Начало на стр. 50 А если за первым ухабом — второй, третий? Если это череда волн асфальта? Тут уж автомобиль будет раскачиваться беспрерывно, что особенно опасно, если при выбранной скорости движения частота колебаний, задаваемая дорожными волнами, совпадет с частотой собственных колебаний кузова на упругих элементах подвески. Неровен час, можно расстаться с автомобилем, и хорошо, если только с ним... Сделаем несложный расчет. Обычно кривая металлокордная шина ощутимо раскачивает автомобиль на ровной дороге при скорости около 15 км/ч. Это и есть резонанс колебаний, которому не дают развиться лишь амортизаторы. Прибавьте скорость до 25 км/ч — и раскачивания как не бывало, потому что вы от резонанса ушли! Но не все ли равно подвеске, кто или что ее раскачивает? Вообразим теперь, что колеса исправны, зато на дороге — серия продольных волн длиной, скажем, 15 метров — это бывает сплошь и рядом. Тогда окажется, что столь же охотно кузов на подвеске раскачивается при скорости около 30 м/с, то есть 108 км/ч. А при этой скорости поперечное раскачивание кузова куда как опасно — недолго оказаться за пределами дороги! Иногда автомобиль сильно раскачивает не дорога, а боковой ветер, точнее, его порывы, то есть обычная неравномерность. Представим не особенно страшную бурю с порывами ветра до 25 м/с, который действует на "парус" — бок вашего автомобиля площадью, скажем, 3 м2 . Значит, сила, созданная ветром и стремящаяся сдвинуть или опрокинуть автомобиль, составляет 100-120 кгс! Не так уж и мало, верно? А главное — она пульсирует и может раскачать машину до опрокидывания, если не вмешаются амортизаторы. До сих пор мы говорили о влиянии амортизаторов на низкочастотные колебания автомобиля, но этим их функции не исчерпываются. Устойчивость машины во многом зависит от вибраций колес или подвески. Здесь частоты выше — до нескольких десятков колебаний в секунду. Деформированное или несбалансированное колесо на высокой скорости машину как целое не раскачивает, зато порой вызывает сильный "зуд", вибрацию какой-то части конструкции автомобиля, например, балки или рычага подвески с пружиной, амортизатором и т. д. И снова наиболее неприятен резонанс, когда частота, задаваемая на выбранной скорости колесом, совпадет с частотой колебаний конструкции в ее свободном состоянии. В системе, включающей в себя колесо, рычаги подвески, пружину, поворотный кулак и... неисправный амортизатор, может возникнуть мощный резонанс вертикальных колебаний колеса, при которых оно, даже нагруженное, отскакивает от покрытия — "вспухает", как говорят. Возбудить колебания способно деформированное или неотбалансированное колесо, волнистое, в виде "стиральной доски", покрытие. В этом режиме сцепление колеса с дорогой резко ухудшено: уже на легком повороте машина иной раз ведет себя так же, как на льду — может неожиданно сорваться в занос, сойти с дороги и т. п. Если покрытие ив самом деле скользкое, шансы попасть в аварию сильно растут. Поэтому неисправные амортизаторы особенно коварны осенью, зимой. А теперь прикиньте, что получится с колесом во время подскоков, когда автомобиль разгоняется или тормозится. Подскочив, заторможенное колесо резко уменьшает скорость вращения, а при контакте с дорогой вновь раскручивается — и вот вам медаль с двумя неприятными сторонами: торможение резко ухудшается, а износ шины возрастает. При разгоне — те же последствия. Наконец, кто не видел, как шины иногда странно — в виде цепочки проплешин по кругу — изнашиваются, озадачивая владельца? А это, как правило, результат вибраций самой шины, вызванных ее дисбалансом на скоростях, соответствующих резонансу. И особенно сильно этому способствует плохо работающий амортизатор, не сглаживающий колебаний покрышки. Неисправные амортизаторы весьма опасны на булыжных, брусчатых дорогах — тут даже на разрешенной скорости машина может предательски соскальзывать в сторону, как на льду. А уж на зимние дороги с ними лучше не выезжать. Если вы владелец иномарки с антиблокировочной системой тормозов — АБС, вас может подстерегать еще одна опасность из-за неисправных амортизаторов. Эта система обязана предотвращать блокировку — остановку заторможенного колеса, то есть не давать ему двигаться юзом, скользить. И она это делает. Но если колесо из-за подскоков оказывается в воздухе, то при неисправном амортизаторе даже самого слабого торможения достаточно, чтобы оно, подскочив, остановилось — АБС этому не