НЕ ДАДИМ УКРАСТЬКОЛЕСОКогда пугающе часто стали угонять автомобили, разговоры о кражах деталей отошли на второй план. Хотя сами-то кражи не прекратились: возьмите, к примеру, колеса. Для их защиты издавна используют так называемые "секретки" — крепежные детали (болты или гайки в зависимости от марки автомобиля) с нестандартной головкой под ключ. (рис. 3 и 4) подручными средствами, требуется сначала надежно зафиксировать кольцо, а это довольно сложно. Во всех описанных конструкциях эксцентричный выступ или впадину в качестве спецголовки можно заменить пазами и выступами самых разнообразных форм. На прилавках рынков встретишь "секретки" с многогранниками, звездочками, торцевыми шлицами, многочисленными эксцентричными отверстиями или выступами малого диаметра. Меняя расположение последних, увеличивают секретность. Только все эти отверстия и пазы очень быстро забиваются дорожной грязью и ржавчиной, превращая замену колеса в сущую пытку. Для защиты от грязи делают пробки (рис. 4,6). Перед установкой, правда, нелишне смазать их резьбу, чтобы не прихватило. Последний тип "секреток" — с конической поверхностью головки (рис. 5, а, б), которая якобы препятствует захвату тем же "газовым" ключом. Но препятствует не столько форма поверхности, сколько качество (высокая твердость) материала. Сама головка довольно высокая и ухватиться за нее ключом — пара пустяков, особенно если металл мягкий. С болта, подвергнутого соответствующей термообработке, ключ попросту соскальзывает.Рариантов "секреток" — великое множество: от стандартного болта со спиленной гранью, работоспособность и "секретность" которого весьма сомнительны, до сложных конструкций, в устройстве которых сразу не разберешься. Насколько эффективны такие защитные приспособления? Мы решили это выяснить и, купив "секретки" нескольких типов, сами выступили в роли колесных воров. Методы борьбы с самыми секретными болтами и гайками темным элементом давно разработаны. Но мы воспользовались не всеми: некоторые способы — варварство по отношению к машине. Покрутив "секретки" самостоятельно и послушав знающих людей, сделали первый вывод: вся "колесозащитная" суета эффективна против начинающих воров, алкашей да мальчишек. Профессионал открутит все, что угодно. Но это не значит, что "секретки" — вещь вовсе бесполезная. Воруют (в том числе и колеса) нередко те самые алкаши и подростки. Чаще всего владельцы покупают первую попавшуюся под руку "секретку" или, наоборот, упорно разыскивают посоветованную товарищем "супермодель", которую не открутить даже самому хозяину. Сделать скольконибудь осознанный выбор сложно: разнообразие моделей (и цен) таких 24 ЗРЛМ 89 АУЕ /4изделий поражает воображение. Весной, например, на знаменитом московском авторынке в Южном порту "секретки" стоили от 4 до 20 тысяч рублей за комплект и продавались буквально на каждом углу. Попробуем дать потенциальному покупателю "специальных" болтов для крепления колес несколько советов, основанных на собственном "воровском" опыте. При всем разнообразии устройство "секреток" основано на считанных основных принципах. Их мы и заложили в основу классификации. Болты с "внешним" секретом (рис. 1) — наиболее простая конструкция и далеко не самая удачная. Большая высота эксцентричного выступа облегчает работу трубным ("газовым") ключом. А если выступ малой высоты, с него то и дело срывается специальный ключ. Болт с "внутренним" секретом (рис. 2) — "перевернутый" вариант предыдущего с теми же неудобствами. Вариант с защитным кольцом (рис. 3) позволяет сделать головку повыше ("газовый" ключ ей уже не страшен), а эксцентричное отверстие — более глубоким. Конструкции с высоким защитным кольцом (рис. 4, а, б, в) позволяют убрать в образовавшийся "стакан" болт не только с внутренним секретом, но ис довольно высоким внешним выступом (4, в). Чтобы открутить "секретки"