ПОСЛЕДНИЙ ВАЛА MlНедавно довелось наблюдать, как инспектор ГАИ, отобрав у нарушителя "права", вручает ему взамен "Временное разрешение на право управления" с проставленными штрафными баллами. Надо было видеть удивление водителя (между прочим, не из глубинки, а из Подмосковья): он, оказывается, не подозревал о новом порядке, вступившем в силу еще 19 января 1994 года. "За рулем" сообщил о предстоящем введении штрафных баллов еще в № 4 за 1993 год и затем не раз возвращался к этой теме. Оптимисты, конечно же, не обратили на эти публикации должного внимания - они всегда уверены, что наказывать будут других. Нет смысла вновь печатать для них "штрафной прейскурант" при достаточном желании его можно найти в вышеуказанном номере журнала. Напомним лишь некоторые основные моменты. "Временное разрешение на право управления транспортным средством", по сути, является аналогом талона предупреждений, действовавшего в былые годы. Но есть отличие: в талоне инспектор делал за нарушение просечку компостером (на языке водителей - "дырку"), во временном же разрешении он проставляет штрафные баллы - от 1 до 5. Набравший в течение года 15 или более баллов лишается права управления на срок от 3 до 6 месяцев. Пять баллов начисляют за нарушения, которые повлекли за собой материальный ущерб, 4 балла - за движение через железнодорожный переезд вопреки запрету, за езду без номерных знаков или с подложными номерами, а также за езду с неисправными тормозами или рулевым управлением (те же 4 балла может схлопотать водитель автопоезда, у которого неисправно тягово-сцепное устройство). Заработать 3 балла совсем просто: достаточно проскочить перекресток на запрещающий сигнал светофора, пересечь сплошную осевую, нарушить правила обгона (в частности, обогнать справа) и т. д. Начисление штрафных баллов не освобождает от штрафа, который нынче исчисляется в долях минимальной заработной платы - от 0,1 до 2. Многие водители склонны считать балльную систему досужей выдумкой бюрократов. Но в основе ее лежит справедливая и общепринятая юридическая норма: повторность правонарушений должна отягчать ответственность. Подобные системы существуют и за рубежом, например в Германии. Штрафные баллы там, правда, фиксируются не на бумаге, а в памяти компьютера, но это уже детали. По данным ГАИ, 7-10% водителей нарушают Правила умышленно и систематически. В подавляющем большинстве это люди с нетощим кошельком. Штраф, даже самый "свирепый", для них как укус комара. И это был еще один весомый аргумент в пользу введения балльной системы. Оправдала ли она себя? Окончательный вывод делать преждевременно, но некоторыми наблюдениями и мыслями хотелось бы поделиться. В разгар лета я побывал в одном из московских отделов ГАИ. Где-где, а там, в центре столицы, нарушителей более чем достаточно. Старший инспектор сказал мне с надеждой: "Ждем результатов балльной системы. Многие уже имеют по 12-13 очков". Спустя два месяца, осенью, я позвонил ему, чтобы узнать эти самые результаты. И с изумлением услышал, что говорить о них еще рано, поскольку 15 баллов набрал только один нарушитель... Этому потрясающему факту могут быть только два объяснения: 1. Злостные нарушители, набрав по 12-13 баллов, дружно становятся дисциплинированными паиньками. В этом случае балльная система работает превосходно и введена не зря. 2. Злостные нарушители, набрав по 12-13 баллов, больше набирать не хотят и желаемое превращают в действительное с помощью нетощих кошельков (см. выше). В этом случае система совсем не работает (я имею в виду - на безопасность движения). Какой из двух вариантов справедлив, пусть решит сам читатель, опираясь на свой опыт водителя и знание жизни. А вообще-то интересно, кому это - единственному - так не повезло? Чем навлек на себя немилость? Захотелось взять интервью у этой "белой вороны", но старшему инспектору наша идея активно не понравилась. Что ж, ему виднее. Л. САПОЖНИКОВЗА РУЛЕМ 11/94 33Авария случилась несколько минут назад. Следы на асфальте показывают, что первые "ухари" уже перебрались через бензиновый поток. Спустя некоторое время движение через место происшествия стало "массовым", да и любопытных намного прибавилось. Тот же поворот, четырьмя годами раньше. Пока разбитый автомобиль Б. Маслова не эвакуировали с трассы, гонка была приостановлена. Безопасность превыше всего! Не разумнее ли, увидев опасную ситуацию, остановиться подальше и попытаться предупредить других чересчур горячих водителей? Если ГАИ и "скорую" уже вызвали, а медицинскую помощь вы оказывать не умеете или физически не можете (кто-то не переносит вида крови) - подумайте о своей безопасности. Зачем рисковать зря? Ну наворочал, ну страху нагнал! - скажет кто-то. А что остается делать? Когда не помогают увещевания, только страх может остановить человека от необдуманных поступков. Может, но часто не останавливает. Видимо, многие водители считают, что риск на дороге - дело благородное. И. ТВЕРДУНОВ