ОПЫТ ЭКСПЛУАТАЦИИэДЛВир//ОКА//Когда-то "Оку" представляли "народным автомобилем" - массовой дешевой машиной для всех. Достаточно посмотреть на цифры выпуска ВАЗ—1111, чтобы стало ясно - до настоящей массовости этой машине ох как далеко. Есть на пути к "народности" еще одно препятствие - цена. За те же деньги в Москве можно купить "Таврию", а чуть дороже- "Москвич", пусть бестолковый, но полноразмерный автомобиль. Да ис запчастями, и с сервисом "Оки" дело из рук вон плохо. Такова реальность. С ней пришлось столкнуться нашему сотруднику И. ТВЕРДУНОВУ, который некоторое время провел за рулем ВАЗ—1111. От знакомства с малышкой впечатления остались самые лучшие (мнения других сотрудников журнала в ЗР, 1994, № 3, 6, 8). Автомобиль оказался достаточно шустрым, отлично держит дорогу и прекрасно управляется. Салон машины не такой уж маленький, а к крохотным "невесомым" педалькам и "далекому" рулю очень быстро привыкаешь. Коли уж речь зашла о рабочем месте, единственное серьезное неудобство - образцово нечеткое включение передач. Машина маленькая, коробка передач тоже маленькая, а рычагом шуровать приходится, как на "Икарусе", и для "попадания" в нужную передачу требуется сноровка. Имидж автомобиля на все случаи жизни получил первый удар, когда "Оку" как следует загрузили (четыре взрослых человека). Тут-то и выяснилось, что сзади очень тесно, а главное - сразу "скис" двигатель. Машина резко потеряла в динамике, звук мотора стал надрывным. Ехать, конечно, можно, но приятных впечатлений такое передвижение не доставит ни водителю, ни пассажирам. Нормально, с комфортом в "Оке" размещаются два человека. Двоих же машина без особых усилий "таскает" по дороге. Причем незагруженная "Ока" хороша и на шоссе, где позволяет долгое время держать довольно высокую (100-110 км/ч) скорость, и особенно в городе, где габариты автомобиля помогают легко лавировать в заторах, а динамики хватает, чтобы запросто держаться в потоке транспорта. Короче, "Ока" - идеальный автомобиль для двоих (от силы для троих), прекрасно приспособленный к городскому движению. Для селянина или для большой семьи ценность такой машины сомнительна. А говорили "народный!", "для всех!". Покатались, пора и под капот заглянуть, тем более жизнь заставляет - мотор не желает 18 ЗА РУЛЕМ 11/94заводиться. И это при плюс пятнадцати "за бортом". Непорядок. То, что творилось в подкапотном пространстве, описать невозможно. Владельцы ВАЗ-1111 всегда жаловались, что мотор у "Оки" - грязнуля, постоянно в масле. Увиденное на реальной "Оке" превзошло все ожидания. На двигателе только что грибы не росли. Кое-где слой масла был поменьше - здесь человек пытался бороться с машиной, протирал грязь. Сразу скажу, что такой способ слишком трудоемок и почти бесполезен. Битый час трешь мотор ветошью, а он через два дня снова весь в масле. Так что искоренять надо' причину, а не следствие. Только вот отыскать причину эту - занятие сложное. Такое ощущение, что масло течет отовсюду сразу. Ну ладно. Залезли мы под капот, чтобы отыскать причину недостойного поведения этого мотора: он не заводился и, кроме того, страдал провалами при резком разгоне. Предварительный диагноз: очень низкий уровень топлива или неисправен насос-ускоритель. Снять карбюратор проблем не составило, и на листе чистого картона прибор был препарирован. Вскрытие полностью подтвердило диагноз: рычаг привода ускорительного насоса намертво заклинен в положении максимальной подачи. Узкий паз в корпусе карбюратора, в котором ходит этот самый рычаг, был забит самыми непонятными отложениями. Они-то и лишили механизм подвижности. Прочистив и собрав карбюратор, установили его на место и повернули ключ зажигания. "Ока" яростно зачихала, затряслась и один цилиндр двигателя заработал. Через несколько секунд второй начал вступать "через раз" и, наконец, оба "горшка" дружно затарахтели вместе. Поскольку такая схема запуска не устраивала, решили проверить свечи. Оказалось, что они на машине - разные. Установка одинаковых свечей с нормальным зазором между электродами решила все проблемы: "Ока" стала заводиться как часы. Следующее, что попытались сделать - убрать люфт задних колес. Однако попытка не удалась. Затяжка регулировочной гайки на "один паз под шплинт" (то есть на 60°) привела к подтормаживанию колеса. Подшипники при езде стали греться. Пришлось сделать все, как было. Колеса продолжают болтаться. На дороге "Оку" все время тянуло влево и, учитывая небольшой нагрев диска левого переднего колеса, виновником такого поведения посчитали тормоз. Правда, увод машины был минимальным, колесо грелось слабо, тормоза не "пищали". Решили оставить все как есть, и, как оказалось, напрасно.Колесо заклинило. При осмотре выяснилось, что резиновый чехол переднего тормозного цилиндра давно порвался. На поршень попала влага, и он, покрывшись коррозией и слоем грязи, перестал отходить назад - колесо не растормаживалось. Остался один путь - вперед. Его поршень проделал до конца, поджимая и поджимая колодки. Когда они сработались до металла, пришлось обратить внимание на неисправный механизм. Хотя более раннее вмешательство вряд ли что-нибудь изменило. Лишенные резиновой защиты детали корродировали настолько основательно, что отжать упрямый поршень не удалось никакими силами. Пришлось искать запчасти. У добрых людей удалось достать старенький, но работоспособный суппорт. А вот колодки стали камнем преткновения. Их все-таки купили спустя месяц на базаре по цене 70 000 рублей за комплект. Не слишком ли дорого для дешевого "народного"автомобиля? Во время поиска злополучных колодок интересовались другими запчастями к "Оке". И выяснили, что без особых проблем в Москве можно купить двигатель и диск сцепления. Иногда встречали фары. И все! За остальным - на базар, там все что хочешь, но - втридорога. Есть, правда, в столице магазины, торгующие запчастями для "Оки". Выбор деталей там приличный, но и цены не маленькие. Например: стойка передняя - 120 тыс. руб.; диск сцепления - 50 тыс. руб.; передний суппорт - 70 тыс. руб.; крыло - 60 тыс. руб. Но магазинов таких - раз-два и обчелся. Если нужной железки в магазине нет, в соседний ларек можно не заглядывать - там про "Оку" и не слыхали. Остается одно - снова на рынок. Ну ладно. Колодки купили, суппорт перебрали, тормоза прокачали. Ездит наша "Ока", но... что-то грохочет в сцеплении, течет правая передняя стойка и правый же задний амортизатор, да еще кое-что по мелочи. А машине два года и прошла она всего 30 тыс. км. И не в том дело, что автомобиль плох сам по себе. Просто миниатюрная, подверженная перегрузкам (тем более в наших условиях) конструкция требует бережного к себе отношения, своевременного и доброкачественного обслуживания. А где его взять? Сервис "Оку" не жалует. Посмотрите, кто сидит за рулем "Оки". Чаще всего начинающие автомобилисты, женщины, да еще инвалиды. Тот самый контингент, которому сервис очень нужен. Матерые автолюбители, перебравшие своими руками не одну машину, вряд ли купят "Оку". Такие лучше с подержанным "жигуленком" поковыряются. А какая-нибудь дамочка в попытках отремонтировать свою "Оку" убьет не один день. И