тор-тестер не оставлял надежд на успех нашей инсценировки. Ан нет! "Зажигание в норме", - сказал "мастер" и... разобрал карбюратор! Действовал он куда культурней своих коллег, но на общий результат это не повлияло. Следующей "жертвой" стал датчик-распределитель, который, вообще говоря, было бы проще проверить на том же мотор-тестере. "Трамблер" разобрали и, не найдя ничего подозрительного, вернули на место. И тут мы стали свидетелями истинной работы мысли! "Мастер" склонился над мотором и крепко задумался. Минута молчания - и правильный (!) ответ готов. После установки фаз газораспределения машина снова попала на пост диагностики, где впервые зажигание выставили по стробоскопу, очень аккуратно. Окончательно нас добила цена за два с половиной часа работы. Вы, наверное, тоже не поверите, но у нас в руках документ: три тысячи двести восемьдесят восемь рублей! И единственный "минус" - перетянутый (в который раз) зубчатый ремень. Мы были уверены, что лучшего, чем на фирменной "вазовской" станции, не будет. Пусть долго, зато аккуратно и почти ничего не надо переделывать. Пора в Москву. Чтобы не повторять маршрута, решили ехать через Рязань, то есть от Тамбова - на Шацк. Проезжая через Моршанск, решили наудачу посетить автосервис и здесь. Дело шло к вечеру, надежд на радушный прием никаких, поэтому, не сбивая фаз, зашли на местную СТО пешком - так, просто узнать. Подошел молодой человек, выслушал нашу легенду и - о, ужас! - сказал: "Видимо, что-то с фазами. Заезжайте, посмотрим". Так быстро, да чтобы никто не заметил, мы еще не сбивали злополучные фазы. Вкатываемся во двор станции, поднимаем капот и мастер - его звали Юра, бросив взгляд на датчик-распределитель, начинает снимать крышку зубчатого ремня. Глядя на его четкую профессиональную работу, мы глазам своим не верили: неужели такое в глубинке? Достаточно сказать, что, увидев на маховике и метку и, чуть дальше, штифт, Юра для гарантии проверил положение поршня в первом цилиндре, вывернув свечу, а положение датчика-распределителя корректировал несколько раз и добился того, что исчезла детонация, Славный город Моршанск и славный мастер Юра, который, как выяснилось, занимает на этой СТО должность сторожа. Станция уже закрылась, Юра работал своим инструментом (неплохой, кстати, набор - только вот стробоскопа не было), а от оплаты отказался (!). Ну кто мог ждать таких достижений в сфере автосервиса! Наш рейд дал обширную информацию для размышления. Во-первых, о запчастях. СТО, на котоЗА РУЛЕМ 9-94,егда можно найти нужную деталь, почти не существуют в природе. Даже в Москве сервис часто работает с запасными частями клиента, купленными на рынке. В провинции рынков нет, так что поступай как знаешь. Причина на поверхности станциям просто невыгодно покупать запчасти, особенно мелочевку. Детали при отсутствии спроса могут залежаться, а деньги за них уплачены. Поэтому гораздо выгоднее работать по заказу и менять, допустим, целиком коробку передач, чем приобретать валы, шестерни или синхронизаторы в расчете на гипотетического клиента. Но это относится к "долгоиграющим" агрегатам. А как же с запчастями, всегда пользующимися спросом (фильтры, катушки зажигания, прерыватели-распределители, шаровые опоры и т. п.)? Они, на наш взгляд, должны быть на любой точке автосервиса. Тут уже дело, скорее, в разворотливости тех, кто сегодня владеет СТО, - купить партию запчастей не проблема. Более того, в этом случае провинциальный автосервис мог бы занять пустующую нишу на местном рынке запчастей и неплохо заработать. Во-вторых, о качестве услуг, профессионализме. Многие матерые авторемонтники с государственных СТО ушли - кто обслуживать иномарки, кто на частные станции, а кто и просто на вольные хлеба. По нашим наблюдениям, последние - одни из самых квалифицированных. К сожалению, их немного, да и вообще мастеров в сфере автосервиса - наперечет. Общая беда "сервисменов" - работа по стереотипам: "машина не едет - виноват карбюратор", "застучало снизу - меняй шаровые" и т. п. Сказывается и отсутствие необходимого оборудования, хотя "вазовские" станции оснащены, в общем, неплохо. И все же главное, как говорилось во все времена, - кадры. Побольше бы грамотных - таких, как Юра из Моршанска, - автослесарей, Пока же, судя по нашему рейду, большинство, извините, "ни в зуб ногой". В пути у нас было время помечтать о том, как должно быть. Приезжаем в любую точку автосервиса. Никакого стола заказов - к вам выходит доброжелательный эксперт и на месте решает, что делать с автомоби-" лем. Неисправность не ясна - пожалуйте на пост диагностики. Автомобиль нуждается в таком-то и таком-то ремонте, стоимость его - такая. Необходимые запчасти доставляют с регионального консигнационного склада. Детали туда поставляются с завода, а затем они по мере надобности расходятся по станциям. СТО расплачивается со складом, а тот, в свою очередь, с заводом-изготовителем. Расслабленный же клиент, попивая кофеек, ждет свою машину, зная, что она в умелых руках и не подведет после ремонта. Но - это в будущем. А пока общий вывод нерадостен. Автосервис российский плох и автолюбителям лучше рассчитывать на собственные силы и, возможно, на подсказку "За рулем". В. СУББОТИН, А. ЧУЙКИНПИСЬМАО ЛИШЕНИИ "ПРАВ" Вечером 13 мая с грузом удобрений я на КамАЗе выехал из г. Мелеуза (Республика Башкортостан). Начинались сумерки, поэтому включил "габариты' На выезде из поселка Зирган навстречу шла легковая машина с включенным ближним светом. Я тоже включил ближний свет фар. Мы разъехались, легковой автомобиль развернулся и стал догонять мой КамАЗ - как выяснилось, мне повстречалась машина ГАИ. Остановившись, я взял документы и вышел из кабины. Ко мне подбежал младший лейтенант, не представившись, выхватил у меня документы и направился к автомобилю ГАИ. На ходу он грубым тоном объяснил мне, что я "нарушил" правила пользования осветительными приборами, так как ехал якобы с дальним светом. Мои возражения работник ГАИ слушать не захотел - вместо этого на меня обрушилась нецензурная брань. Ошеломленный таким поворотом событий, в составленном протоколе я указал свое несогласие с действиями и поведением инспектора ДПС младшего лейтенанта Мусина. О случившемся я написал письмо командиру отдельного батальона дорожнопатрульной службы. Прошло больше месяца, из этой инстанции приехал капитан (к сожалению, не знаю фамилии) с "деловым" предложением: написать "отказную", то есть, выходит, согласиться с младшим лейтенантом Мусиным! Делать этого я не стал, потребовав простых человеческих действий - извинений. Вот уже три месяца я без "прав" с тех пор, как 13 мая они "уехали" в Уфу, оттуда ни слуху ни духу. Правда, 28 июля пришло письмо из ДПС ГАИ за подписью майора милиции Гараева А. А. - дескать, 13 мая прав был инспектор, а не я. Обидно, когда организации, призванные помогать людям, занимаются прямо противоположным. Республика Башкортостан, А. ЯСКИ1 Стсрлитамакский район, д. Константиноградовка