18
19
ДОРОЖНЫЙ РЕПОРТАЖJш1 .€,Л^%- Ну-ка, выйдем из церкви, - предлагает он. На пустынной площадке перед храмом, рядом с видавшим виды зарулевским "Москвичом", нас ждет затемненная иномарка из самых крутых, что заставляют ахать даже столичных граждан. Где-то в этом райском уголке мы со своим фотоаппаратом и журналистским любопытством, ничего не ведая, преступили границы дозволенного теми, кто считает себя в Крыму хозяевами... ДО ГРАНИЦЫ ПЕРВОЙ - 900 км На автомобиле от Москвы к Крымскому полуострову граждане СССР всегда добирались по Симферопольскому шоссе минуя Харьков, и далее через Запорожье к Симферополю. С распадом великой державы на бескрайних ее просторах появилось так много границ и пограничных пунктов со своими флагами и порядками, что ездить на дальние расстояния стало просто невмоготу. Российский автомобилист, рискнувший навестить своих близких родственников на Украине, еще в прошлом году мог простоять под Харьковом не одни сутки. Новоиспеченным таможенникам местного разлива не надо было специальных курсов, чтобы понять для себя главное - граница должна быть на замке, а если и открыта, то наподобие узкого горлышка. Длина очередей на границе стала для нас определяющей в выборе маршрута. Лучше проехать лишнюю сотню-другую километров по федеральной магистрали "Дон" и повернуть к братской республике, не доезжая Миллерово, - здесь у поселка Волошино, утверждали знатоки, стоять долго не придется. И еще один аргумент "за" для поездки в Крым через Воронеж-Луганск-Бердянск-Мелитополь - с заправкой здесь полегче. На российской части нашего пути бензин продавали по ценам как в столице - 330 рублей за литр. В 1993-м мы везли с собой на Кавказ аж четыре полные канистры. Уже тогда это было лишним - частные торговцы на "жигулях" или владельцы бывших армейских бензовозов наперебой и по сносным ценам предлагали автомобилистам свои услуги. Многочисленные по всей трассе АЗС тогда пустовали. На этот раз нам предстала иная картина: оборудованные по всем правилам, они повсюду работали (бензин в России есть!), легко потеснив королей одной канистры. Эти пионеры бензинового рынка царствуют сейчас на Украине. Пользоваться их услугами пришлось не один раз. Полу-рая^ppofa МКрый ^ ! ^ р ^ бьМа.€„ Обозрев сами ворота, ув^анн!йАнр©дИисйв^ю^ЦмУ знаЪвЦйда^еЦ первой свежести, мы вошли в храм,"г^де .люди^должА^^ть,"'ббЭг;." ? щаются с Богом. Когда запрокидываешь голову, чтобы посмот- " . реть на расписной церковный плафон, легко кружится голова - у- . нас еще и от двух тысяч километров непрерывного руления: хотелось побыстрее увидеть море. Вдруг грубый рывок за руку, на которой вийит фотоаппарат, возвращает на грешную землю. Голова остается запрокинутой - напротив стоит мрачный верзила эдакий крымский вариант "Терминатора-2".Чг- . • •18З РУЛЕМ 10/94 А чапось, что по сравнению с московскими ценами топливо на востоке Украины на 30, а на юге аж на все 100 процентов дороже. Итак, тревоги по поводу дефицита бензина, похоже, остались в прошлом. Проблема его качества тоже решается, если в вашей машине стоит октан-корректор "Параллель", какой был у нас. Повернул ручку, и детонация (пусть с ухудшением характеристик двигателя) - злейший враг мотора - исчезает. Разогнавшись в Московской области, весь поток транспорта, а теперь это множество автомобилей (среди них и фуры с грузами из Европы), сталкивается в Тульской с бедой, которую еще Николай Васильевич Гоголь называл "плохие дороги"... Неожиданно перед нами возникает шлагбаум. Рядом с ним, как водится, страж порядка - инспектор ГАИ. Он посылает всех в объезд. Сколько водительских проклятий прозвучало на этой несчастной объездной дороге! Мы отмахали лишних сто километров, захватив окраину Тулы, и потеряли два часа! Каково же было наше удивление, когда, выехав на основную магистраль, увидели, что в объезд отправляли далеко не всех. Всегда и везде автомобиль покупали и покупают в надежде попутешествовать. Были времена иу нас, когда вдоль дорог кучковались семьями автотуристы на "жигулях" и "москвичах" (иные с палатками), а в солнечных стогах сена ночевали романтики-мотоциклисты. Сейчас все не так. В Липецкой области у поста ГАИ в районе поселка Хлевное на придорожных столбах информация: местные правоохранительные органы предупреждают путников, что на дорогах могут быть разбои, и если вы попали в переделку, то нужно сообщить об этом... нет-нет, вовсе не на ближайший пост ГАИ, чтобы преступников взяли тепленькими, а в город, что за десятки верст, - звонить там по какому-то телефону и писать заявление. Истинная забота. Не правда ли? После тульских приключений претензий к обустройству дорог у нас вроде бы не было. Порадовала отменным асфальтом Воронежская область, да и на Украине по выбранному нами маршруту можно ехать хоть на "Феррари". Темперамент нашего "Москвича-2141" итальянским не назовешь. Если он и спешит, то очень медленно. Разогнать его быстрее 120 км/ч ни одному из нас не удалось. Неоспоримое достоинство этой машины - просторный салон. В него мы загрузили тяжелую лодку-серфинг "Мустанг", надувную резиновую лодку, четыре канистры (взяли их снова - чем черт не шутит), палатку, личное имущество и кучу запасных частей. Без них на "Москвиче" нельзя. Кстати, там, где в прошлом году мы видели на трассе стихийные рынки автодеталей, в этом обустроены торговые палатки и магазинчики. Но особенно не обольщайтесь - нужной детали там может и не оказаться. А вот и российский пограничный пункт. Машин нет, и наш "Москвич" становится объектом пристального внимания. Таможня дает добро только на одну канистру с бензином.