ДВИГАТЕЛЬ "МИЦУБИСИ"Об эксплуатации довольно редкого по конструкции мотора рассказывает О. БОЙЧУК из Одессы. Два года назад я стал ездить на американском автомобиле "Додж-Ариес" 1981 года выпуска, пробег которого составлял 86 тысяч километров. Машина с поперечным расположением силового агрегата, привод на передние колеса. Что не привлекало меня - автоматическая трансмиссия. Зато как особое достоинство я оценил двигатель - "Мицубиси" объемом 2555 см 3 . Это рядная "четверка". Двигатель карбюраторный, причем карбюратор - верх совершенства. Распредвал - в головке, привод двухрядной роликовой цепью с гидромеханическим натяжителем. Управление клапанами посредством коромысел. Помимо двух штатных клапанов на цилиндр есть третий, впускной, диаметром всего 8 мм. Открывается он синхронно с основным впускным клапаном, а подачей топлива к нему при увеличении нагрузки управляет пневмосистема. Двигатель уравновешен двумя дополнительными валами с противовесами (такие конструкции встречаются на некоторыхмоделях "Мицубиси-Галант" и "Мицубиси-Лансер" объемом свыше 1600 см 3 , как сообщал журнал "За рулем"). В инструкции (на французском языке - все пришлось переводить) указано, как пользоваться ремнями безопасности, настраивать радиоприемник, и приведены адреса станций техобслуживания ... в Канаде: куда обратиться, если загорится та или иная лампочка - в общем, "исчерпывающая" информация. Но не боги горшки обжигают... Система питания двигателя, характерная для "японцев", со сливом излишков бензина в бак - добротная и надежная. В ней немало тонкостей, но я расскажу об эксплуатации. Головная боль - фильтр тонкой очистки, что было связано с низким качеством горючего на Украине. Опыт показал, что через 8 тысяч километров пробега, помимо его замены, необходимо промыть сетчатый фильтр бензонасоса. Некоторые конструкции бензонасосов (хотя почти все они неразборные) снабжены съемным впускным штуцером, так что доступ к сетчатому фильтру свободный (если нет, приходится промывать вслепую). Чтобы избежать этой операции, не разбирать лишний раз карбюратор и продлить жизнь фильтру тонкой очистки, поставил фильтр-отстойник - деталь, просто необходимую иномаркам у нас. Он помогает собрать и грязь, и воду из системы питания. В системе смазки для хозяина главное - когда и как заменять масло и фильтр. Мне достался мотор с фирменным фильтром, рассчитанным на 100 тыс. км пробега (!), но его пришлось поме-нять раньше. О моем способе перехода на "жигулевский" фильтр вскользь упомянул А. Хрулев (ЗР, 1993, № 4) - он советовал нарезать резьбу М20х1,5 прямо в фильтре, но предостерегал от попадания стружки внутрь. Я нарезал резьбу во втулке разборного фильтра, а визуально контролируя сменные элементы, определил, после какого пробега менять масло и фильтр. Масло заменяю через 15 тысяч километров. Предпочитаю импортное, вязкостью SAE 10W/40. Чтобы оно хорошо работало этот срок, фильтр приходится заменять на пятой и десятой тысячах. Экономически это оправдано, так как импортный фильтр стоит минимум 6 долларов, а три "жигулевских" обойдутся в шесть раз дешевле (если со сменными элементами, то эффект еще больше). Электрооборудование изобилует таким количеством всевозможных проводов и разъемов, что, кажется, недолго и потеряться. Но при внимательном подходе к делу проблем почти нет. Система зажигания бесконтактная, с индуктивным датчиком. Проверить его несложно (журнал "Автомобильная техника", 1992, № 1), да ив работе хлопот не доставляет. Устанавливать угол опережения зажигания необходимо только по стробоскопу - добиться детонации для регулировки на слух почти невозможно. Двигатель мощный, легко перегревается, если возникает неисправность в системе охлаждения. Поэтому особое внимание - электровентилятору. У него два датчика включения электродвигателя: один - в радиаторе, второй (воздушный) рядом с вентилятором. Длительное время работал только один, и лишь самостоятельно проводя ТО, удалось найти причину: воздушный датчик был плотно закрашен рачительным хозяином. После 8 тысяч пробега "кончился" генератор. Это произошло в дороге, и пришлось возвращаться на аккумуляторе. Схема генератора "Мицубиси-А4Т25191" (такой генератор я