обеспечит требуемой точности. Поэтому в хорошем автомобильном тестере шкала должна быть растянута именно в диапазонах 10-13 и 13,5-14,5 В. Этому требованию отвечает кишиневский индикатор ИЗ-1 (фото 1). Его шкала измерений разбита на два расширенных диапазона: "аккумулятор" с градуировкой заряда в процентах (50, 75, 100) и "реле-регулятор" с секторами "больше", "меньше", "нормально". К контактам электрооборудования изделие подключают с помощью щупов-штырей, на которые при необходимости надевают зажимы типа "крокодил". Индикатор ЭИ-2331 омского завода "Электроточприбор" от 0,5 до 20 В, цена деления 0,5 В. В комплект входят съемные штыревые пробники с зачее напряжение реле-регулятора, УЗСКП, обороты двигателя; проверить состояние контактов прерывателя, исправность системы ЭПХХ ВАЗ2105...07, датчика и коммутатора бесконтактного зажигания, работу системы пуска "вазовских" машин. Инструкция к тестеру содержит подробные алгоритмы поиска неисправностей в электроцепях и справочные таблицы. Всем хорош А1, но впечатление портят грубые зажимы на проводах, пригодные, скорее, для клемм аккумулятора. Их невозможно присоединить к одному из контактов стандартного автомобильного разъема (например, соединительной колодки замка зажигания "восьмерок"), где нужны тонкие штыревые щупы. Универсальными приборами обычноТЕХНИКА"ТАВРИЯ" ПРИМЕРЯЕТ ВПРЫСКВоздух не знает государственных границ. Над снижением токсичности выхлопных газов "Таврии" вместе с украинскими специалистами работают их российские и молдавские коллеги. Недавно они собрались в Мелитополе на очередное совещание по созданию ЭСВТиЗ — электронной системы впрыска топлива и зажигания. Приехали не с бумагами, а с опытными образцами. Наиболее совершенный был представлен коллективом разработчиков из Москвы (завод автотракторного электрооборудования, НИИ автомобильной электроники) и Владимира (Политехнический институт). Пока он уступает аналогичной системе французской фирмы "Сименс", но в процессе доводки разрыв в показателях токсичности должен быть сокращен. Опытные образцы продемонстрировали в действии также харьковчане (КБ им. Морозова) и сотрудники НИИмаша из Нижней Салды Свердловской области. Несколько отстает киевско-петербургский тандем НИИ "Буран" — завод "Пекар", показавший пока лишь макет блока топливоподачи. Заказчиком научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ выступает "АвтоЗАЗ" — он вынужден устанавливать на "тавриях", поставляемых в страны ЕС, систему впрыска фирмы "Сименс". Этот "билет на западноевропейский рынок" не очень-то ему по карману. К тому же при появлении новой модели двигателя или автомобиля систему необходимо адаптировать к ней, что каждый раз обойдется примерно в миллион долларов. Альтернативой могут стать разработки участников совещания, которые вначале предполагается опробовать на внутреннем рынке. "АвтоЗАЗ" поставил разработчикам такие условия: — система должна обеспечить уровень токсичности, принятый с 1994 года в странах ЕС; — управление зажиганием и управление подачей топлива совмещаются в едином блоке; — система должна быть взаимозаменяема с карбюратором: какие-либо переделки двигателя при ее установке исключаются; — фирма-разработчик обязана обеспечить производство системы в необходимом количестве и ее обслуживание на протяжении всего срока эксплуатации автомобиля. Уже в начале 1995 года Мелитопольский моторный завод рассчитывает получить первую партию таких систем — 1000 штук. Они будут установлены на автомобилях для внутреннего рынка в упрощенном варианте — без каталитического нейтрализатора и кислородного датчика. Владельцам таких машин, несомненно, повезет: экономия топлива, по данным предварительных испытании, составит от 6 до 15 процентов. Кроме того, двигатель с системой впрыска, даже непрогретый, работает без рывков и "провалов", характерных для карбюраторного. Учитывая низкое качество отечественного топлива, предполагается комплектовать двигатели также автоматическим октан-корректором и датчиком детонации (разработчики — кишиневская фирма AFN и Мелитопольский моторный завод). Электронные системы впрыска и зажигания, апробированные на "Таврии", смогут быть применены в модифицированном виде на автомобилях других марок. Думается, что об этом, когда придет время, расскажут сами авторы. А. ВЕСЕЛОВ, главный конструктор Мелитопольского моторного завода ЗА РУЛЕМ 7/94 27жимами. Кроме того, по шкале с цветными секторами позволяет оценить еще два параметра: УЗСКП (угол замкнутого состояния контактов прерывателя), чистоту контактов электрических цепей. Диагностическое устройство с большим набором функций — автотестер А1 производственного объединения "Златоустовский машиностроительный завод". Предназначен он для основательной ревизии электрооборудования автомобилей и позволяет замерить заряд аккумулятора, рабопользуются в гараже или на стоянке. Дело в том, что их измерительные шкалы несколько перегружены информацией. Согласитесь, во время аврального ремонта в пути некогда разбираться с ценой деления. Вот почему в дорогу лучше брать простые, компактные диагностические устройства. Точный вольтметр типа ИЗ-1 и нехитрый пробник "Сулак" могут многое, особенно в умелых руках. В. КРЮЧКОВ Фото автора