50
51
52
ВНИМАНИЕГОЛОЛЕД!...Полетели "белые мухи". У "подс нежника " машина давно на стоянке. Он блаженствует - сейчас пусть ездят дураки! Тем же, кто становится "дураком" поневоле, полезно познакомиться с материалом, подготовленным Э. КОНОПОМ. Хотим сразу предупредить - это чтение не для равнодушных. Хорошо ездит тот, кому это не менее интересно, чем пиво с футболом. В силу самых разных причин водителей на зимних дорогах все больше. Тут и деловые люди, которым машина нужна постоянно, и просто любители вертеть баранку (в хорошем смысле!) - последних стало особенно много, ведь за руль автомобиля садятся все более молодые наши граждане, еще не утратившие спортивного запала! Многие, скажем честно, ездят неплохо, но не думайте, что это дается легко. Годы тренировки, неизбежные потери, травмы... Водительский опыт ни за рубли, ни за доллары не купить."Е-е-е..!"- только и успевает подумать наш герой, вдавив в пол педали тормоза и сцепления и ломая клаксон. Законы небесной механики или какие-то иные несут неуправляемую машину вперед - лишь чудом она минует троллейбус и замирает, наконец, упершись в киоск со "сникерсами"... А куда, спросите, делась бабка? Она умная, решила со спуском повременить. Инспектор же в протоколе напишет: "Не справился с управлением..." А скажите честно, вам знаком гигант мысли, пусть даже из ГАИ, который, увидав выползающую на дорогу бабушку, крепко не вздрогнул бы, не испугался?! Все мы сделаны не из дерева или стали. Но опытный водитель, даже испугавшись, не позволит машине войти в неуправляемое скольжение - и этим, в сущности, отличается от новичка за рулем. Бывало, хороший водитель, сохранив машину и пассажиров, вскоре расплачивался за это инфарктом... Вы не раз слышали: "Глаза страшатся - руки делают!". Это сказано, в первую очередь, об опытных водителях. КОВАРНЫЙ ЛЕД... Сколько бы вы ни слушали разговоры в курилках, "ледового опыта" не накопите - тут нужно упражняться самому. И чем чаще ; тем лучше. Ведь лед - штука хитрая, обманчивая. На одном и том же участке улицы сегодня автомобиль ведет себя иначе, чем вчера. А что изменилось? Ага, вчера было около 15 градусов мороза, а нынче всего два. В сильные морозы лед "держит" шину лучше, потому что подтаивает под протектором меньше. Именно пленка влаги обусловливает скользкость льда. Конькобежцы знают, что при сильных морозах высокие результаты недостижимы. Одну и ту же нешипованную шину лучше "держит" шершавый лед, хуже гладкий, еще хуже бугристый, как булыжная мостовая. А что можно сказать о самих шинах? Опасное заблуждение некоторых автолюбителей заключается в том, будто шина с крупным "внедорожным" рисунком протектора (в том числе специальная зимняя) хороша на льду. Вспомните обувь: туристские ботинки-вездеходы не раз подводили хозяев на обледенелом тротуаре - литая гладкая резина скользит куда угодно... А обуетесь в ботинки на "микропоре" - глядишь, можно кое-как передвигаться, не падая на каждом шагу. На скользком покрытии лучше "держат" шины с мелкорасчлененным, насыщенным рисунком протектора. Особенно хороши эластичные шины радиального типа. Но и они не позволяют получить коэффициент сцепления со льдом выше 0,15-0,2. Когда же нормальное качение шины заменяется скольжением (при торможении с юзом, разгоне с пробуксовкой и т. д.), коэффициент сцепления может снизиться еще раза в полтора.