ДО ГРАНИЦЫ ВТОРОЙ - 600 км Над украинским таможенным пунктом развевается 'жовто-блакитный флаг". Российский, который мы только что проехали, обходится без опознавательных знаков. Несмотря на такое отличие, оба этих неказистых форпоста рассчитаны, скорее, на то, чтобы травмировать нормальных граждан, а не отлавливать контрабанду. Последняя, благодаря отработанной "челночной тактике", регулярно курсирует своими тропами по близлежащим кустам и лесопосадкам. Иначе откуда на просторах донецких степей такое изобилие бензина всех сортов? Продают его в основном из багажников "жигулей", но бывает, что и коммерческие АЗС побалуют налаженным сервисом. Есть деньги, то бишь купоны, - пожалуйста, заправляйся. Рубли не принимают. Их можно обменять на украинскую валюту в обменных пунктах, в коммерческих киосках, на рынке или у состоятельного прохожего. Но в этом году, по сравнению с прошлым, интерес к российской валюте поубавился. "Нам не нужны рубли, мы в Россию не ездим", - говорят старожилы придорожных фруктовых рынков, бывшие советские пенсионеры. Серьезной конкуренции у них пока нет. Те редкие затрапезные вагончики с многообещающими надписями "Бистро" или "Покормим вас и ваших детей" вряд ли можно назвать придорожным сервисом. Поэтому участники движения к морю больше надеются на свои запасы. Трассу от Донецка до Чонгарского перешейка оживленной не назовешь. Привычные глазу отечественные автомобили все менее заметны, бросаются в глаза иномарки. Любят здесь подержанные "опели", "мерседесы", БМВ. Ими управляют понашенски - в сумерках почему-то упорно не зажигают ближний свет. Еще издалека видим очередь автомобилей - это граница в Крым. Впереди шлагбаум, несколько плотных мужчин, медленно передвигаясь, несут свою унылую службу. - Что везем? Человек в форме делает вид, что ему не по душе наша водноспортивная амуниция. Под угрозой выгрузки-погрузки всего багажа живописуем значение этого груза. Короткая пауза - и нам открывают шлагбаум. Несколько напряженных минут позади, но зато чувствуешь себя уже вне подозрения. ДО ГРАНИЦЫ ТРЕТЬЕЙ — 300 км О крымской дороге даже нам, простым смертным, хочется говорить стихами. "Москвич" чувствует озон в воздухе и бежит быстрее. Едем в сторону Севастополя, а дальше через этот закрытый город к историческому месту- Байдарским воротам. Чтобы проехать в Севастополь, нужно по месту жительства в отделении милиции испросить разрешения. Нам в Москве шлепнули печати, не глядя. "Въезд разрешен" - авторы этих штампов оказались теперь в другом государстве, а может быть ушли в небытие, но дело их сверхсекретности на Украине живет. Значит, как говорил поэт, это кому-то нужно. - Есть приказ: москвичей в Севастополь не пускать! - человек в форме советской милиции, сидя за шатким столом единственным на этой заставе чиновничьим атрибутом, при электрическом свете изучает наши документы. Настоящий автомат Калашникова все время сваливается у него изза спины, чувствуя себя явно не на месте. - Покажите приказ, нас в Москве о нем не предупреждали. - Приказ устный, - человек с автоматом, кажется, заколебался и сделал вид, что мы ему показались симпатичны. Такую паузу по молчаливому согласию договаривающихся сторон обычно заполняют пузырьком с крепкой жидкостью. Мы так и сделали. Расстались друзьями. Человек с автоматом только предупредил: "Спросят по дороге, кто пропустил в город, - друзей не выдавать". Никто, конечно, не спросил, а при выезде из города уже на другой заставе нам сказали, что об "устном приказе" ничего не слышали. Так что москвичам нечего бояться. Окончательно осмелев, мы решили сделать снимок на память у поста ГАИ, что при повороте на Форос. До Байдарских ворот - цели нашей поездки - оставалось километра два по дороге круто вверх, огибая церковь на вершине горы. Наши мысли в тот предзакатный час были заняты крымским пейзажем, но хозяевам поста ГАИ это было неизвестно и они весьма настороженно отнеслись к манипуляциям с фотокамерой. В этот момент в объективе проплыли два великолепных автомобиля... - Эх, жаль не успели снять для журнала! - А мы можем их вернуть, - с ухмылкой заметил автоинспектор. - Спасибо, не надо... Кто вернул одну из крутых машин, мы, гости, послушно выходя из церкви за молчаливым крымским "терминатором", могли только догадываться. Надо же нам было оказаться в ту секунду на той дороге! Дальше пленка и фотоаппарат были испорчены. - За пленку можем заплатить, - подал голос из машины "великодушный" хозяин. Наивны все-таки автомобилисты, вроде нас, в надежде увидеть Крым времен своей мотоциклетной юности, когда считалось, что "все вокруг советское, все вокруг мое". Шлагбаумы, контрольно-пропускные пункты, встречи, вроде той, у Байдарских ворот, помогают избавиться от этой иллюзии. И всетаки хотелось бы верить, что новые хозяева не будут чинить препятствий тем, кто отправляется в Крым, и нам, гостям-автопутешественникам (теперь, увы, из зарубежья), будут здесь рады. П. СТЕПАНОВ, В. ПЯТНИЦАЗА РУЛЕМ 10/94 19