препятствует — и оказывается, что колесо вообще не тормозится. А поскольку АБС обязана следить и за тем, чтобы левое и правое колеса на одной оси тормозились одинаково (чтобы автомобиль не развернуло), то при подскакивании одного из колес отключается и тормоз другого! Итак, понадеявшись на старые, неисправные амортизаторы, вы рискуете неожиданно оказаться без тормозов. В завершенной серии статей мы рассмотрели основные причины, по которым ухудшается устойчивость автомобиля. Многое пришлось упростить в угоду тем читателям, которых раздражает всякое упоминание в подобных материалах законов физики. Что ж, вкусы у всех разные. А специалистов в этой области просим о снисхождении. "Постойте, — скажет кто-то, — но что, по-вашему, все-таки хуже: не те, что нужно, шины или изношенные детали подвески? Ясно же, что их влияние неодинаково!" Действительно, опытный водитель знает, например, что пресловутые "люфты", из-за которых ГАИ так любит снимать номерные знаки, на устойчивость автомобиля влияют мало. Но снимают все же не зря: не делай они этого, каждая вторая машина станет разваливаться на ходу, дело же не только в устойчивости. Что касается шин, неправильное сочетание диагональных и радиальных может снизить устойчивость автомобиля катастрофически! Установку диагональных шин на заднюю ось при радиальных на передней впору запретить, быть может, оговорив даже в Правилах движения. Ну, а для устойчивости автомобиля при действии на него динамических нагрузок важнейшую роль играют амортизаторы. Что проверяет остановивший вас инспектор, кроме, конечно, документов? Обычно работу фар, тормозов. Возможно, измерит содержание СО в выхлопе. И, разумеется, прощупает и найдет люфты даже там, где их нет! А на то, что буквально лезет в глаза — впереди радиальные металлокордные шины, а сзади — диагональные — ноль внимания. А зря — может, как раз это и станет скоро причиной аварии. О своей безопасности, в первую очередь, должен заботиться водитель. А значит, постоянно следить за поведением машины, чтобы вовремя обнаружить и заменить неисправные узлы, влияющие на устойчивость и управляемость.ВМЕСТО ШАРИКОВЫХРОЛИКОВЫЕОдно из слабых мест наших переднеприводных автомобилей (ВАЗ-2108, -09, АЗЛК-2141) — двухрядные шариковые подшипники в ступицах колес. Срок их службы оказался намного меньше, чем у применяющихся на других моделях роликовых конических подшипников. Вероятно, скоро положение изменится к лучшему: Волжский подшипниковый завод № 15 в минувшем году начал выпускать (пока опытными партиями) новые двухрядные конические подшипники, которые должны вытеснить шариковые. Слово — специалисту завода В. ГРИЩЕНКО. Применение двухрядных радиальноупорных шарикоподшипников 6256908Е2С17, 6-256907Е2С17 и 6256906Е2С17 в переднеприводных автомобилях было в свое время большим шагом вперед, поскольку эти подшипники не требуют замены или добавления консистентной смазки и регулировки зазора при эксплуатации. Все бы хорошо, если бы не один существенный недостаток этих подшипников — малая долговечность. Многие владельцы переднеприводных машин сетуют на то, что уже через 20 тысяч километров подшипник дает о себе знать: появляется повышенный люфт, шум, а иногда происходит и разрушение. В значительной мере это вызвано низким качеством наших дорог — бугры, выбоины. Поскольку в шариковых подшипниках контакт между шарами и кольцами точечный, при перегрузках, вызванных ударами колес, возможна пластическая деформация шаров и дорожек в месте контакта и, как следствие, выход подшипника из строя. Этих недостатков лишены двухрядные роликовые конические подшипники. Линейный контакт между телами качения и дорожками колец обеспечивает им повышенную динамическую грузоподъемность, потому они почти вдвое долговечнее шариковых таких же размеров. К тому же сохраняют все их положительные качества — нет необходимости регулировать осевой зазор и смазывать в процессе эксплуатации. Наш завод создал первые опытные образцы таких подшипников: 6У-537908С17, который имеет тот же габарит, что и шариковый подшипник 6-256908Е2С17, и 6У537907С17 с габаритом подшипника 6256907Е2С17. Как и предполагали, долговечность новых роликоподшипников при стендовых испытаниях оказалась в 2,5—4 раза выше, чем у шариковых. Сейчас проводятся дорожные испытания обоих подшипников, и нареканий на них нет. По завершении всех подготовительных работ будет принято решение о серийном производстве новых изделий. ЗА РУЛЕМ 8/94 53