КОММЕНТИРУЕМ пааВ этом номере заместитель начальника НИЦ ГАИ МВД России М. АФАНАСЬЕВ комментирует завершающие разделы Правил, вслед за которыми пойдут "Дорожные знаки" и "Дорожная разметка". На них мы остановимся особо, а сейчас: "Приоритет маршрутных транспортных средств", "Пользование внешними световыми приборами и звуковыми сигналами", "Буксировка механических транспортных средств", "Учебная езда", "Перевозка людей" и "Перевозка грузов".СВЕТОВЫХ ПРИБОРАХ И МНОГОМ ДРУГОМВ разделе 18 Правил дорожного движения "Приоритет маршрутных транспортных средств" прежде всего обратим внимание на изменение его названия: вместо термина "транспортное средство общего пользования" применен другой — "маршрутное транспортное средство". Это, кстати говоря, повлекло за собой некоторые изменения ив других разделах Правил, в том числе в названиях и характеристиках нескольких дорожных знаков. В комментируемом разделе появилось добавление. Речь идет о пункте 18.1, в котором говорится, что при выезде из депо трамвай не имеет преимущества перед безрельсовыми транспортными средствами. Пункт 18.2, который разрешает в определенных случаях заезжать на полосу, предназначенную для маршрутных транспортных средств, дополнен новым требованием — не создавать при этом помех их движению. Цель этого — обеспечить оптимальные условия для беспрепятственного движения автобусов и троллейбусов. Нарушения, связанные с данным разделом ПДД, — это, преж38 ЗА РУЛЕМ 9/94 де всего, непредоставление преимущества маршрутным транспортным средствам, имеющим на это право. Нарушитель может быть оштрафован на сумму от 0,2 до 0,5 минимального размера оплаты труда, согласно части второй ст. 115 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях (КоАП), с начислением водителю трех штрафных баллов. Если же не соблюдены требования знаков, регламентирующих порядок движения маршрутных транспортных средств, водителя могут оштрафовать на сумму до 0,2 минимального размера оплаты труда (часть первая ст. 115 КоАП) с начислением двух штрафных баллов. В раздел 19 "Пользование внешними световыми приборами и звуковыми сигналами" введено существенное изменение — запрет на движение только с габаритными огнями в темное время суток (то есть в промежутке времени от конца вечерних сумерек до начала утренних) даже на освещенных участках дорог. Это означает, что с наступлением темноты, а также в условиях недостаточной видимости, когда дорога просматривается менее чем на 300 м из-за дождя, тумана,снегопада и т. п., на всех механических транспортных средствах должны быть включены фары дальнего или ближнего света. На прицепах в этих случаях включают габаритные огни. Даже в тоннеле с искусственным освещением теперь можно ехать, только включая фары, а не габаритные огни, как это было раньше. Именно так — с включенными фарами, а не "габаритами" ездят во всем мире, и чем быстрее мы забудем старый стереотип и выработаем новый, тем больше шансов у каждого из нас уберечь свой автомобиль от аварии в темное время суток. Не забудьте, что на освещенных участках дороги нельзя использовать противотуманные фары вместо ближнего света (ранее это было разрешено). Это допускается в светлое время суток: на мотоциклах и мопедах; при следовании в организованной колонне; на маршрутных транспортных средствах, движущихся по специально выделенной полосе навстречу транспортному потоку; при перевозке опасных, крупногабаритных и тяжеловесных грузов; при буксировке. Для лучшего обозначения транспортного средства на стоянке в условиях недостаточной видимости теперь можно включать дополнительно к габаритным огням ближний свет, противотуманные фары и задние противотуманные фонари. При транспортировке опасных, крупногабаритных или тяжеловесных грузов в тех случаях, когда это определено правилами их перевозки, водители обязаны включать проблесковый маячок желтого или оранжевого цвета (для каждого вида опасных грузов существуют специальные правила или инструкции, с которыми должны быть ознакомлены водители, занятые на таких перевозках). Более определенно указаны теперь в Правилах случаи, когда можно воспользоваться звуковым сигналом. Речь идет фактически только о двух ситуациях: для предотвращения ДТП звуковой сигнал можно применять повсеместно, а для предупреждения об обгоне — только вне населенного пункта (ранее здесь пользование сигналом вообще не регламентировалось). Нарушение требований раздела 19 ПДД грозит штрафом в размере до 0,2 минимальногоразмера оплаты труда (часть первая ст. 115 КоАП) с начислением двух штрафных баллов. Незначительные изменения претерпел раздел 20 "Буксировка механических транспортных средств". Не ищите здесь упоминания о разрешенной при буксировке скорости 50 км/ч. Эта норма перешла в раздел 10 "Скорость движения", где она более уместна. Снято в общем-то нереальное ограничение до 24 м длины состава транспортных средств при буксировке. В самом деле, представьте себе случай, когда надо отбуксировать неисправный автопоезд, длина которого 20 м. Ведь не разбирать же его на составные части! Зато появилось более жесткое требование, запрещающее буксировку двух и более механических транспортных средств независимо от способа буксировки. Новые Правила в отличие от старых разрешают буксировку только одной, если так можно выразиться, транспортной единицы (автопоезд в данном случае рассматривается как одно целое). За нарушение требований данного раздела водитель может быть оштрафован по части первой статьи 115 КоАП на сумму до 0,2 минимального размера оплаты труда с начислением двух штрафных баллов. Коснулись некоторые изменения и раздела 21 "Учебная езда". Сегодня в ПДД уже нет различия между понятиями "мастер обучения вождению" и "обучающий вождению". Кроме того, не требуется обязательного наличия вторых педалей сцепления и тормоза на автомобилях учебных организаций (необходима лишь установка зеркала заднего вида для обучающего). Новое есть ив нормах, касающихся перевозки людей (раздел 22). Поясним, что под этим ПДД понимают перевозку людей на постоянной основе, например при сельхозработах. Это требует, согласно пункту 22.2, специального оборудования кузова грузового автомобиля. При этом следует обратить внимание на измененные параметры установки сидений: не менее 0,3 м от верхнего края борта (ранее было 0,15 м). Для организованной перевозки людей допускаются водители, имеющие категории "D" и "С" в своих удостоверениях. С категорией "С" и водительским стажем свыше трех лет можно перево-