Эту машину особенно ждут автолюбители, заинтересованные в сравнительно доступном семейном транспортном средстве — а таких в странах СНГ, несомненно, большинство. Их ожидания подогреты показом ЗАЗ-1105 на нескольких автомобильных выставках минувшего года, и вот теперь в Запорожье начинается серийное производство новой модели. Одного взгляда на "пятерку" достаточно, чтобы убедиться: ее кузов отличается от базового, трехдверного ЗАЗ-1102 не только количеством дверей. Немало других изменений, преобразивших силуэт машины. Они вызваны, в первую очередь, стремлением улучшить обтекаемость. Забегая вперед, скажу: коэффициент аэродинамического сопротивления снизился по сравнению с -1102 на две сотых и составляет 0,37. — Это стало возможным благодаря исследованиям, проведенным в аэродинамической трубе на Дмитровском полигоне, — говорит главный конструктор ЗАЗа Олег Папашев. — Нам очень помогли его специалисты во главе с Р. Галустяном. В новом кузове воплощены многие их рекомендации. Особенно изменилась форма задней части: крыша несколько вытянута назад и плавно, во избежание срыва воздушного потока, опускается за головами пассажиров. Угол, который образует с ней задняя (пятая) дверь, заметно ближе к прямому, чем у -1102. Это уже явно не хэтчбек. — Но и не чистый универсал, — подчеркивает Папашев, — а нечто среднее. Универсал — это грузо-пассажирский кузов, где главное — возможность использовать внутреннее4 ЗА РУЛЕМ 8/94пространство для перевозки крупногабаритных грузов. Если бы мы ставили перед собой такую задачу, заднюю часть крыши надо было удлинить еще больше и сделать ее ровной, а дверь — почти вертикальной. Но мы заботились прежде всего об аэродинамике, и то, что при этом увеличилось внутреннее пространство — сопутствующий, хотя и приятный эффект. Тот, кто пожелает установить на "пятерку" верхний багажник, будет разочарован: не за что крепить. Традиционный желобок по краям крыши сгинул в той же аэродинамической трубе. Чтобы поток перетекал с боковины на крышу более равномерно, запорожские конструкторы изменили соединение этих деталей. Разъем перенесли на крышу и закрыли декоративным пластиковым кантом. Так что мешки, саженцы и т. п. придется перевозить только в салоне, разложив заднее сиденье. Что ж, и владельцы ЗАЗ-1102 в основном обходятся без верхнего багажника, а ведь "пятерка" еще и просторнее. Но все-таки могли бы сделать, как, например, у некоторых моделей "Опеля", раздвижные шторки на декоративном канте с углублениями для опор багажника. В борьбе за лучшую обтекаемость изменили и форму арки заднего колеса: она не повторяет его контур, а опустилась почти до диска. Близ соединения порога с аркой боковина несколько выступает наружу, чтобы отвести воздушный поток в сторону. Водителииспытатели жалуются, что в этот выступ, словно в мишень, попадают вылетающие из-под переднего колеса камушки и песок. Лакокрасочное покрытие, естественно, быстро разрушается. Защитить его мог бы фартук за передним колесом, но тогда пойдет насмарку идея аэродинамики. Жерт-Удлиненная верхняя часть кузова, его более плавные очертания, новые двери — все это сделало 3A3-1105 вполне самостоятельной моделью. Эта новая панель приборов чуть раньше появилась в "Таврии-люкс". Она разработана при участии дизайнеров "Рено".вой идеи становятся в слякотную погоду брюки, которыми вы при посадке и высадке задеваете за грязный порог. Впрочем, заверили конструкторы, на дорогах развитых стран можно будет садиться даже в белых штанах. Ну, а порог и прилегающую к нему часть арки заднего колеса вскоре закроют пластмассовой накладкой. Чтобы закончить о боковине, отметим еще лючок, в котором скрылась пробка горловины бензобака. И культурнее, и более обтекаемо. Аэродинамика предъявила свои требования также к капоту (он теперь не плоский, а скругленный) и к бамперам. Габаритная длина ЗАЗ-1105 увеличилась на 117 мм, в основном, из-за бамперов новой формы. Особенно сильно выступает передний — не только обтекаемости ради, но и для того, чтобы