Как ни странно, на чистом льду глубина протектора не имеет большого значения. Только бы шина не была откровенно лысой. Тогда она не способна выдавить в стороны пленку влаги и буквально всплывает, сводя сцепление с дорогой к нулю. Но если вы окажетесь в снегу с изношенным протектором, будет худо! Какую ошибку допустил герой нашего рассказа? Выжав сцепление и заблокировав колеса тормозами, он получил полный юз. Запомните: на гладком льду невращающемуся колесу безразлично, куда скользить, - если блокированы хотя бы передние колеса, автомобиль неуправляем!.. Как же остановить машину? Скажем честно: при скорости 60 км/ч во время гололедицы о "быстрой" остановке и речи быть не может. Тормозными парашютами автомобили еще не оснащают. С учетом коэффициента сцепления 0,15 торможение будет продолжаться... 94 метра (рис. 1). Впечатляет, не так ли? Спасает наших лихачей то, что по-настоящему гладкий и чистый лед все-таки редкость. На реальной дороге худо-бедно мы все же останавливаемся... Но для тех, кому и зимой скорость ниже ста кажется унизительной, любой лед - гладкий! ИГРАТЬ НАДО УМЕЮЧИ Как показывают исследования, сцепление шины с покрытием достигает максимума в момент перехода от качения к проскальзыванию. Это справедливо и для льда. Мастер, "играя" тормозами, ухитряется удержать колеса как раз на грани юза, добиваясь наиболее эффективного торможения. Если нажимать на педаль грубыми рывками, остановочный путь увеличится - ведь в какие-то мгновения торможения вообще нет. И все же на льду это лучше, чем тормозить, удерживая педаль нажатой до упора, заблокировав таким образом колеса. Почему? Мы уже говорили, что колесо, идущее юзом, неуправляемо, то есть не слушается руля. Когда же вы, тормозя прерывисто, на миг ослабляете нажим на педаль, колеса начинают нормально катиться - к машине возвращается управляемость. Кстати, если прерывистое торможение демонстрирует мастер, вы, двигаясь следом, можете этого и не заметить - его стоп-сигналы горят постоянно. А фокус-то простой: водитель быстро-быстро работает педалью возле положения, за которым - юз. Полного растормаживания колес не происходит - прием довольно эффективный. (Дело, как видим, нехитрое, вроде хождения с шестом по канату. Пробуйте, тренируйтесь...) А если тормозить двигателем, не выключая зажигания и передачи? Вот вы сняли ногу с педали газа: вращение ведущих колес замедляется особенно резко, если машина легкая, а мотор мощный или просто большого рабочего объема, то естьИ ЗНАТЬ, И УМЕТЬ! Ей-богу, в нашем деле это - две совершенно разные вещи. Спросите любого - редко кто не скажет, как правильно вывести автомобиль из заноса или как останавливать его на льду. А теперь попросите показать на практике... И получится далеко не у каждого. Вот типичная ситуация. По узкой обледенелой улице мчится на "Жигулях" добрый молодец, на спидометре - шестьдесят с гаком. И вдруг видит: впереди бабуля робко пытается сойти с сугроба на проезжую часть... Навстречу же как назло плывет троллейбус!Рис. 1. Минимальный путь торможения, достигаемый на чистом льду и сухом асфальте. Ф - коэффициент сцепления.rgTTglC^rTtfd^b94,4м (т„) ^0,15' 7 7f-> (сухой асфальт) ip-O.flJLРис. 2. Минимально допустимый (по условию движения без заноса) радиус траектории автомобиля на льду и сухом асфальте. ЦП центр поворота.Минимально R35M (сухойасфальт)! Минимально П190м(лед) О ЦГ750ЗА РУЛЕМ 11/94 создающий повышенную тормозную силу. Как правило, ведущие колеса начинают немного проскальзывать, поскольку максимально возможная для данных условий тормозная сила в пятне контакта шины и льда превышена. Обратите внимание: совершенно не важно, что именно эту силу создает, - мотор, как в нашем примере, или тормоза. Приходим к любопытному выводу: торможение ведущих колес как двигателем, так и обычными тормозами одинаково эффективно (или, скорее, неэффективно, когда происходит на льду). На полноприводном автомобиле замедление, достигаемое обоими способами, практически одинаково. Более того, если применить их одновременно - замедление останется тем же. Ведь оно фактически задается свойствами льда и шин - и только. Почему же на льду