Конструкция на рис. 5, а наименее удачная из представленных. Диаметр отверстия невелик, эксцентриситет маленький (несколько миллиметров). Вдобавок ключ "сползает" по конической головке. Затянуть такой болт оказалось сложнее, чем снять его "газовым" ключом. Вариант "фрикционный" (рис. 5,6) работоспособен, только если содержать в чистоте резьбу, по которой ходит болт, притягивающий ключ к конусу. Для защиты резьбы от грязи и коррозии нужно вырезать из резины заглушку или подобрать пробку. "Секретные" головки такой конструкции легко изготовить для замены штатных гаек колеса ("Москвич-412", -2140 и др.). Как итог, попробуем вывести основные критерии "секретности" и работоспособности специальных колесных болтов. Те же выводы действительны и для гаек. На работоспособность влияет прежде всего конструкция головки. Она должна выдерживать усилие, достаточное для нормальной затяжки болта. По этому критерию не проходит вариант на рис. 5 — затянуть болт как следует практически невозможно. Конструкция на рис. 1 также требует дополнительных усилий и сноровки. Кроме того, нежелательны мелкие пазы, отверстия малого диаметра, резьбы — все то, что быстро и просто засоряется. Если очень хочется — ищите вариант с крышкой (рис. 4, б). Головка должна быть малой высоты, но лучше — защитное кольцо. Высокая твердость материала — необходимое условие. Что касается формы "секретных" выступов и впадин, то очень смущают "угловатые" пазы и выступы — звезды,многогранники. Они дают возможность подобрать подходящий торцевый ключ или "пробочный" четырех- или шестигранник. Однажды на выступ очень хитрой формы удалось легким ударом молотка посадить "баллонный" ключ — какая уж тут защита... Наиболее удачные из всех описанных "секреток" конструкции, показанные на рис. 3 и 4. Естественно, их нужно изготовить из качественного материала и термообработать. Лучший вариант — "нержавейка". Если же вы приобрели болты, смажьте их резьбовую часть графитной смазкой (или другой консистентной). Особенно это необходимо, если вы пользуетесь изделием, изображенным на рис. 5, б. В дальнейшем это избавит вас от необходимости прикладывать грубую силу при попытке отвернуть "секретку". Приобретайте "секретки" с двумя ключами: запасной облегчит вам жизнь, если потеряете первый. Проверьте, чтобы обратная часть спецключа, который по сути переходник от спецголовки к обычному "баллонному" ключу, под этот самый стандартный "баллонник" подходила. Среди опробованных нами "жигулевских" болтов попался один с переходником под "москвичовский" ключ. Владельцы "запорожцев" и "таврий" должны знать, что колеса с этих машин легко украсть — "секретки" не помогут. Надежное средство защиты — колпак, закрывающий колесо. Разумеется, он должен быть снабжен "секретным" устройством, например одним из показанных здесь на рисунках. Вот и все "выстраданные" советы. Желаем, чтобы "секретки" на колесах (вдобавок к охранной сигнализации и "кочерге" на руль) позволили вам спать ночью чуть спокойнее.Немного статистикиПРОИЗВОДСТВО АВТОБУСОВ В РОССИИ В 1993 году пять российских заводов произвели 48 081 малых, средних и больших автобусов. Это значит, что спад производства прекратился. На Ульяновском, Павловском и Ликинском заводах выпуск машин общего пользования даже увеличился. Тем не менее, количество изготовленных автобусов еще далеко до требуемого автобусными парками и транспортными организациями страны. Остается надеяться, что с вводом в действие в нынешнем году нескольких автобусосборочных заводов (Энгельс, Пермь, Рыбинск и др.) дефицит в машинах средней, большой и особо большой вместимости будет постепенно сокращаться. Курганский автобусный завод — 15 719, в том числе: КАвЗ-3976 15 275 КАвЗ-3976-013-люкс 6 КАвЗ-3976-01 (северный) 401 КАвЗ-3976-012 (дополнительное светооборудование) 26 КАвЗ-39768 (дизель "Хино") 2 КАвЗ-32784 (12-местный, грузовая платформа) 5 КАвЗ-32785 (12-местный, грузовая платформа, дизель "Хино") 1 КАвЗ-32753 (24-местный, дизель "Хино") 3 Ульяновский автомобильный завод — 14 297, в том числе: УАЗ-3962 (санитарный) 12 015 УАЗ-2206 2 282 Павловский автобусный завод —10 835, в том числе: ПАЗ-3205 и модификации 10 835 Ликинский автобусный завод — 4 724, в том числе: ЛиАЗ-677М (городской) 2 466 ЛиАЗ-677МБ (междугородный) 944 ЛиАЗ-5256 498 ЛиАЗ-677М (комплект) 495 ЛиАЗ-5256 (комплект) 321 Голицынский автобусный завод — 25, в том числе: "Мерседес-Бенц-ОЗОЗВНР" и модификации 25Рис. 1. "Секретки" с внешним эксцентриком. Рис. 2. Болты с внутренним эксцентриком. Рис. 3. Болт с внутренним эксцентриком и защитным кольцом: 1 — болт; 2 — кольцо.Рис. 4. Болты с высоким защитным кольцом: а — без пробки с отверстием; б — с пробкой; в — с выступом; 1 — болт; 2 — кольцо; 3 — пробка.2_D*веРИС.4б)в)Рис. 5. Конические головки: а — с эксцентриком; б — "фрикционная".Троллейбусный завод им. Урицкого — 1695, в том числе: ЗИУ-682Г,-ГН,-Г1 1540 ЗИУ-683Г, -В (сочлененные) 155а) Рис. 56)ЗА РУЛЕМ 8/9425