на нем можно было разместить по заказу покупателя опрыскиватели системы очистки фар (в ряде стран Западной Европы она уже стала обязательной). Но вот зрительно передок, как нам показалось, проиграл по сравнению с -1102: в профиль он выглядит тяжеловатым, даже грубоватым. По-видимому, первое время "пятерка" будет поступать в продажу с капотами старого образца. Возможны и другие временные заимствования у базовой модели, продиктованные прежде всего проблемой комплектующих. Багажный отсек с виду не такой вместительный, как у -1102, но главный конструктор назвал это впечатление ошибочным: объем не изменился. Над багажником взамен тканевой полки, которую для фиксации приходилосьДверь задка теперь расположена почти вертикально, а ее проем достигает кромки бампера — современная, удобная конструкция.НАШЕ ЗНАКОМСТВОнатягивать, — твердая пластиковая из двух половин: неподвижная крепится к спинке заднего сиденья, подвижная соединена шнурком с дверью и поднимается вместе с ней, открывая доступ в багажный отсек. Важное новшество: дверь достигает пола багажника, что облегчает погрузку и выгрузку. Еще одно приятное усовершенствование: заднюю дверь снабдили небольшой пластиковой ручкой у головки замка. Говорят, на ее отсутствие жаловались покупательницы "таврий" на Западе. А с их запросами надо считаться: ведь там 'Таврия" может претендовать главным образом на роль второго автомобиля в семье — для жены. В салоне ЗАЗ-1105 произошло естественное изменение: спинки передних сидений не откидываются вперед. Более элегантным и удобным стало рулевое колесо: четыре спицы вместо двух, обод меньшего диаметра, на его тыльной стороне — впадины для пальцев. Под рулевым колесом — новый для владельцев "запорожцев" и "таврий", но привычный для тех, кто ездит на ВАЗ-2108 и -2109, двухрычажный многофункциональный переключатель (слева — рычаг переключения указателей поворота, стояночных бортовых огней и света фар; справа — рычаг, "ведающий" стеклоочистителями и омывателями). Строго говоря, эти новинки не так уж новы: и рулевое колесо, и переключатель, и панель приборов перекочевали на "пятерку" с трехдверной "Таврии" в исполнении "люкс". Но если для базовой модели они считаются "роскошными" атрибутами, то здесь должны входить в стандартное исполнение. Посмотрим на щиток приборов глазами владельца "нормального" ЗАЗ-1102. Внимание сразу же привлекают два табло в верхних углах щитка. За ними размещены многочисленные контрольные лампы (КЛ). Назовем только те из них, которые отсутствуют в базовой "Таврии": КЛ включения задних противотуманных огней; КЛ, сигнализирующая о закрытом положении воздушной заслонки карбюратора; КЛ уровня охлаждающей жидкости в расширительном бачке; КЛ уровня масла в картере двигателя; КЛ резерва топлива в баке; КЛ исправности габаритных огней. В нижней части щитка расположены приборы, из которых для владельцев "Таврии" внове два — вольтметр и эконометр. Несомненно полезным новшеством является гидрокорректор фар: вращением рукоятки можно изменять угол наклона светового пучка в зависимости от загрузки автомобиля. Владельцы старых "таврий" не без зависти вздохнут, увидев кнопку отключателя "массы". Из-за отсутствия этой мелочи они вынуждены возиться с клеммой в моторном отсеке — занятие нелепое, малоприятное (пачкается о запаску правый рукав), а в темноте и нелегкое... Отметим еще одно удобство: омыватель заднего стекла, работавший одновременно с "дворником", стал автономным и включается водителем лишь по мере необходимости. Небольшой, но досадный недостаток панели приборов обнаруживается при первом же включении заднего хода: из-за того, что она излишне выступает в салон, задеваешь ее рукой. Вероятно, этого можно было избежать, немного изменив длину или форму рычага переключения передач. Двигатель — пока что больное место "пятерки". Дело в том, что появОкончание на стр. 62Основные размеры автомоС ия ЗАЗ-1105 (бе лый контур — ЗАЗ-1102). Bt аи размеры са лона у обеих моделей одинаковы.ЗА РУЛЕМ 8/945