58
59
ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМОСТЬ ГЕНЕРАТОРОВ Из всех генераторов, представленных в табл. 1, нельзя заменить другим только Г502-А. Все остальные взаимозаменяемы, но особенности их схем требуют иного подключения. Операции, которые необходимо при этом выполнить, приведены в табл. 2. Для замены прибора каким-либо другим нужно найти в левом столбце таблицы строку, где указаны типы заменяемых генераторов, а затем соотнести ее с верхней строкой - в ней названы заменяющие генераторы. На пересечении этих "координат" вы и найдете указания по подключению нового генератора взамен старого. Например, вы хотите заменить вышедший из строя генератор Г221 новым генератором 581.3701. В графе на пересечении первой строки и предпоследнего столбца (обведено красным) вы выясните, что для этого отключенные от выводов "30", "67" и "0" генератора Г221 провода необходимо соединить соответственно с выводами "+", "Ш" и "0" генератора 581.3701 и, кроме того, снять провода с регулятора напряжения РР380 (или 121.3702) и соединить их между собой. ОСОБЕННОСТИ ГЕНЕРАТОРОВ ИМПОРТНЫХ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙПРОШУ ОБЪЯСНИТЬ...На ваши вопросы отвечают специалисты На передних колесах моего автомобиля - шины Бл-85, а на задних,- М-190 "Таганка"... Ощущаю непонятные, циклически меняющиеся вибрации автомобиля. Чем это вызвано? Как бы тщательно не были отбалансированы колеса, полной, 100-процентной сбалансированности добиться невозможно. Остаточный дисбаланс колеса при качении по дороге становится источником неуравновешенной силы, вызывающей виповышенные вибрации, затем направления неуравновешенных сил расходятся - и вибрация снижается, вплоть, до минимальной. Такой характер сложения вибраций с разными частотами называют биениями. Какова периодичность биений в нашем примере? Допустим, окружность переднего колеса равна 2 метрам, а заднего - 1,9. Тогда за 20 оборотов переднее колесо пройдет 40 метров. Если ехать со скоростью 20 м/с (72 км/ч), через каждые 2 секунды вы будете ощущать нарастание (или убывание) вибраций. При скорости 30 м/с, или 108 км/ч, период биений станет меньше - около 1,3 секунды. Шины Бл-85 и М-190 имеют разные размеры, что и вызывает раздражающее вас биение. Возможно, вы замечали, что установка разных шин на одну ось тоже дает такой результат. Обычно с этим стал-ВремяРис. 1. Действие неуравновешенных сил колес в зависимости от взаимоположения тяжелых мест: а - совпадение фаз; б - сдвиг фаз около 90°; в - сдвиг фаз 180°; г сдвиг фаз 270°. 1 - тяжелое место; 2 - неуравновешенная центробежная сила; 3 - интенсивность вибрации.По габаритам и конструктивному исполнению большинство генераторов зарубежных автомобилей аналогично отечественным. Электрические схемы их несколько отличаются от отечественных и приведены на рис. 2. Все современные импортные генераторы постоянного тока имеют, кроме шести основных диодов, три дополнительных для питания обмотки возбуждения генератора при его работе (как у генератора 37.3701 автомобилей ВАЗ-2108, -2109). Кроме того, некоторые генераторы (см. рис. 2, в) снабжены дополнительным выводом "W" от одной из фазных обмоток статора генератора. С этого вывода снимается пульсирующее постоянное напряжение для измерения частоты вращения коленчатого вала двигателя. Обозначения выводов импортных генераторов отличны от отечественных: вывод "В+" - основной ("плюсовой") вывод генератора (эквивалентен выводам "+" и "30" отечественных генераторов); вывод "DF" - вывод обмотки возбуждения генератора (эквивалентен выводам "67" и "Ш" отечественных генераторов); вывод "D+" ("61") - вывод дополнительного выпрямителя генератора (эквивалентен выводу "61" генератора 37.3701). Отсутствие принципиальных отличий в конструкции и размерах позволяет при необходимости заменить импортный генератор отечественным. При замене генераторов с выносными регуляторами напряжения (рис. 2, а) воспользуйтесь рекомендациями табл. 2 (для генератора Г221), а при замене генераторов со встроенными регуляторами вам понадобятся рекомендации для типа 37.3701. 