ЭЛАСТИЧНЫЙ "МОСКВИЧ"Рождение автомобиля, особенно когда на конвейер ставят принципиально новую для завода модель, всегда сопровождается букетом "детских болезней". Некоторые из них быстро и незаметно вылечивают, другие иногда переходят в "хронические", сопровождающие эту модель всю ее жизнь. В этом отношении "Москвич-2141", а точнее, его модификация "Москвич-21412" с двигателем УЗАМ-331.10 — не исключение. Один из таких недугов рассматривает специалист АЗЛК Д. ДОРОФЕЕВ. Уже восемь лет выпускается этот "Москвич", но до сих пор многие водители жалуются на плохую динамику разгона. А ведь другая модификация — "Москвич2141" с двигателем ВАЗ-2106-70 разгоняется заметно энергичнее. Однако, если сравнить характеристики -21412 с параметрами других отечественных автомобилей, он выглядит среди них в общем-то неплохо: максимальная скорость — 150 км/ч, время разгона до 100 км/ч — 18 секунд, хотя и несколько больше, чем у ВАЗ-2106, ВАЗ-21093 или "Москвича-2141", но не хуже, чем у ВАЗ-2105 или других "жигулей" (динамика их разгона считается неплохой). Почему же проигрывает здесь "Москвич", что необходимо сделать, чтобы как-то уменьшить этот недостаток? Попробуем разобраться. Обычно водитель больше замечает не то, за какое время его автомобиль разгоняется до определенной скорости — например, 100 км/ч, а то, насколько быстро он проехал некоторый отрезок пути после начала движения (скажем, 100, 400 или 1600 метров). Автомобиль, у которого этот параметр на начальном отрезке пути хуже, зрительно отстает от автомобиля с лучшим показателем, даже если скорости 100 км/ч достигает быстрее. Конечно, при дальнейшем разгоне он может обогнать лидера, однако в реальной эксплуатации такое происходит редко. Кроме того, для водителя очень важно, как быстро его автомобиль трогается с места, преодолевает первые десятки метров, какое место он при этом занимает в транспортном потоке. Именно этот показатель на первых десятках метров разгона у "Москвича21412" несколько хуже, чем у его одноклассников. Кроме того, большинству водителей не нравится вялая реакция "Москвича" на педаль газа при включенных высших передачах. И этому субъективному ощущению есть объективное объяснение — низкая эластичность автомобиля. Ее можно оценивать по-разному, однако наиболее простой и самый распространенный в мире критерий — время разгона на четвертой передаче от 60 до 100 км/ч и на пятой от 80 до 120 км/ч. Эластичность одноклассников "Москвича" колеблется от 12 до 15 секунд на четвертой передаче и от 19 до 24 секунд на пятой. "Москвич-2141" не очень выбивается из этого ряда, а вот у "Москвича-21412" показатели эластичности намного хуже — около 17 секунд на четвертой передаче и почти тридцать восемь (!) на пятой. Как избавиться от этой вялости, обязательно ли, как многие считают, повышать мощность мотора? Более мощный конечно, не помешает, однако улучшить эластичность можно ис имеющимся двигателем -331.10, увеличив лишь передаточное число главной передачи. Теоретически при этом должен возрасти расход бензина. Но посмотрим, насколько. В таблице даны результаты расчетов на ЭВМ эксплуатационных характеристик автомобиля "Москвич" с различными двигателями и передаточными числами главной передачи. Передачу с числом 4,1, которую прежде устанавливали на обе модификации, с июня нынешнего года вытесняет передача 4,22. Главной передачей с i=3,9 раньше оснащали модификацию "Москвич-2141" и, наконец, i=4,55 — главная передача для пикапа "Москвич-2335". Из таблицы видно, что максимальная скорость у обеих легковых модификаций "Москвича" практически не зависит от передаточного числа главной передачи. Время разгона до 100 км/ч незначительно уменьшается при его увеличении, хотя расход топлива при этом также несколько возрастает. А