковыми автомобилями грузовики и мотоциклы, жилые прицепы и кемперы, сельхозмашины и тракторы... Всего около 20 видов таких прейскурантов. Два из них уже становятся известны в России и СНГ: "Супер Шваке" — справочник цен на подержанные легковые автомобили в Германии (там он выходит ежемесячно) и "Окказион" — ежеквартальное издание, где обобщены цены подержанных машин в крупнейших европейских странах (теперь он выходит ив России дважды в год). Осредненные с учетом множества факторов, цены из "Евротакса" — основной ориентир как для торговцев автомобилями, так и для владельцев, намеревающихся продать машину, и для покупателей. (Хотя, разумеется, цифра из справочника не означает, что машину нельзя купить дешевле или дороже.) Идея такого обобщения сведений о ценах принадлежит г-ну X. Шваке, начавшему эту работу в ФРГ в 1957 году. Самый популярный из прейскурантов, выходящий в Германии ежемесячно, и поныне носит его имя. В 1970-м было создано издательство "Евротакс Интернациональ" — акционерное общество со штаб-квартирой в Пфеффиконе (близ Цюриха, в Швейцарии). Ныне в нем более 400 сотрудников, а издательская деятельность охватывает 19 европейских стран — от Австрии до Швеции, включая восточноевропейские и страны СНГ. Гораздо шире стал и круг задач издательства. Справочники цен, о которых шла речь, составляют сегодня хотя и важнейшую, но все-таки лишь часть выпускаемых им материалов — так называемую голубую линию (по традиционному цвету обложек). Другая линия, "зеленая" — это калькуляционные справочники по регулировке, ремонту и окраске автомобилей. Построенные с учетом возраста, пробега, особенностей комплектации, цен деталей и материалов конкретного автомобиля, они дают надежную основу для расчета стоимости его ремонта и окраски. Скажем, справочник "Шваке-калькуляцион" содержит примерно 130 000 цен на отдельные запчасти, а также данные о времени, затрачиваемом на их замену, более чем по 740 моделям легковых автомобилей. 38 ЗА РУЛЕМ 7/94Помимо традиционных "гроссбухов", широко попу лярна информа-ционная система "Аудатекс-Шваке" с использованием микрофишей: это листы размером с почтовую открытку, содержащие около 3 млн. калькуляционных позиций. С их помо щью можно рассчитать стоимость 98% операций по ремонту. Система распространяется по подписке, информация в ней регу лярно обновляется. К этой же группе относятся справочники "ASU-Daten" и "AM-Data' содержащие эксплуатационные и регулировочные параметры двигателей и авто мобилей. Для работников сервиса это своего рода катехизис, основа ежедневной прак тики. Сравнительно недавно появилась "оранжевая линия" — научная серия. Пока она касается только проблем безопасности. Это ежегодный сборник материалов об испытании автомобилей на удар ("Крэш-тест") и "Крэш-карт" — схемы, позволяющие по характеру повреждений воссоздать обстоятельства аварии. Встает на ноги информационная ("красная") серия — еженедельный бюллетень, содержащий, помимо одной крупной статьи, лишь краткие новости автомобильной жизни, рассчитанные на специалистов; "Шаден-праксис" — ежемесячник, адресованный юристам, связанным с ДТП, а также непериодические издания, обобщающие результаты прикладных исследований, статистику и т. п. Выпускает "Евротакс" и книги; одна из них, "Ремонт кузова после аварии" переведена и увидела свет в России при участии издательства "За рулем". Шагая в ногу со временем, "Евротакс" уделяет все больше внимания переводу своей информации на язык компьютеров; здесь выпускают материалы на дискетах, продают программное обеспечение. Новейшие варианты включают базу данных на лазерных дисках. Среди потребителей продукции издательства — торговцы автомобилями и работники сервиса, страховые компании и юристы, эксперты,прокатные фирмы, полиция, таможня и финансовые органы — всех не перечислить. Наконец, компания "Евротакс" выстуШг пает организатором ^Ш встреч экспертов, опеци^ш альных симпозиумов, создаY ет новые формы обучения. Такова автомобильная академия — разновидность курсов повышеШ ния квалификации, весьма эффекV тивная и быстро завоевавшая популярность. Кстати, в МАДИ, где находится московское бюро "Евротакс", организовано обучение экспертов составлению калькуляций ремонта на основе технологии "Евротакса". Здесь также обучают работников таможни оценивать ввозимые машины, чтобы правильно взимать налоги и пошлины. "Евротакс Интернациональ" — непременный участник всех крупных международных выставок, где предлагаемая им информация и формы работы с нею вызывают, как мы убедились, большой интерес. Даже получив довольно беглое представление о деятельности издательства, мы тем не менее поняли: его существование закономерно и необходимо в развитом рыночном хозяйстве, уже привыкшем жить по правилам — но не навязываемым властями, а вырабатываемым и корректируемым внутри этого хозяйства. Нам предстоит пройти длительный и сложный путь, прежде чем подобная форма рынка укоренится на российской почве. Надеемся, в этом сыграет свою роль опыт компании "Евротакс Интернациональ", начавшееся сотрудничество между нею, издательством "За рулем" и другими центрами автомобильной информации в России. Напоминаем, что приобрести продукцию издательства "Евротакс", а также стать участником семинаров можно, обратившись в московское бюро фирмы по адресу: 125315, Москва, Ленинградский просп., 64, МАДИ, ком. 203, "Евротакс". Тел. 155-08-56.