26
27
Ж4*К7&Мы привыкли верить в легенды. Не помню, уж сколько раз приходилось читать о том, как в колонне демонстрантов 7 ноября 1924 года по Красной площади в Москве прошли первые десять советских автомобилей - АМО-Ф15. Головную вел слесарь-сборщик Н. С. Королев. С этого дня принято было вести отсчет биографии автомобильной индустрии Страны Советов и регулярно с большой помпой отмечать юбилеи: 25 лет, 50 лет, 60 лет. И вот теперь - 70 лет. Давно нет Российской империи, распался СССР и, наверное, называя эту дату, стоит вспомнить - самое главное - о первом российском автомобиле, построенном Е. А. Яковлевым и П. А. Фрезе в мае 1896 года. Этот факт долгое время не получал широкой огласки - о нем заговорили лишь в 1950 году. Но юридически точной, если вести речь об организации серийного производства автомобилей в России, будет ссылка на Русско-Балтийский вагонный завод. Он уже в 1910 году изготовил серию из десяти машин "Руссо-Балт-С24", а в 1911-м серию из двадцати пяти таких автомобилей. Этот завод стал кузницей российских автомобильных кадров. Когда в 1916 году в Москве был заложен новый автомобильный завод АМО, его владельцы пригласили двадцать инженеров с "Руссо-Балта", в их числе К. И. Битенгольца, Д. Д. Бондарева, К. И. Бразау, А. Г. Владимирова, В. А. Иноземцева, А. Б. Клейна и других. Все они располагали уже немалым опытом - "Руссо-Балт" с их участием выпустил к осени 1915 года до эвакуации завода из Риги, почти шесть со26 З РУЛЕМ 11/94 Атен машин. Но в довоенные, да ив послевоенные годы, об этом не принято было говорить, поскольку руководствовались другим тезисом: "У нас не было автомобильной промышленности, она у нас есть теперь". Автомобильный отдел Русско-Балтийского вагонного завода по обстоятельствам военного времени эвакуировали в Петроград, где до его закрытия по причине разрухи (это произошло 15 января 1919 года) удалось изготовить 53 машины модели "С24" XVIII серии. На послеоктябрьский период приходится семь автомобилей и один из них, что в историческом плане очень важно, под порядковым номером 625. Как следует из заводского журнала сдачи продукции заказчикам, эту машину принял от завода 15 марта 1918 года член коллегии народного комиссариата по военным делам России К. А. Мехоношин. Так вот он, первый автомобиль, изготовленный в России уже при Советской власти! Формалисты могут возразить, что он был собран из деталей, изготовленных при другом экономическом строе. Возможно, они частично правы. Но не забудем, что в 1916 году одновременно с АМО на другой московской окраине, в Филях, началось сооружение современного автомобильного завода "Руссо-Балт", взамен эвакуированного из Риги. Он был построен, в годы гражданской войныремонтировал автомобили и броневики, а в 1922 году взялся, наконец, за выпуск автомобилей. Он успел полностью изготовить только пять машин все той же модели "С24". Затем его, как одно из наиболее оборудованных предприятий, отдали в концессию германской авиационной фирме "Юнкере". Одну из пяти машин вручили 8 октября 1922 года М. И. Калинину, другая предназначалась для В. И. Ленина, третья для Л. Д. Троцкого. На торжественном митинге, который состоялся по случаю выпуска первого в Советской России автомобиля (СССР был образован в конце 1922 года), председатель ВЦИК РСФСР сказал: "Товарищи, разрешите приветствовать вас, рабочих и технические силы, с выпуском 1-го советского автомобиля..." Красноречивое свидетельство на тему, кто и когда был первым! Филевский завод входил в объединение "Промбронь" как бронетанкоавтомобильный завод № 1 (БТАЗ № 1), и после сдачи его в концессию дальнейшее производство легковых машин передали на БТАЗ № 2 того же объединения. Он с 1924 по 1926 год выпустил 22 автомобиля (тоже модели "С24"), предназначенных для обслуживания штабов Красной Армии. АМО же был нацелен на производство w БЫЛтвт>шышгрузовиков типа ФИАТ-15-Тер. Два их эталонных образца бережно сохранялись на заводе вплоть до 1924 года, как и итальянские чертежи-"синьки". Конструкцию этого грузовика инженеры АМО несколько модернизировали, но в целом она оставалась "фиатовской". Невольное доказательство тому - индекс модели АМО-Ф15, где последняя буква говорит о происхождении от ФИАТа, да и цифра - обозначение