вот эластичность автомобиля улучшается очень заметно — "Москвич2141 2" с главной передачей 4,55 на высших передачах разгоняется даже несколько энергичнее, чем "Москвич-2141", укомплектованный главной парой с 1=4,1Эластичность обеих модификаций "Москвича", оснащенного передачей с i=4,22 в меньшей мере, но тоже достаточно заметно улучшается при практически неощутимом возрастании расхода топлива. Здесь надо объяснить, почему конструкторы выбрали ту передачу, что пошла на массовые модели. Новый "Москвич" ро-ждался в конце 70-х — начале 80-х годов, когда еще сильны были отголоски энергетического кризиса. Подход к получению минимального расхода топлива за счет эластичности имел в мире достаточно широкое распространение, и тогда "41-й" не выглядел "белой вороной". Однако постепенно большинство автомобилестроителей отказались от подобного подхода к проектированию своих автомобилей. Например, современный "Форд-Орион" имеет эластичность на пятой передаче 17,8 с против 24,3 су "Форда-Эскорт", появившегося на несколько лет раньше и оснащенного двигателем такой же мощности (105 л. с ) . Водители, которые ездили на обеих модификациях "Москвича", вряд ли заметили, что -21412 экономичнее -2141, как показывает таблица. Дело в том, что эксплуатационный расход топлива зависит от очень многих факторов, в том числе и от того, насколько часто используются высшие передачи. У автомобиля с лучшей эластичностью экономичные высшие передачи применяют чаще, так как есть больший запас тяги, например, для обгона, движения на подъем и т. д. Поэтому и эксплуатационный расход топлива -2141 получается не больше, чем у -21412, хотя у последнего контрольные цифры расхода топлива при 90 и 120 км/ч лучше. По этой же причине у -21412 в реальных условиях при замене главной передачи с i=4,1 на i=4,55 эксплуатационный расход топлива возрастет совсем незначительно, если вообще возрастет. Разгон автомобиля при такой замене также станет лучше — облегчается троганье, значительно уменьшается износ ведомого диска сцепления. Интересно отметить, что многие работники завода — владельцы "41-х" при профилактической переборке коробки передач (правильно собранная из исправных деталей коробка не вызывает нареканий, в отличие от многих коробок заводской сборки) устанавливают главную передачу с i=4,3 или i=4,55 (от пикапа). Конечно, подобные изменения конструкции должен проводить сам завод, но, учитывая реальное положение вещей, стоит поискать в магазине комплект шестерен главной передачи для пикапа с передаточным числом 4,55. Номер этого комплекта — 2335-2302020. Во избежание ошибки проверьте числа зубьев шестерен — на ведущей их должно быть 9, на ведомой — 41. Большинство владельцев "москвичей", конечно, вряд ли могут позволить себе подобную роскошь, да и найти такую главную пару трудно. Им можно порекомендовать чаще использовать низшие передачи, включая их на короткое время при разгоне и маневре и, конечно, не забывая затем переходить на высшие. При этом большого перерасхода бензина и повы-СРАВНИТЕЛЬНЫЕ РАСЧЕТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АВТОМОБИЛЕЙ "МОСКВИЧ-2141" И -21412 С РАЗЛИЧНЫМИ ГЛАВНЫМИ ПЕРЕДАЧАМИ Модель автомобиля Модель двигателя Главная передача Максимальная скорость на IV передаче, км/ч Обороты двигателя при максимальной скорости, об/мин Время разгона,с Расход топлива, л/100 км 46 ЗА РУЛЕМ 8/94 до 100 км/ч от 60 до 100 на IV передаче от 80 до 120 на V передаче 90 км/ч на V передаче 120 км/ч на V передаче 3,9 156,0 5070 15,2 16,1 33,9 5,90 8,38 2141 ВАЗ-2106-70 4,1 156,4 5350 15,0 14,7 29,2 5,96 8,46 4,22 156,2 5500 14,9 14,0 27,0 6,02 8,51 4,1 152,5 5200 16,5 17,2 37,6 5,77 8,34 21412 УЗАМ-331.10 4,22 152,8 5375 16,3 16,3 34,3 5,82 8,36 4,55 152,6 5800 16,0 14,4 27,9 5,98 8,49