этом лампы стоп-сигнала горят, а эмиттерный переход транзистора VT1 зашунтирован герконом К1.1. Следовательно, транзистор VT4 по-прежнему закрыт, а контрольная лампа в комбинации приборов погашена. Если же перегорит хотя бы одна лампа стоп-сигнала, ток в обмотке К1 станет уже недостаточен для срабатывания геркона К1.1. Естественно, транзистор VT1 тогда будет открыт, что вызовет открывание транзистора VT4 и горение контрольной лампы в комбинации приборов. Это позволит своевременно заметить и заменить перегоревшую лампу такого важного светотехнического прибора, как стоп-сигнал. Реле 4402.3747 вполне надежно, поскольку построено на защищенных от внешних воздействий герконах (герметизированных контактах), а его транзисторная схема довольно проста. Надежности способствует и то, что обмотки Kl—К5 выполнены достаточно толстым проводом, хорошо противостоящим механическому воздействию. Однако реле контроля исправности ламп, к сожалению, не имеет защиты от короткого замыкания в цепи ламп стоп-сигнала и габаритных огней. Поэтому не исключены случаи, когда из-за короткого замыкания в цепи реле 4402.3747 может выйти из строя. (Такое, кстати, произошло на редакционной машине — ред.) Как быть в этом случае? Проще всего заменить реле новым, но при необходимости можно отремонтировать и старое. Например, если из-за короткого замыкания перегорела одна из обмоток К1 — К5, то ее следует перемотать. Обмотка К1 — провод диаметром 0,8 мм в лаковой изоляции, а обмотка К2—К5 — диаметром 0,51 мм. В некоторых случаях достаточно не перематывать всю обмотку, а лишь немного укоротить ее, выбросив перегоревший кусок провода. В необходимых случаях можно заменить и герконы, диоды или транзисторы. Диоды могут быть типа КД102А, КД102Б, КД103А, КД103Б. Транзисторы КТ315В (VT1—VT3) можно заменить транзисторами КТ315Д или КТ315И, а транзистор 4ГА4 — типами КТ814В, КТ814Г, КТ816В, КТ816Г. Если же восстановить реле контроля не удается, скажем, из-за отсутствия нужных деталей, можно, на худой конец, вовсе отказаться от системы контроля. Поскольку реле 4402.3747 входит в состав блока реле и предохранителей 174.3722-01, следует взамен его установить в "черный ящик" три перемычки. Первая из них должна соединять контакты 4и 5, вторая — контакты 1, 7 и 8, третья — контакты 9, 10 и 11. Иными словами, первая перемычка используется взамен обмотки К1, вторая — обмоток К2, КЗ, третья — вместо обмотки К4. Изготовить эти перемычки можно из латуни толщиной 0,75 мм, вырезав и согнув их точно так же, как и перемычки в "черном ящике" (на месте реле К4 этого прибора в автомобилях ВАЗ-2105, -2107, -2108, -2109 или АЗЛК-2141, -21412). Контрольная лампа системы исправности ламп тогда, естественно, работать не будет. Но можно поступить и иначе — выполнить перемычки непосредственно в корпусе перегоревшего реле 4402.3747. Тогда его выводы 2и3 (+12 Ви выход 1) следует отсоединить от внешних цепей. Некоторые автолюбители, наверное, захотят оборудовать свои автомобили такой системой. Наиболее просто ее смонтировать в моделях, названных чуть раньше. Для этого достаточно в "черном ящике" (174.3722-01) удалить упомянутые перемычки, а вместо них установить реле контроля 4402.3747. Кроме того, потребуется подключить к выходу 1 (кон48 ЗА РУЛЕМ 8/94такт 3) реле один из выводов контрольной лампы из числа имеющихся в комбинации приборов резервных ламп (второй вывод этой лампы должен быть соединен с "массой" машины). Если свободной лампы не окажется, вместо нее можно включить подходящий светодиод, соединенный через ограничительный резистор сопротивлением 1,5 кОм. Наличие даже такой простой системы освобождает водителя от необходимости регулярно осматривать фонари.