Могут ли быть светофоры запрограммированы на аварию? Москвич Я. Зиман, излагая в различных инстанциях причину случившегося с ним прошлым летом ДТП, не единожды утверждал: да, могут. Каюсь — и я не поверил, слушая потерпевшего. Поэтому решил съездить на место происшествия. И вот что там увидел. Место ДТП — пересечение улицы Нижние поля с улицей Иловайской в Москве. Перекресток этот — не "классический", потому что Иловайская, как видно из схемы, пересекает Нижние поля не по прямой, а как бы зигзагом. В день осмотра перекрестка (23 марта 1994 года) все светофоры дружно работали. И поэтому не составило большого труда выполнить "мысленный эксперимент" — поставить себя в положение водителя ВАЗ-2107 Я. Зимана.СИВЮ&ОРИЫ* НЗСКЛАДУШК)!лами светофора № 2. Ну и, конечно же, со складывающейся в данный момент ситуацией на дороге... Мысленный эксперимент в точности повторяет ход рассуждений водителя "семерки" в тот злополучный день, за двумя исключениями. Первое — во встречном направлении по ул. Нижние поля в третьем ряду ехал ЗИЛ-130, во втором, чуть поодаль, — троллейбус. Грузовик остановился. Как потом выяснилось, его водитель намеревался повернуть по зеленой стрелке светофора № 3 налево. Эта стрелка включается одновременно с красным сигналом на светофоре № 2, который и служил единственным ориентиром для водителя Я. Зимана. Троллейбус же к моменту включения "красного" на светофоре № 2 стал притормаживать и также остановился чуть позади грузовика. Но, пожалуй, самое важное второе — светофор № 2 не повторяет сигналы светофора № 3, как можно было предположить. При появлении красного сигнала на светофоре № 2 еще продолжает гореть в течение 12 секунд "зеленый" на светофоре № 3. Но водитель "семерки" этого видеть никак не мог. Увы, такова официальная схема светофорного режима. Сядем теперь вместо водителя в его "семерку" как раз в тот момент, когда на светофоре № 2 загорается "красный". Мы видим этот "красный", видим, что справа на ул. Нижние поля стоит троллейбус (ага, значит, его водитель среагировал на запрещающий сигнал), и вот уже начал свой левый поворот грузовик. Первый ряд полностью не просматривается — мешает троллейбус. Но ведь "красный" для всех — и для первого ряда, и для второго. Что ж, можно ехать, поворачивать... Остается только догадываться, по какой причине остановился троллейбус — то ли потому, что на его полосе стояла "семерка", то ли водитель троллейбуса по опыту знал о "нескладушной" светофорной сигнализации и решил подстраховаться. Только ВАЗ-2107 тронулся впередвлево, как в него тут же врезался ехавший по первому ряду (как мы уже знаем, на "зеленый") ЗАЗ-968МБ с ручным управлением, который вела Р. Батурина. Пришло время для ответа на извечный вопрос "кто виноват?". Решение 27-го ОГАИ УВД Юго-Восточного административного округа было выдержано в духе установившейся традиции — "ищем крайнего". Догадаться нетрудно: "крайний" — водитель "семерки", который, поворачивая, не уступил дорогу ехавшему прямо. А где же светофорные "нескладушки"? В ГАИ о них даже не упомянули. Так ведь гораздо проще. Когда же вопрос о них был поставлен, начальник 27-го ОГАИ ответил примерно так: ничего не знаю, светофоры работают согласно схеме, утвержденной сверху, следовательно, работают как надо. Между тем, суд удовлетворил иск на возмещение ущерба владелице "Запорожца", и теперь решение находится у судебного исполнителя. Вот такая история: есть в Москве перекресток со светофорами, запрограммированными на аварию. А ведь и дел-то здесь... Можно, установить перед перекрестком со стороны въезда на него по "маршруту Зимана" запрещающий знак 3.18.2 "Поворот налево запрещен". Изменить режимы работы светофоров вполне под силу специалистам, ответственным за их эксплуатацию. Но какой силой заставить это сделать? Д. ДАНИЛОВ Столь детально и подробно мы рассмотрели одно дорожное происшествие не только для того, чтобы установить истину и предотвратить другие подобные аварии в этом месте. Сам по себе напрашивается вопрос: не пора ли подвергнуть серьезной инженерной ревизии схемы работы светофоров, их установку? Может, в этом резервы не только безопасности, но и увеличения пропускной способности наших улиц, которые уже задыхаются от перегрузки транспортом. Отдел безопасности движенияЗА РУЛЕМ 11/94 35Кто виноватИтак, мысленно еду по ул. Нижние поля, чтобы на перекрестке повернуть налево и далее двигаться по Иловайской. Выезжаю при "зеленом" у светофора № 1 на перекресток и, чуть приняв влево, останавливаюсь. Вынуждают к этому автомобили, движущиеся навстречу (значит, для них горит "зеленый" на светофоре № 3, решил я, глядя на светофор № 2, где также "зеленый"). Но вот вижу: зажигается "красный" на обращенном ко мне светофоре № 2, который воспринимаю как повторитель сигнала светофора № 3. Как действовать дальше? Никаких других источников информации здесь нет — скажем, светофора, обращенного ко мне со стороны продолжения ул. Иловайской, куда я намерен повернуть. Остается лишь одно — сообразовывать свои действия с сигна-Показана обстановка в момент столкновения ВАЗ-2107 и ЗАЗ-968МБ. Светофор № 1 (работающий синхронно со светофором № 2) ВАЗ проехал на "зеленый". ул. Иловайская№1ул. Нижние поля3A3№3 №2ГАЗул. Иловайская