ОПЫТ ЭКСПЛУАТАЦИИяаВАЗ-21043В одном из прошлых номеров И. ТВЕРДУНОВ рассказал на примере редакционной "ноль четвертой" о приспособленности "жигулевского" кузова к перевозке грузов. Теперь о том, как ведут себя под повышенной нагрузкой двигатель, трансмиссия и другие системы нашего универсала. Короче — о механике. Скажу сразу — особых фокусов машина не выкидывала. Ни одной серьезной неисправности, только мелкие, к которым любой автомобилист давно приучен. Хотя, как уже говорилось, правила эксплуатации далеко не всегда соблюдали, да и обслуживание "от поломки до поломки" — обычный удел разъездной машины. Теперь конкретно о том, с чем пришлось столкнуться. У двигателя — полный букет "жигулевских" болезней. Эпопея борьбы с износом распредвалов давно в прошлом, на первый план вышла новая беда — низкое качество маслосъемных колпачков. Родные прошли 70 тысяч километров, после чего заявили о своей старости увеличенным расходом масла. Посмотрим теперь, сколько пройдут новые: бывает, что и на 10 тысяч не хватает. Надо заметить, что это была единственная неисправность, для ликвидации которой требовалась квалификация авторемонтника. Для остальных работ хватало общих знаний устройства автомобиля, нескольких ключей, отвертки да некоторой физической силы. Это говорит о достаточно хорошей ремонтопригодности машины и несомненно является отрадным фактом. Вернемся к мотору. Вторая "выходка" — тоже обычная для "вазовских" машин. Отказал электронный блок управления клапаном ЭПХХ. Редко кому из владельцев "жигулей" этот прибор не причинил хлопот. Последнее, что пришлось делать под капотом — ремонтировать натяжитель цепи. Ведь наша "четверка", если быть точным, "сорок третья", с мотором ВАЗ-2103. В приводе распредвала патриархальная цепь и все связанные с ней неприятности. После семидесяти тысяч она загремела. Поменяли успокоитель, натянули, и... вскоре звон раздался снова. При попытке натянуть цепь выяснили, что предел регулировки выбран полностью: значит, пора менять цепь. Вот и все. Для двигателя, прошедшего почти восемьдесят тысяч, согласитесь, немного. Полуторалитровый агрегат показал себя вполне надежным, достаточно мощным и тяговитым. Пришлось ему и по шоссе погонять, и даже прицепы потаскать. Ничего, пока справляется. В трансмиссии "Жигулей" дефекты редки. Крестовины поменять — уже ремонт, а чтобы в мост лезть или в коробку... Что вы, это же не "Москвич" какой-нибудь.В нашем универсале "от движка до колес" не меняли ничего. В подвеске заменили всего один задний амортизатор. Жидкость вытекла после сорока тысяч. Видно, довели плохие дороги и частая перегрузка машины. На шестьдесят пятой тысяче "потек" задний тормозной цилиндр. Заодно заменили задние тормозные колодки, оказавшиеся сильно изношенными. Единственная "электрическая" неисправность — вышел из строя регулятор напряжения. Поставили новый. Для машины, пробежавшей почти восемьдесят тысяч, список поломок невелик. С неисправностями справились сами. Бегает наш универсал, трудится. Его редакционный предшественник — такой же ВАЗ-21043 прошел полторы сотни тысяч километров и зарекомендовал себя очень неприхотливым, надежным и простым в ремонте. По сравнению со столь заслуженным ветераном "четверка", о которой здесь идет речь, еще "в самом соку". Посмотрим, покажет ли она себя машиной столь же крепкой, как ее предшественница. Пока есть все основания на это надеяться."