здесь большой спрос не смог сильно поднять цены. Ухоженная подержанная "Самара" стоит сейчас на немецком рынке от 4 до 5 тысяч марок, в то время как в Москве примерно такую же можно "взять" за те же 4-5, но только долларов. Но вернемся к проблемам немецкого автомобильного рынка (диаграмма 2). Покупательная способность населения, если иметь в виду новые автомобили, впрямую зависит от уровня кредитных ставок банка. Если обычный кредит можно взять под 12.5% годовых, то, например, для покупки машины дадут целевой кредит уже под 8%. Но для расчетливого немца и этого много - он отложит покупку до лучших времен, а автомобиль пусть побегает еще пару годиков. Как правило, новые машины продаются тут в основном в кредит. И здесь мы встречаемся с еще одним довольно любопытным феноменом автомобильного рынка Германии: затоваривания непроданными машинами нет - ведь почти 100% их производятся по индивидуальным заказам покупателей. Видя падение спроса и уменьшение заказов, на выполнение которых уходит обычно несколько месяцев. производитель вводит неполную рабочую неделю, а то и вовсе останавливает завод. Никто не будет вкладывать средства и силы в то, что не найдет сбыта. И все же сама жизнь расставляет все по своим местам. Уже прослеживаются начальные признаки оздоровления. В первом квартале 1994 года продано новых автомо-логичным. До этого, к со,. вольно далеко. А вот продвижение гигантов немецкой автоиндустрии на североамериканский рынок - свершившийся факт. "Даймлер-Бенц" и БМВ строят там даже новые заводы, рассчитанные на производство специально разработанных для американского покупателя моделей. Подпортило картину на рынке автомобилей в Германии решение Европейского Союза об отмене всех таможенных пошлин между входящими в него странами. Поэтому сегодня из таких стран, как Италия или Франция, можно ввозить машины, которые стоят дешевле, чем они стоили раньше в Германии. Даже автомобили немецкого производства, экспортированные, скажем, в Бельгию, выгоднее покупать там, осуществляя реэкспорт, - цена в этом случае будет ниже на целых 20%. Приблизительно столько же можно сэкономить, привезя купленный автомобиль из США, несмотря на транспортные расходы. Это означает, что Германия - одна из самых дорогих автомобильных стран. Впрочем, справедливости ради надо сказать, что и раньше в Германии ввозные пошлины были вполне разумными и составляли примерно 15-20% от стоимости ввозимых автомобилей, причем правила для фирм и частных лиц были едины. Еще одна проблема для авторынка налоговая политика государства. С1990 года бензин и дизтопливо дорожали уже дважды, и сейчас говорят еще об одном удоро-ОСТОРОЖНО: ОЧЕНЬ СМЕШНЫЕ ЦЕНЫ!Как-то в Запорожье прибыл очень респектабельный и напористый господин, который представился городским властям как гражданин Израиля и Германии, торгующий автомобилями "сэконд-хэнд". Он сказал, что в Германии у него есть большой склад, заполненный машинами разных марок в прекрасном состоянии, и показал красочный каталог с весьма скромными ценами. - Я хотел бы, — продолжал он, — организовать в вашем городе торговлю подержанными автомобилями. Но не просто так, лишь бы продать, как это делают другие. Буду давать гарантию на год, обеспечу и послегарантийный ремонт. А для начала мне требуется престижное помещение. Помещение дали в самом центре, в бывшем торговом зале магазина "Динамо". Над входом появилась импозантная вывеска "Салон-2000". Цифры подчеркивали, что господин Даниил (так просил называть себя хозяин салона) смотрит вперед, в третье тысячелетие. Должное впечатление производил также интерьер с фирменными флагами, компьютером и, естественно, автомобилями. Выставочных образцов бьто только два - серо-стальной "Пежо-405" и белоснежный "Мицубиси", но все понимали, что это лишь начало. Господин Даниил ошеломил клиентов невиданным уровнем сервиса: угощал кофе, дарил дамам цветы, а его условия были просто великолепны: всего лишь 10% предоплаты и гарантия получения машины через 40 дней. Кто хотел быстрее, платил 40% и получал вместо обычной квитанции красивый сертификат на немецком языке. И еще одну услугу оказывал господин Даниил: за 250 долларов наличными брался подыскать каждому желающему работу в Германии. После рекламы по местному телевидению очередь в "Салон-2000" занимали с ночи. За три дня до поступления первых автомобилей любезный бизнесмен напомнил клиентам посредством того же ТВ, чтобы не забыли явиться за получением. И — бесследно исчез, оставив на растерзание двух нанятых на месте служащих, которые, по-видимому, свято верили в честность своего патрона. По некоторым подсчетам, он увез из Запорожья 8 миллионов долларов. Злые языки утверждают, будто "из-за бугра", проездом, господин Даниил сообщил телеграммой, что дарит два выставочных образца местной милиции. Кстати, оба оказались не его собственностью — он их арендовал.. Мошеннику с таким размахом восьми миллионов вряд ли достаточно для полного счастья. А потому, возможно, он снова появится на нашем поле чудес — на сей раз в России или Белоруссии. Так что стоит задуматься: если цены у торговца "ну очень смешные", не придется ли в итоге нам, покупателям, смеяться над собой? Цены у господина Даниила были в несколько раз ниже европейских, и никого из клиентов это не удивило. Когда этот материал был уже подготовлен к печати, стало известно, что милиция установила личность мошенника. Надул запорожцев уроженец Санкт-Петербурга Розенберг, рецидивист, имеющий три гражданства. Утверждают, что афера в Эстонии, где он, действуя под фамилией Неуонен, собирал деньги с желающих хорошо устроиться за границей, принесла ему 10 миллионов долларов. Жулика разыскивают правоохранительные органы нескольких стран. Л. САПОЖНИКОВ ЗА РУЛЕМ 10/94млн.шт181992199319941995Диаграмма 2: Предложение и спрос на легковые автомобили в ФРГ.билей на 5% больше, чем за такой же период в прошлом году. Большой прирост отмечается у "Мерседес-Бенца", где объем реализованных машин возрос за этот период на 40% и составил 110 500 единиц. Таким образом, "Мерседес" вновь обогнал БМВ и лидирует в этой вечной схватке гигантов, имея на сегодня 3.6% рынка против 3.1% у БМВ. Абсолютным лидером, как и прежде, является концерн "Фольксваген" - ему принадлежит сегодня 16,7% европейского рынка. Так или иначе оздоровление происходит, но не за счет новых рынков Восточной Европы, что казалось быжании. Неуклонно растут автомобильная страховка, налог на транспортное средство, ремонт и запасные части. То и дело грозит со страниц немецкой прессы своим соотечественникам министр транспорта: "Езда на автомобилях будет дорожать и дальше!". Само собой разумеется, это не способствует оживлению авторынка. А для нас, россиян и жителей СНГ, покупка автомобиля в Германии остается желанной и привлекательной по многим причинам, и. видимо, еще надолго. Берлин М. ГОРБАЧЕВ, соб. корр. "За рулем"