предпочтение отдают торможению двигателем? Еще раз напомним: блокированное (некатящееся) колесо на льду неуправляемо. Катящееся - даже при частичном проскальзывании - обеспечивает Какой-то минимум управляемости, машина слушается руля... Насколько? ПОМАНЕВРИРУЕМ? Насколько эффективным может быть маневр на льду, если всю силу сцепления колес тратить только на него? Иначе говоря, крутим баранку при постоянной скорости автомобиля, не разгоняясь и не тормозя. Попробуйте на ледяной площадке сделать опыт. На одной и той же скорости, например 20 км/ч, поворачивайте руль на определенный угол, но с разным темпом. Если это делать медленно, машина следует за рулем, слушается управления. Если руль повернуть быстро, машина будет двигаться в прежнем направлении, потому что в контакте шин с дорогой происходит срыв в скольжение. Особенно заметно это, если руль поворачивать на большой угол. А какой угол поворота безопасен в на-шем случае (скорость 60 км/ч, коэффициент сцепления на льду 0,15)? По известным из школьной физики формулам можно вычислить минимальный радиус дуги, двигаясь по которой автомобиль еще будет сохранять управляемость. Оказывается, он равен 190 метрам! Вот так-то! Маневрировать на льду, стало быть, можно... - но очень плавно, деликатно, резких движений он не прощает (рис. 2). Что лучше в каждой конкретной ситуации - маневрировать или тормозить, заранее не скажет никто. Решающую роль здесь играет опыт. Выходя из сложного переплета, водитель порой такого накрутит, что потом сам объяснить не может. Но важен результат... ЧТО ЕЩЕ МОЖНО ПРИДУМАТЬ? ...Вы на длинном обледенелом спуске, в конце которого на ваших глазах происходит авария, например, "складывается" встречный рефрижератор. Жуткая картина, конечно, но цепенеть от страха и ехать вниз, как в пасть удава, не стоит! Если обочина не позволяет уйти на нее и там удержаться, сворачивайте в снежный вал сбоку. Бывает, даже он не удержит - и не миновать финиша в канаве, но ив этом случае последствия для вас не так страшны, как от встречи с тяжеловозом. Мнительный человек впоследствии может укорять себя: "Зря я свернул!.. Может быть, и так бы остановился?! Не помял бы крыло..." Боже сохрани вас проверять эти варианты на практике! Использование снежного вала для торможения особенно себя оправдывает до середины зимы, когда снег еще не слежался въехавший в него автомобиль практически не страдает. (Случаи явного невезения, когда под снегом оказываются железобетонные блоки, мы здесь не рассматриваем это уже из области дьяволиады!..) В снегу машина останавливается очень быстро - силы инерции, как прави-ло, разворачивают ее поперек дороги и появляется опасность новой аварии: могут наехать на вас сзади. Поэтому, пытаясь спастись в снегу, иногда нужно прибавить газ, чтобы уйти подальше. Что, не очень приятная картина? Тогда прикиньте, каков был бы тормозной путь, будь на спидометре не 60, а 40 км/ч? Он снизился бы до 42 метров, более чем вдвое, - есть о чем поразмыслить. ШИПЫ, ШИПЫ... Уповать на них особенно не стоит. Шипы по-настоящему оправдывают себя там, где могут вонзиться в поверхность дороги. Например, на не очень твердой ледяной поверхности во время несильного мороза. А ударит мороз покрепче, затвердеет лед и шип, особенно старый, притуплённый, вонзиться в него толком не может. Если дорога, как это особенно характерно для конца зимы, от льда очистилась и вы ездите по твердому от мороза асфальту, бетону или, что еще хуже, булыжной, брусчатой мостовой, шипы могут давать отрицательный эффект, снижая сцепление шины с покрытием. Сталь, как известно, скользит по камню лучше резины. "В своей стихии", то есть на льду, шипованная шина может вести себя по-разному при разгоне автомобиля и при торможении. В первом случае вращающееся колесо отбрасывает частицы сколотого, срезанного льда, хорошо самоочищается и обеспечивает достаточно хорошее сцепление с покрытием. Во втором случае, если водитель жмет на тормоз до упора, колеса могут блокироваться ив зонах контакта сразу образуются "подушки" из срезанного льда, на которых машина скользит, как на салазках. Аварии, случившиеся именно так, не редкость. К АК УДЕРЖАТЬСЯ В ПОВОРОТЕ? ...