итальянской модели. Тогдашний директор завода АМО Г. Н. Королев подписал 15 марта 1924 года приказ о начале подготовительных работ по выпуску фузовиков. Первую партию намеревались собрать в августе 1924 года. Но производство оказалось не готово к этому. ЦУГАЗ (организация, аналогичная нашему бывшему Минавтопрому) приняла решение выпустить первые 20 машин к7 ноября 1924 года. Экземпляр № 1 собрали на заводе 1 ноября 1924 года. К празднику были готовы десять грузовиков. Их изготовление обошлось очень дорого - трудоемкость одной машины из этой десятки составила 7 тысяч человеко-часов! Кстати, на заводе тогда работало всего 1224 человека. Первую машину в колонне по Красной площади вел не слесарь-сборщик Н. С. Королев (он управлял вторым грузовиком), а инженер В. И. Ципулин. Он занимал должность, примерно соответствующую главному конструктору, и, по словам И. А. Лихачева, который стал директором АМО в декабре 1926 года, тогда на заводе "автомобиля никто не знал, за исключением Ципулина". К сожалению, этот видный специалист в конце тридцатых годов был арестован, как и многие его коллеги по заводу, и расстрелян. А место водителя в грузовике алого цвета с надписью "1-й АМО 1-й" надолго оказалось вакантным. Серийный выпуск грузовиков АМО-Ф15 удалось начать лишь в марте 1925 года. Первая десятка машин, действительно, была сделана на АМО, за исключением, может быть, шарикоподшипников, карбюраторов, свечей, магнето и шин. Но их получили с российских заводов. Так что машину эту вполне можно считать отечественного производства, но... не отечественной конструкции. В дальнейшем АМО (с октября 1931 г. ЗИС, а с июня 1956 г. - ЗИЛ), как и другие наши заводы, часто брал за основу "лучшие образцы зарубежной техники": "Автокар" и "Бюик", "Паккард" и "Интернейшнл"... За 1925 год АМО выпустил 113 грузовиков, БТАЗ № 2 - четыре легковые машины, ЯАЗ - три грузовика. Но в отличие от других предприятий, московский завод (нынешний ЗИЛ) непрерывно развивал производство. Более того, 1 октября 1931 года после обширной реконструкции он первым в стране начал массовую конвейерную сборку грузовиков. Тогда в Европе на это еще не решился ни один из заводов, производивших грузовики, и заслуги АМО перед нашим автомобилестроением неоспоримы. Какие же выводы следуют из всего сказанного? Если пользоваться советским летоисчислением, то первый в Советской России легковой автомобиль построил в 1922 году БТАЗ № 1 (бывший филевский "Руссо-Балт"), а первый грузовик - АМО. Ну, а если мерить мерками российскими, то пионерами отечественного автомобилестроения следует считать Яковлева и Фрезе (первый наш легковой автомобиль, 1896 год). Что же касается первого российского грузовика (1902 год) и первого же автобуса (1903 год), то их создателем был петербургский завод "Фрезе и К0". А как же быть с семидесятилетием? Как и подобает. Мы по-прежнему отмечаем столь памятную дату, как день постройки первого грузовика династии АМО-ЗИСЗИЛ, видим в этом заводе старейшину отечественного автомобилестроения. Просто его биография постепенно освобождается от наносных легенд, которые уступают место реальным историческим фактам. Л. ШУГУРОВ З РУЛЕМ 11/94 А 27 1. Строительство одного из корпусов завода АМО, рассчитанного на выпуск 7,5 тысячи грузовиков ФИАТ. Октябрь 1916 года. 2. Первый советский легковой автомобиль, построенный на БТАЗ № 1 в Филях (бывший "РуссоБалт"), во время митинга на Красной площади в Москве. 8 октября 1922 года. 3. Только что собранное шасси АМО-Ф15 из первой десятки. Все, кто запечатлен на фото, сознают историческую важность момента. Ноябрь 1924 года. 4. Первый советский грузовик АМО-Ф15 из первой десятки, участвовавший наряду с двумя другими машинами той же модели в испытательном пробеге Москва-Ленинград-Москва. Ноябрьдекабрь 1924 года. 5. Появление АМО-Ф15 в деревне всегда собирало толпы любопытных. На снимке - машина выпуска 1926 года, еще без жесткого верха кабины. Руль - справа, хотя движение уже тогда было в России правосторонним.6. Территория завода АМО в 1927 году. Справа - три медицинских фургона на шасси АМО-Ф15, слева - группа из шести грузовиков и двух фургонов. Обратите внимание на низкие заводские корпуса.Фото из архива музея ЗИЛ и архива редакции