СВОИМИ СИЛАМИМЕНЯЕМ РУЛЕВУЮ КОЛОНКУ НА АЗЛК 2141Эту операцию приходится выполнять, если разрушены втулка или подшипники вала, кронштейн крепления колонки и др. Характерный признак неисправностей — прогрессирующий радиальный люфт и стуки вала. Для замены колонки специнструмент не требуется. Вывинчиваем два "самореза" на заглушке люка панели, что под рулевой колонкой, и снимаем ее. Там же сдвигаем с посадочных мест рукав вентиляции. Поддев отверткой, удаляем крышку рулевого колеса, закрывающую доступ к гайке его крепления. Придерживая коленями руль, "баллонным" ключом или головкой "на 19" резким движением отворачиваем эту гайку, но не до конца (фото 1) — при последующих операциях она не даст соскочить рулевому колесу и убережет от травмы. Чтобы снять рулевое колесо с посадочного места, сначала его нужно "раскачать", ухватив руками внизу, возле спицы, и дергая на себя (фото 2). Поворачиваем его второй спицей вниз и опять дергаем, а затем поворачиваем так, чтобы спицы расположились горизонтально, и ударяем ладонями по рулю к себе и от себя (фото 3). Повторяем все эти действия, пока руль не сойдет со шлицев; отвернув гайку, снимаем его. Вывинчиваем снизу пять винтов крепления кожуха рулевой колонки, разъединяем и снимаем его. Рожковым ключом "на 10" ослабляем болт, стягивающий хомут блока переключателей. Отсоединяем колодки проводов от переключателей и сдвигаем блок на себя (фото 4). Ключом "на 10" отворачиваем болты, крепящие замок зажигания на рулевой колонке (фото 5), и снимаем его. Болты вывинчивайте аккуратно, чтобы не отломить шестигранные головки. Для облегчения скобу замка надо сжать плоскогубцами. Если шестигранных головок нет, отвернуть болты можно с помощью зубила и молотка. Двумя рожковыми ключами — "на 12" и "на 13" отворачиваем и вынимаем стяжные болты нижней и верхней вилок кардана на рулевом валу (фото 6). Несильными ударами молотка сдвигаем кардан вниз по шлицам шестерни рулевого механизма до тех пор, пока верхняя вилка не сойдет с вала. Опускаем карданный вал вниз и снимаем его с шестерни рулевого механизма (фото 7). Если для снятия не хватает хода карданного вала вниз, отпускаем торцевым ключом "на 12" с удлинителем четыре гайки, крепящие рулевую колонку к кузову (фото 8), и сдвигаем ее на себя. Отворачиваем до конца рулевую колонку, опускаем немного вниз и вынимаем ее на себя (фото 9и 10). Сборку проводим в обратной последовательности. Карданный вал ставим так, чтобы резиновая муфта была вверху. Болт нижней вилки должен быть направлен по плоскости лыски на шестерне рулевого механизма, а болт верхней вилки — свободно входить в проточку рулевого вала. Перед установкой карданного вала слегка раздаем зубилом прорези вилок, чтобы они свободно перемещались по шлицам. Рулевую колонку слегка притягиваем к кузову. Ставим карданный вал на место и затягиваем болт только верхней вилки. Ударив по рулевому колесу ладонями, придержите его, пока ваш помощник не затянет болт нижней вилки. Таким образом можно устранить все люфты в этом соединении. Смазываем контактные кольца звукового сигнала на рулевом колесе. Закрепляем руль (гайку заворачиваем не до конца — окончательно ее затягивают, проверив нейтральное положение руля при движении). Сдвигаем переключатели до касания штырей контактов звукового сигнала с кольцами, затягиваем хомут переключателей на рулевой колонке и ставим защитный кожух колонки. В следующем номере — "Меняем защитные чехлы на приводах колес ВАЗ-2108".