58 ЗА РУЛЕМ 11/94брацию с частотой вращения колеса. Если автомобиль (мотоцикл) имеет одинаковые колеса, то на прямой дороге их обороты совпадают. Суммарное воздействие переднего и заднего колес на какую-то точку конструкции, например сиденье водителя, зависит от того, как расположатся тяжелые места колес (то есть их "дисбалансы") в данный момент. Если они совпадают по фазам, например, как на рис. 1, а вибрация может оказаться максимальной. Если "дисбалансы" расположатся в противофазах (рис. 1, в), вибрация минимальная. Заметьте: одновременно может измениться и форма колебаний - в первом случае силы стремятся перемещать машину как целое, а во втором - поворачивать около какого-то центра с нулевой вибрацией, так называемого узла колебаний. Чаще же всего вибрация возникает как результат любого случайного расположения "дисбалансов". Ведь то, как установится на ходу одно колесо относительно другого, процесс неконтролируемый. Если на машине переднее и заднее колеса разных размеров, то и при движении по прямой, без проскальзывания и т. п., частоты вращения колес будут разные, а значит, будут отличаться и частоты возбуждаемых ими вибраций. Представим, что переднее колесо больше заднего на 5%. Тогда за 20 оборотов переднего заднее успеет сделать 21 оборот. Значит, периодами через каждые 20-21 оборот одна и та же картина расположения дисбалансов будет повторяться - от неблагоприятной до наилучшей. Когда направления неуравновешенных сил совпадают, машина испытываеткиваются, когда при проколе заменяют одно из колес "запаской" другого размера или когда с одной стороны стоит новое колесо, а с противоположной - изношенное. Уже этого достаточно для появления замеченного вами физического явления. Если одинаковые колеса за одно и то же время проходят разные пути, например, левое и правое на закруглении дороги, то ив этом случае возникают биения порождаемых ими вибраций. Тренированное ухо водителя часто это отмечает.Говорят, можно ездить и без термостата, когда он вышел из строя. Если да, то как? Строго говоря, ездить без термостата не рекомендуется, так как его назначение - поддерживать температурный режим двигателя в оптимальных, достаточно уз-•к насосу.блоку цилиндров и радиаторумвво^ШП.от радиатораРис. 2. Система охлаждения без термостата: 1 - шланг "малого кольца"; 2 - заглушка; 3 корпус термостата; 4 - шланг соединения термостата с насосом; 5 - шланг соединения радиатора с термостатом. ких пределах. При пуске холодного двигателя термостат организует циркуляцию охлаждающей жидкости по малому кругу, минуя радиатор. Благодаря этому двигатель быстрей выходит на расчетный температурный режим, после чего термостат направляет жидкость по большому кругу, то есть через радиатор. Если в пути отказывает термостат и двигатель перегревается, то на автомобилях с достаточно мощным отопителем, работающим от системы охлаждения, нагрев двигателя удается немного снизить включением "печки". При этом нужно стараться ехать так, чтобы развиваемая двигателем мощность и, следовательно, выделение тепла были небольшими. Но лучше все-таки снять термостат, предварительно слив охлаждающую жидкость (берегитесь ожогов!), и попытаться расшевелить отверткой заклинившийся клапан. Иногда это удается. Если же это результатов не дает, с помощью подходящих плоскогубцев через патрубки выламывают внутреннюю "начинку", оставляя один корпус. Затем заглушают верхний патрубок (малого контура) деревянной заглушкой, чтобы вся жидкость шла через радиатор, и собирают систему. Заливают жидкость и едут (рис. 2). Опыт бывалых автомобилистов показывает, что в жаркую летнюю пору прогрев двигателя после холодного пуска даже при отсутствии термостата - происходит довольно быстро. Но все-таки при первой же возможности лучше восстановите систему охлаждения в ее нормальном виде. Это продлит срок службы двигателя. В холодное время года ездить без термостата не следует, так как двигатель после пуска очень долго прогревается, зачастую вообще не достигая расчетной температуры. Это отрицательно сказывается на работе его систем смазки, питания, на взаимодействии трущихся деталей (из-за несоответствия тепловых зазоров требованиям). В конечном счете, систематическая эксплуатация переохлажденного двигателя заметно сокращает срок его службы.