•£чЕЭЬ."ЧЕ^^•Ifc^fcTt-v,; "*r^.*<*Дй|ц зе * * = = ~ •" "•3fРИСК - БЛАГОРОДНО!Авария на дороге - это всегда беда. Жалко разбитый автомобиль, а если погибли люди - то это совсем уже страшно. Жизнь и здоровье человека - дороже самой дорогой машины. Бьются сейчас много. Бьются крепко, разносят машины "в хлам", калечат себя и пассажиров. Но самое обидное, когда страдают люди, которые в момент аварии находились за несколько километров от места происшествия. И происходит это чаще всего из-за их собственной неосторожности или неумеренного любопытства. Свидетелями такой ситуации мы стали во время служебной командировки в Тольятти. Дорога в Жигулевских горах - настоящий кавказский "серпантин". Узкая проезжая часть, бесконечные "закрытые" повороты, слева - обрыв к Волге, справа - стена известняка. Опасное место, но, как оказалось, понимают это далеко не все. Сидевший за рулем редакционной машины коллега-фотокорреспондент рассказывал, что на этом отрезке дороги проводят автомобильные соревнования и сейчас будет сложная S-образная связка поворотов, где несколько лет назад улетел с трассы известный гонщик Борис Маслов. Связку показывать не пришлось. Она сама себя показала. Сначала увидели стоящий на обочине ЗИЛ с оторванным карданным валом и пробитым бензобаком. Чуть подальше на противоположной стороне дороги стояла разбитая вдребезги "шестерка". Из распоротого бака грузовика хлестал бензин, стекая поперек дороги. На обочине в сторонке сидели пострадавшие из "шестерки". Сильно помятые, но живые (на удивление - хотя бы потому, что сломанное рулевое колесо разбитого "жигу32 ЗА РУЛЕМ 11/94 ленка" торчало на уровне головы заднего (!) пассажира). Над местом аварии стоял резкий запах бензина, который, растекаясь по дороге, быстро испарялся (погода была жаркая). Разбираться в причинах аварии и определять степень виновности каждой стороны - дело автоинспекции. Но по тяжести повреждений, которые получили автомобили (особенно легковой), ясно одно - скорость при ударе была немалой. Куда спешили, спрашивается? Результат такой спешки хорошо виден на снимке. Все по полной программе: разбитые машины, пострадавшие люди. Судя по всему, к месту происшествия мы подъехали одними из первых - других машин почти не было. "Вазовский" испытатель, который ехал перед нами, увидев опасность, быстро развернулся и, отогнав машину метров на двести, поставил ее на обочину. Мы немедленно последовали его примеру и убрали с дороги свою "девятку", врубив на всякий случай "аварийку". Стали подъезжать другие автомобили. Кто-то из водителей, увидев стоящие на дороге машины с включенной аварийной сигнализацией, осторожно притормаживал и останавливался. А большинство, не реагируя ни на что, "сыпались" на приличной скорости вниз, туда, где, скрытые за поворотом, стояли разбитые машины и разливалась бензиновая река. Вскоре вся низина (а авария случилась в низине) была забита автомобилями. Некоторые водители, даже не заглушив двигатель, выходили поглядеть на происшествие. Кто-то торопливо выбрасывал окурок, кто-то, как ни в чем не бывало, дымил сигаретой. А бензин все лил и лил из объемистого "зиловского" бака. Наконец, самые нетерпеливые стали протискиваться через лужу горючего междуразбитыми автомобилями. Именно протискиваться, потому что проезд остался очень узким. И никому не пришло в голову - если чиркнуть металлом о металл, то можно высечь искру. Искры вылетают порой из глушителя. Парам бензина много и не надо, чтобы воспламениться. А кругом впритык стоят автомобили, бродят любопытные. Те, кто не рисковал проскочить опасное место, кучковались на дороге, напрочь перекрыв подъезды для автоинспекции и скорой помощи, за которыми уже отослали гонцов. Попытки остановить подъезжающие машины подальше от места происшествия успеха не имели. Сейчас на жезл гаишника не все реагируют, а тут какой-то штатский машет руками... Кстати, выставленный знак аварийной остановки в суете у нас просто сперли. На этот раз все обошлось. Приехала автоинспекция, пострадавших забрала скорая помощь, пробка рассосалась, а бензин испарился. Но очень хочется поинтересоваться у тех, кто лез на рожон; стоит ли рисковать ради того, чтобы выиграть полчаса?