ЧТО СКРИПИТ?Поездив на новом автомобиле год, а то и меньше, некоторые автолюбители начинают жаловаться на посторонние шумы в салоне. Их причины и способы устранения рассматривают Э. КОНОП и А. ЧУЙКИН. Как ни обидно за державу, сравнивать отечественный автомобиль по большинству потребительских качеств с его заграничным собратом трудно. Один из важнейших показателей комфортабельности автомобиля - уровень акустических шумов внутри салона. Известно, что езда на новеньких, только что с конвейера, "Жигулях" или "Москвиче" - если машина без серьезных дефектов - поначалу может доставлять удовольствие. Но как долго длится эта идиллия? Какое-то время спустя транспортное средство, по образному выражению читателей, превращается в погремушку. Иногда - довольно быстро, к 15-20 тысячам километров пробега. Иными словами, активный, много ездящий автомобилист может столкнуться с этим грустным фактом, не "откатав" и года. Отечественный автомобиль стареет быстро. Еще быстрей ветшает начинка его салона - от механизмов сидений, их обивки, элементов отделки дверей и потолка до различных клавишей, кнопок, пластмассовых рычажков, рукояток. Все это, если пользоваться формальной терминологией, изнашивается; езда на автомобиле даже по вполне приличным дорогам начинает сопровождаться посторонними шумами. Автолюбитель (опять же по терминологии читателей) слышит скрипы, стуки, таинственные шорохи, рычание и даже хрюканье, преследующие его ежеминутно. В чем первопричина грустной метаморфозы? Думается, возможность перерождения автомобиля в передвижной шумовой оркестр в первую очередь определяется культурой его конструирования - тем, что называют школой. Она ярко выражена у "Мерседеса" и не менее ярко, скажем, у "Москвича". Но школы, как мы все понимаем, разные. В то же время переход автомобиля в это состояние может ускоряться (замедляться) действиями самого владельца, а они, владельцы, такие разные! Один машину бережет, следит за каждым ее капризом, другой относится к ней как к врагу, попавшему в плен. Но продолжим о школе конструирования. Сняв обивку двери - "Жигулей", например, - вы увидите всевозможные рычажки, тяги, тросики и т. п. Детали хлипкие, да и закреплены они "просто" либо "очень просто"! Похоже, конструктор заботился лишь о том, чтобы механика не дребезжала в день продажи автомобиля. Вот замок двери на ВАЗ-2105: аккуратно вставлен в отверстие наружной панели и зафиксирован пружиной. Казалось бы, неплохо. Но ведь в российских условиях автомобиль служит не год и не два. В конце концов вибрации (а от них ни одна деталь автомобиля не застрахована!) сделают свое дело — в контакте деталей появляется зазор и, как следствие, шум. Конечно, не нам учить конструкторов. Ну, а народные "умельцы" в подобных узлах (или узелках) обычно используют эластичные прокладки из резины, пластиков и т. п., гасящие вибрацию, а значит, и шум. Одна из наиболее распространенных причин постороннего шума в салоне - именно разбалтывание соединенных деталей из-за их вибрационного износа. В подвижных узлах к этому добавляется износ от взаимного перемещения деталей. Отчего, например, возникает "зуд" какой-либо декоративной панели, если она плотно, неподвижно соединена с основой кузова или двери? Неподвижность эта — кажущаяся. На деле и панель, и основа вибрируют — и часто по-разному. Значит, в их контакте происходят вибрационные перемещения, изнашивающие материал. Дальше — заколдованный круг: виброперемещения больше - износ больше, сильней шум. Свидетельством вибрационного износа некоторых пластмассовых деталей может быть характерная пыль в местах контакта, следы взаимного истирания. Ликвидируйте виброперемещения - исчезнет износ. Вибрационные перемещения деталей, подобных внутренним декоративным панелям дверей, часто удается свести к минимуму с помощью дополнительных креплений, например винтами-саморезами. Бывает, делают иначе: между панелью и дверью устанавливают прокладку из поролона, губчатой резины, латекса - материалов, хорошо гасящих вибрацию. "Почетное" место среди погремушек у нашего автолюбителя занимает "вазовская" "восьмерка" и последовавшие за ней модели, сочетающие в себе один из наиболее малошумных двигателей и такие особенности салона, которые сами по себе становятся источниками шума. Например, большая цельноформованная панель потолка, живущая "собственной жизнью". Похожи на нее поведением панели боковин и обивки дверей, от малейшей неплотности посадки издающие скрипы или постукивания. Как с этим бороться, уже сказано. Есть еще один способ, проверенный бывалыми автолюбителями: панель с внутренней ее стороны обклеивают дополнительным слоем шумоизоляции - хоть старым одеялом. Дело трудоемкое, но решившийся на него будет вознагражден: стуки глушатся почти полностью. Вообще, когда приходится воевать с шумами, вызываемыми вибрацией какой-Рис. 1. Один из источников скрипа - контакт панели приборов с закрытой дверью: 1 - панель; 2 - дверь. Стрелки показывают характер перемещения.Рис. 2. Место контакта пружины с каркасом сиденья:1 - каркас; 2 пружина. Стрелка показывает движение пружины. А — "противоскрипное" покрытие.либо панели, не стоит относиться к этому как к делу заведомо простому, легкому, особенно если вибрация жесткой панели ничем не демпфируется (то есть не гасится). Тут, даже дополнительно укрепляя ее винтами-саморезами, можно не добиться желаемых результатов, - перестав "зудеть" на одной скорости, панель может подать еще более противный голос на другой. Использование же мягких прокладок обычно дает положительный результат. Столько раз упомянув слово "вибрации", не грех сказать, о каких именно идет речь. К сожалению, различные детали в салоне, с разными размерами, массой, жесткостью и т. д. имеют и соответствующие им "любимые" частоты вибрации, на которые охотно отзываются "зудом", постукиваниями, шорохами и т. п. Сами же вибрации вызывает работа двигателя, коробки передач, трансмиссии, вращение колес, наконец, неровности дороги. Спектр частот настолько богат, что любая деталь, получив незаконную свободу вибрировать, "свою" частоту непременно найдет. Эту свободу приходится так или иначе ограничивать. Вибрирует какой-нибудь выключатель? Подклеивают к нему тонкую полоску поролона или поджимают дополнительной пружинкой. Дребезжит тяга внутри двери? Подпирают ее подушечкой из того же поролона... или слегка подвязывают (чтобы не ограничить ее функций) резинкой к каркасу двери. Заглянув под приборную панель, вы З РУЛЕМ 12/94 А 53