Рис. 3. Характер износа цилиндра. речной плоскости двигателя. В этой же плоскости больше изнашивается и поршень (рис. 3). Новые кольца, рассчитанные на установку в нормальный цилиндр, в изношенном плохо прилегают к рабочей поверхности. В зависимости от этого вы столкнетесь с большим или меньшим дополнительным расходом масла. Как правило, это неизбежно до пробега первых полутора-двух тысяч километров, пока кольца постепенно прирабатываются к цилиндру. Расход масла после этого может несколько снизиться, но, разумеется, все-таки будет выше, чем у нового двигателя, ведь даже зазоры в стыках колец после замены оказываются больше положенных. Довольно часто, если не всегда в таких случаях, двигатель дополнительно расходует масло - пусть ив небольших количествах - и по другим причинам, например, вследствие износа стержней клапанов и их направляющих втулок, усложняющего работу даже самых лучших маслоотражательных колпачков. К этому добавьте потери масла через состарившиеся уплотнения, прокладки, сальники. Если после замены колец в изношенном двигателе расход масла не превышает 80-100 см 3 на 100 км пробега, этот результат можно считать приемлемым.поршневой группы. Но даже в исправном двигателе, если картер плохо вентилируется, среднее давление в нем выше атмосферного. В этом случае происходит выдавливание масла через любые неплотности прокладок, стыков деталей, сальников коленвала и т. д. При нормальной работе системы вентиляции картерные газы отводятся в карбюратор, в этом случае давление в картере меньше атмосферного и мотор не "потеет". Для нарушения работы системы вентиляции иногда достаточно даже малозаметной (на первый взгляд!) причины. Например, может оказаться забит шлаками проволочный пламегаситель в шланге, соединяющем картер и воздухоочиститель. Немало шлака может откладываться в местах стыков деталей с разными сечениями. Например, на входе штуцеров в воздухоочиститель. Нередко забивается нагаром и само золотниковое устройство карбюратора, оказывающее на процесс вентиляции большее влияние, чем обычно думают. Один из первых признаков ухудшенной вентиляции картера - замасливание гнезда распределителя зажигания и масляного щупа. Бывают и случаи "выстреливания" щупа, если давление в картере достаточно высокое. Следует помнить, что давление картерных газов может увеличиться не обязательно вследствие износа цилиндров, поршня или колец. Часто этому способствуют и некачественные маслоотражательные колпачки, особенно на выпускных клапанах двигателя. После открытия выпускного клапана значительная часть отработавших газов может прорываться через негерметичные колпачки под клапанную крышку, а оттуда - в картер. Полосы копоти на корпусе подшипников распредвала верное тому свидетельство. Потери масла на "потеющем" двигателе даже при исправной работе колец, поршней, клапанов и их колпачков могут быть действительно ощутимыми.В ВАЗ-2103 после пробега 160_тыся_ч километров заменил поршневые кольца. Хотя_работа мотора улучшилась, все-таки он многоватр_расходует масла. Почему? Разбирая двигатель для замены колец, вы могли заметить, что цилиндры заметно изношены, наверняка в некоторых местах на глубину больше 0,1 мм. Одна из главных бед старого двигателя в том, что износ цилиндра неравномерен - рабочая поверхность приобретает сложную бочкообразную форму, диаметральные размеры примерно на середине хода поршня становятся больше, чем вблизи мертвых точек. Кроме того, сечение цилиндра, перпендикулярное к его оси, становится, строго говоря, не круглым - износ сильней в попе-В_двигателе ВАЗ-2103 - при хорошей компрессии и пробеге всего 15000 км! быстро темнеет масло, становится черным,, и через 2-3 тысячи километров я его меняю. В чем причина потемнения? Масло содержит специальные моющие присадки, удаляющие с деталей продукты сгорания (копоть и т. п.). Поэтому оно по мере наработки обязательно темнеет. Если этот процесс почему-либо ускорен, то не исключено, что одна из причин этого - повышенное образование и проникновение копоти в картер двигателя. Большее содержание копоти в отработавших газах может быть связано с регулировкой карбюратора, при которой двигатель работает на обогащенных или богатых смесях. В некоторых случаях - с низкокачественным бензином. З РУЛЕМ 11/94 А 59Двигатель вдруг стал интенсивно "потеть" маслом. Потери его - примерно 200 граммов на каждую„сотню километров пробега, хотя и не дымит. В чем причина? Чаще всего это объясняется неудовлетворительной вентиляцией картера двигателя. Дело в том, что при работе двигателя во время рабочих тактов часть газов из надпоршневого пространства прорывается через неплотности компрессионных колец под поршень, в картер. Давление этих газов ("картерных", как их называют) тем выше, чем хуже состояние деталей цилиндро-