ОКА"У редакционной "Оки", о которой мы не раз писали в журнале, — новый испытатель — Ф. ИЛЮХИН. Его первые впечатления представлены ниже. "Слушай, друг! Как машина?" Такую фразу стали адресовать мне чуть ли не каждый день знакомые и незнакомые люди после того, как я сел за руль автомобильчика с коротким названием "Ока". Интерес этот вовсе не случаен: все больше таких "малышек" появляется на наших дорогах. На вопрос ответить трудно: есть свои плюсы и свои минусы (подробно о ходовых качествах и технических данных машины мы недавно писали (ЗР, 1994, № 3). Многое зависит от запросов владельца. Однозначно, пожалуй, можно сказать одно: "Ока" — городской автомобиль для деловых поездок одного или двух человек. Только в этом случае стоит говорить о комфорте и удобстве. Если же вы планируете ездить с семьей на лоно природы, то вам придется смириться с неудобствами, возникающими из-за тесноты. На спидометре нашей "Оки" 26 тысяч километров — за два года не так уж и много, но некоторые итоги подвести можно. За это время существенных поломок и отказов не было. Правда, пришлось заменить шины. Нижнекамские покрышки БИ308 износились полностью, местами даже прутики металлокорда вылезли наружу. Конечно же, это не срок: шины должны были ходить по крайней мере в два раза больше. Пришлось также поменять два колеса, которые на "Оке" легко мнутся. Переднее левое так деформировалось, чтона скорости 90 км/ч руль начинал ощутимо вибрировать, а при попытке увеличить скорость удержать его было непросто. После замены передних колес автомобиль "вылечился". Еще вышел из строя насос омывателя ветрового стекла: обломился пластмассовый штуцер, на который надевается трубочка, ведущая к жиклерам омывателя. Случилось это зимой, в сильный мороз: видимо, пластмасса на холоде стала хрупкой. Врезали вместо сломанного штуцера металлическую трубку с резьбой, после чего насос стал работать исправно. А это очень важно, так как у малышки впереди всего одна щетка, которая хорошо очищает стекло при работающем омывателе, но когда он сломан — пиши пропало. Причем зоны, не затрагиваемые щеткой, не мешают, как, например, на "Запорожце", наблюдать за обстановкой на дороге. Вообще-то в "Оке" великолепный обзор благодаря большим стеклам. С места водителя хорошо видно почти все, за исключением непросматриваемой зоны слева сзади, но и она много меньше, чем у других отечественных машин. "Едешь, как на кресле — все видно", — сказал знакомый, прокатившись первый раз на "Оке". Еще одна проблема, с которой пришлось столкнуться зимой, когда кругом лежит снег. Он имеет неприятное свойство прилипать к ногам, как ни старайся, все же попадает в салон и тает там ("печка" у "Оки" работает отлично — даже в самый сильный мороз через несколько минут после ее включения в салоне тепло). Образовавшаяся водичка, зачастую с солью, которой зимой обильно посыпают улицы наших городов, затекает под резиновый коврик. А там войлочная прокладка, и она, как губка, впитывает влагу (просушить ее очень трудно). Результат — коррозия пола. Поэтому лучше сразу убрать войлочные прокладки, а накопившуюся влагу протирать тряпкой и при необходимости просушивать салон. Как уже отмечалось в предыдущей статье, карбюратор у нашей машины очень капризный. Особенно это сказалось зимой при пуске двигателя. На какие только ухищрения не приходилось идти, чтобы утром заставить мотор "проснуться". Напоследок одно интересное наблюдение. Когда сидишь в "Оке", кажется, что находишься в довольно солидных размеров автомобиле (места впереди достаточно даже для рослого человека), а снаружи в то же время другими водителями и пешеходами она воспринимается, как малышка: у них возникает ощущение, что такой малюсенький автомобильчик неопасен и не может причинить никакого вреда. Поэтому многие водители и, особенно, пешеходы всерьез "Оку" не воспринимают и ведут себя беспечно. Это опасное заблуждение. Пока к машине еще не привыкли участники движения, тем, кто ездит за рулем в общем-то очень неплохого автомобиля, следует делать на это поправку. З РУЛЕМ 8/94 А 27