ПРОШУ ОБЪЯСНИТЬНа ваши вопросы отвечают специалисты В некоторых публикациях прямо-таки подчеркивается, что пятая передача — повышающая: и вроде бы скорость на ней выше, а расход топлива меньше, чем на четвертой. По-моему, это не так. Вы правы. Количество и передаточные числа передач конструкторы подбирают с учетом условий эксплуатации автомобиля. Например, чтобы достичь максимально возможной скорости (V max) на горизонтальной ровной дороге с твердым покрытием при отсутствии дополнительных сопротивлений (встречного ветра,нагруженного багажника на крыше, прицепа и т. п.), передаточное число (от коленвала двигателя до точек контакта ведущих колес с дорогой) подбирают так, что кривая мощности, потребной для движения, пересекает кривую располагаемой мощности в вершине последней, как показано на рисунке а. Понятно, общее передаточное число зависит не только от коробки, но и от передаточного числа редуктора заднего моста, да еще от размера колес и шин. Часто, стремясь улучшить динамику автомобиля (способность разгоняться, преодолевать подъемы и т. д.), идут на некоторое увеличение передаточного числа (синяя кривая на рисунке а), что требует больших оборотов коленвала для достижения той же скорости. Легко заметить, что так можно существенно улучшить динамику (на графике это отражается превышением точек кривой Npacn над кривой Ыпотр), почти не потеряв скорости (V тах-|). Этого эффекта можно добиться и уменьшением диаметра шин. Если же уменьшить передаточное число (или увеличить размер ведущих колес, рис. б), то максимальная скорость машины упадет, но одновременно ухудшится и динамика! К сожалению, многие автолюбители об этом даже не подозревают, наивно полагая, что замена шин Бл-85 на шины, скажем, М-190 "Таганка" (для "москвичей") улучшит характеристики "жигулей" или ВАЗ-2108. Особенно безграмотно такое решение для модификаций с дефорсированным двигателем (менее мощным). Сказанное относится к случаю, когда мы пытаемся получить от автомобиля некие максимально возможные характеристики. Но водителю часто случается ездить в легких для автомобиля условиях, например по ровной дороге, имеющей небольшой уклон, при попутном ветре и т. п., притом без стремления достичь максимальной скорости. В этом случае и пригодится пятая передача, с передаточным числом меньше единицы. Использовать ее на подъеме или против ветра не всегда удается, но в легких условиях она бывает эффективна, улучшая экономичность. Двигатель "Жигулей" сильно дергался на холостом ходу — как потом выяснилось, вследствие износа подшипника в распределителе зажигания. Заменить его было нечем, и я, по совету коллег, закрепил прерыватель жестко. Мотор работает почти нормально. Может, все так и оставить? Нет, нужно вернуть вакуумному регулятору работоспособность, утраченную из-за того, что прерыватель не может поворачиваться на подшипнике. Дело в том, что вакуумный регулятор задает момент зажигания ("опережение") в соответствии с величиной разрежения в задроссельном пространстве карбюратора — чем оно больше (то есть чем сильней прикрыт дроссель первичной камеры), тем хуже наполнение цилиндров топливно-воздушной смесью, тем ниже скорость ее сгорания. Значит, для лучшей работы двигателя опережение зажигания в этом случае надо несколько увеличивать, что и делает вакуумный регулятор. В вашем случае опережение зажигания зависит лишь от оборотов коленвала, поскольку изменяется только центробежным регулятором. Поэтому на режимах частичных нагрузок, например, в начале разгона автомобиля, опережение оказывается недостаточным, зажигание — поздним. Из-за этого в определенных диапазонах работы мощность двигателя ниже возможной: ухудшается разгон, растет расход бензина. ОдновременноХарактеристики потребной (N n0Tp ) и располагаемой (N pacn ) мощностей автомобиля: результат повышения (а) и уменьшения (б) передаточного числа от коленвала к колесу.