Приближаясь к повороту, вы вдруг спохватились: скорость великовата, а тормозить уже поздно! Нырять в снег - нет желания. Так как же быть? Если проходить поворот, как показано на рис. 3, а, упрямо "отслеживая" малый радиус закругления, возникшая центробежная сила может оказаться достаточной, чтобы затащить неуправляемый автомобиль на внешнюю сторону закругления. Если на встречную полосу - это особенно опасно. Опытный водитель, тем более спортсмен, ни в коем случае так не поедет! Как правильно пройти поворот (с минимальным риском срыва в боковое скольжение), показывает рис. 3, б. Водитель избегает траектории малого радиуса, максимально ее спрямляя. Рис. 3. Опасный (а) и оптимальный (б) способы прохождения поворота дороги. А иБ точки сближения со встречным автомобилем. З РУЛЕМ 11/94 А 51'V>V>-. Разумеется, и здесь есть своя опасность - в точках АиБ автомобиль сближается с едущими навстречу. И все-таки вы получаете, возможно, единственный шанс благополучно справиться со своей задачей. Конечно, не берите примера с тех горе-гонщиков, которые, освоив этот прием, ездят по встречной полосе, как по своей. Когда дорога очень скользкая, зачастую имеет смысл зацепить колесами правую обочину - держит она гораздо надежней, чем раскатанное на проезжей части ледяное "зеркало". Еще одно преимущество такого способа - хороший обзор поворота (из точки А), что очень важно для безопасного движения. Заметьте: все, сказанное выше, справедливо и летом или осенью - грамотный водитель ведет так машину в повороте независимо от сезона! Вообще же, принимая любое свое решение, водитель должен помнить, что дорога не любит оригиналов, едущих не как все. Совершенно не нарушая Правил, вы можете ехать менее опасно и более опасно - в зависимости от стиля! Шофер средней руки, к вашим мастерским маневрам не готовый, может что-нибудь не так истолковать или просто испугаться. И дело сделано, можно вызывать ГАИ. Яркая индивидуальность хороша на гонках, а в нашем транспортном потоке нормы жизни диктует большинство - не считаться с ним нельзя. Побольше осторожности, коллега! В ЛЕДЯНЫХ ТОРОСАХ Неровный лед - еще одна "головная боль" российского шофера. Водопровод, например, любит рваться в наших городах как раз зимой - текут по улицам реки, ручьи, а назавтра... Ой, мама! Бывают такие торосы, что не всякому грузовику "по зубам", что уж говорить о легковых машинах! Тут, как минимум, две опасности. Едешь медленно - рискуешь сесть в какойнибудь яме, из которой сам уже не выберешься. Едешь быстрей - рискуешь вылететь с дороги или разбить подвеску. Найти золотую середину иногда трудно. Да ее может и вовсе не быть. Выезжать на такие "трассы" без крепкой лопаты в багажнике - полнейший авантюризм. А самый "стреляный" автомобилист еще и пакет с песком-солью возит. Не раз выручал... Как только надежную лошадку заменил мотор, телега научилась буксовать - с этим сталкивается каждый водитель. На ровном, казалось бы, месте колесо попадает в небольшую луночку и предательски крутится, пока остальные стоят... Рабочие и крестьяне, звезды эстрады, члены партии любителей раков, президенты и даже самые что ни есть августейшие особы... никто от этого безобразия не застрахован. Раз-другой вы сгоряча газанули, еще больше раскатав западню. Продолжать так 52 З РУЛЕМ 11/94 АРис. 4. Колесо, буксующее в лунке. Рт - тяговая сила, Рс - скатывающая сила, h - глубина лунки, G - сцепной вес, N - нормальная сила, а - угол уклона.