встречал и на "Мазде-Капелле") со встроенным регулятором напряжения аналогична генератору 37.3701 для ВАЗ-2108, -2109 (ЗР, 1993, № 1), однако мощность их различна. В отличие от "вазовского", японский имеет две "звезды" в статоре, каждая со своими выпрямителями, соединенными параллельно. Как оказалось, одна из обмоток статора замкнула на корпус. Вариантов ремонта было два - либо заменить генератор с регулятором, изменив схему, либо попытаться подобрать статор, аналогичный по размерам. Нашел временный выход: распаял среднюю точку одной из "звезд", нашел и заизолировал концы поврежденной обмотки, исключив ее из схемы. Снова соединил в среднюю точку уже две обмотки. Получилась некоторая асимметрия - одна "звезда" имела все три, а одна - только две обмотки, что снизило мощность генератора на шестую часть. С таким генератором сохранился положительный баланс электроэнергии в бортсети на всех режимах, так что необходимость в замене прибора отпала. Еще менее серьезной оказалась неисправность стартера после длительной стоянки. Поразило, что размером он в 2,5 раза меньше "жигулевского"! Подобрать аналог трудно, так как стартер высокооборотный с понижающим редуктором (у нас таких нет). Но еще раз подтвердилось мнение, что иномарки при правильной эксплуатации серьезно не ломаются. Оказалось, ржавчина с внутренней части корпуса (стартеру-то 11 лет!) осыпалась на ротор и замыкала электрическую цепь. Промыв и заменив смазку в подшипниках, вернул его в строй. Если при включенном зажигании и неработающем двигателе перестала гореть контрольная лампочка давления масла, в первую очередьищите неисправность в самом датчике. Он может засориться или окислиться, что встречалось на подобных машинах не раз. Замените его "жигулевским": солидный запас металла на штуцере позволяет нарезать новую резьбу М10х1. Вот те немногие проблемы, что встретились при эксплуатации старого, по нашим представлениям, двигателя.РЕМОНТ ПРИБОРОВ ЗАЖИГАНИЯ "ВОЛГИ"В последние годы заметно прибавилось "волг" у индивидуальных владельцев. Новые хозяева подержанных машин испытывают, пожалуй, наибольшие трудности, сталкиваясь с неисправностями бесконтактной системы зажигания. В помощь им публикуем материал, подготовленный опытным электромехаником Н. ШЕВЦОВЫМ из Донецка. Сразу отметим: такая же, как на "Волге", электронная бесконтактная система зажигания (БСЗ, рис.) применяется ныне на многих грузовых автомобилях и автобусах, так что в случае необходимости можно позаимствовать с них приборы для замены вышедших из строя. Начнем с простых неисправностей, встречающихся наиболее часто. Связаны они с высоковольтной частью системы, где напряжение, достигающее 25-30 кВ (против 15-18 кВ в обычных системах), требует абсолютно исправных контактов и изоляции. Если это условие нарушено, ток уходит в сторону от свечей, вызывая перебои в работе двигателя. Здесь надо следить за чистотой высоковольтных проводов и их наконечников, плотностью их посадки в гнезда крышки распределителя. Нередки случаи, когда из-за плохого контакта с центральным проводом обгорает носик - гнездо в крышке распределителя. Осматривая провода, обращайте внимание на заделку их жил в контактные наконечники-лепестки. Если есть следы обгорания, значит, контакт здесь плох. Для его восстановления нужно обрезать кусочек обугленной изоляции и зажать жилу наконечником. Затем нагреть его паяльником и окончательно обжать плоскогубцами по изоляции провода. Внутри свечных наконечников обязательно подтяните отверткой контактные бобышки - под ними расположены помехоподавляющие резисторы и пружинки, часто теряющие контакт друг с другом. Одна из распространенных неисправностей системы зажигания - когда двигатель пускается, но останавливается сразу после выключения стартера. Причина - в вариаторе, который расположен на панели чуть выше катушки зажигания. Это дополнительное сопротивление катушки, состоящее из двух нихромовых спиралей сопротивлением 0,5 Ом каждая. Оно ограничивает и сглаживает броски тока при работе первичной обмотки катушки. Обычная неисправность - перегорание одной из спиралей вариатора. Что можно сделать, чтобы доехать до дома, если это случи-Продолжение на стр. 5956ЗА РУЛЕМ 10/94