Рс.Рт 130 кгс 120 > ^Г f110fР Xс100 90 80 70 60 / 40 30 20 10 02468 0.3 10 12 14 16 18 20 22 24 26 а.град 0.5 1.0 1,5 2 2.5 3 h.cu / X У ^ Г Рт ^ r X ^Г fдальше - значит, подтвердить теорию происхождения человека от древних приматов, но это даже прохожим не интересно! Самостоятельно автомобиль вряд ли выберется. Взгляните на рис. 4. Если пренебречь упругостью шины (считайте ее твердой), то несложный расчет показывает: на чистом льду лунки глубиной в несколько миллиметров достаточно, чтобы колесо "Жигулей" или "Москвича" оказалось в ловушке. Развиваемая на льду тяга колеса ничтожна (Рт) по сравнению с силой, скатывающей колесо в углубление (Рс), если лунка имеет глубину хотя бы 30 миллиметров! Упругость колеса, деформация шины в месте контакта несколько помогают делу, но даже ив этом случае изменений принципиального характера не происходит - пусть критическая глубина ямки окажется на вершок больше, величина эта случайная. Вы же не станете измерять ее перед тем, как застрять! Песочек с солью мог бы выручить, но у вас его нет. Тогда выключите мотор и передачу. Выйдите из машины, упритесь руками в капот или бампер и, раскачав ее, постарайтесь вытолкнуть. Сделать это с автомобилем класса "жигулей" может практически каждый мужчина (конечно, если "лунка" не в полколеса глубиной!). В подобной ситуации будьте критичней к своим возможностям. Например, кто-нибудь вам посоветует пустить мотор, включить передачу, вытянуть "подсос" и, выйдя из машины, толкать ее, помогая выбраться. Когда пойдет, тогда, мол, и прыгайте на свое место, выруливайте с Богом! Конечно, все гениальное - просто. Вопрос только в том, догоните ли вы своего "мустанга"! Сбежав от хозяина, он, возможно, остановится, лишь ударившись в другой автомобиль, дерево, столб и т. п. В РЫХЛОМ СНЕГУ Сопротивление сугроба (в отличие от льда) может быть огромным. Иной раз, бы-вает, трое-четверо мужиков "жигуленка" вытолкнуть не могут - здесь очень поможет лопата. В снегу умеренной глубины машина сидит не так плотно, а потому, например, московские бомжи и другие предприимчивые граждане, случается, подрабатывают, выталкивая бедолаг автолюбителей из дворовых выездов, традиционно от снега не очищаемых. И если перед выездом на улицу надо одолеть метров пятнадцать снежной каши, проявите и смекалку, и быстроту реакции, и осторожность. Ехать потихоньку - наверняка застрянешь, а пролететь на высокой скорости - рискованно: ведь за снежными кучами ничего не видно. Вот и соображай! Зима очень требовательна к умению ездить задним ходом: в снежной колее не давайте автомобилю отклоняться в стороны больше, чем на полколеса. Чуть ошибся - и сидишь в глубоком снегу! Десятки раз побывав в таких ситуациях, мы взяли на вооружение простой способ: если "пятиться" нужно достаточно далеко, лучше потерять несколько минут на разметку трассы (веточками, палочками, кирпичами и т. п.), чем махать лопатой до седьмого пота. Разметка из елового или соснового лапника одновременно может улучшить и сцепление колес с дорогой - по ней ехать проще и надежней. Окончание - в следующем номере В № 9 ЗР за этот год в статье "ЭРУОЗ, "Тандем", "Параллель" и другие электронные устройства для контактных систем зажигания" (стр. 48-49) неверно названы электронные блоки в подписи под рисунками. Следует читать: 1 - ЭРУОЗ; 2 - ЭСЗ-2М-ОК; 3 - БУЗ-07; 4 - "Параллель"; 5 - "Искра-К1"; 6 - "Исеть" (ПБЭЗ-12В-01); 7 - "Тандем-2". Кроме того, вместо графика с характеристкой БУЗ-07 был продублирован график "Параллели". В следующем номере журнала мы опубликуем недостающую характеристику. Приносим извинения за допущенные ошибки.