••••••• на ш вншипин иг urn мннурIBИ П!С'ЧLi \!\ш1 23^ г > ^ ^Рис. 7. Ворота с висячим замком изнутри: 1 петли для замка; 2 - откидная запираемая крышка; 3 - отверстие для руки. и быстро остывает, поэтому надо организовать естественную вентиляцию: одно отверстие для притока воздуха, другое — для его выхода, расположенные в противоположных концах гаража (первое - у пола, второе - у потолка). Отверстий может быть несколько, но их площадь должна составлять 20-30 см 2 на каждый кубометр объема. Металлический гараж нуждается в периодическом уходе - окраске, удалении ржавчины, его труднее утеплить. Для пола можно использовать доски, бетонные плиты, цементобетон. Бетонный пол предварительно железнят для предохранения от пыли, а затем окрашивают. Асфальтобетон применять не следует - он размягчается при нагреве и разрушается от воздействия ГСМ. Ворота. Чтобы нижняя кромка ворот не задевала за землю, ее поднимают на 40-50 мм (рис. 4). По всей периферии ворот между рамой и створками необходимо предусмотреть зазоры 20-30 мм, иначе створки станут заедать при перекосах и деформациях рамы от нагрева солнцем, сырости и т. п. При закрытых воротах зазоры перекрывают сверху и снизу обшивкой створок, а по бокам - специально приваренными к косякам уголками. Створки ворот изготовляют в виде сварного каркаса из стального уголка № 5 и обшивают листовым металлом толщиной 1,5-2 мм. В одной из створок удобно устроить калитку. Шарниры (петли) для навески створок лучше сделать на заказ, согласно рис. 5. Стержни шарниров в диаметре должны быть на 2-4 мм меньше соответствующих отверстий, чтобы компенсировать несоосность частей шарнира, которая неизбежно появится при его сборке. Для легкости вращения и предотвращения коррозии шарниры можно смазывать через верхнее отверстие. Крайне необходимо предусмотреть стопоры для фиксации створок ворот в открытом положении (рис. 6). Замки. О них впору написать целую книгу. Количество типов огромно, принципы их действия различны. Но помните: угон бывает заказной и случайный, и если от первого защититься замками нельзя, то от второго страховаться нужно не только запорами, но и своим поведением в гараже. Освещайте прилегающую территорию, не работайте допоздна в одиночестве, осо56 ЗА РУЛЕМ 12/94бенно при открытых воротах, не носите с собой ключи от машины, а прячьте их гденибудь в гараже. Напомню старый способ, повышающий надежность обычного висячего замка. Его вешают изнутри гаража. Доступ к замку — одной рукой через отверстие диаметром около 150 мм (рис. 7). В обычное время отверстие закрыто шарнирной крышкой, запертой на дополнительный висячий замок. Такой способ создает большие трудности для манипуляций отмычкой, ключом, ломом. И, конечно, замки надо как следует смазывать и защищать от влаги. Завершив проект, можно приступать ко второй части - самому строительству. Об этом - в следующем номере.76inIPо соо: и _ — ^ ^ ^^ ~l ^ - — iДЕФ0РСИРУЕМ ДВИГАТЕЛЬ "МОСКВИЧА-21412Режущая кромка фасонного резца (вверху) и варианты доработки днища поршня под бензин А-76. Пунктиром показан "фасонный" вариант днища, штрих-пунктиром - "плоский" вариант. двигатель "412", не приводит к увеличению степени сжатия и вполне допустима. Полезно знать, что впускной клапан модели "331" можно использовать в головке "412" (наоборот, нельзя). Довольно распространенный способ снижения степени сжатия - установка дополнительных прокладок (графитовой и металлической) между головкой и блоком цилиндров. Но многолетний опыт показывает, что при этом, во-первых, не всегда удается достичь предполагаемой величины степени сжатия, а во-вторых, дополнительные прокладки через два-три года заметно разрушаются. Исходя из всего этого специалисты такой вариант не рекомендуют. iiJJО том, как это можно сделать, чтобы использовать бензин А-76 вместо АИ-93, по просьбе читателей рассказывает специалист АЗЛК Ю. РОЖКОВ. Уменьшить степень сжатия двигателя "331" можно разными способами. Приведу наиболее известные, которые применяют в зависимости от состояния мотора и возможностей хозяина. Если пришла пора заменять изношенные поршни и кольца, то двигатель придется разбирать ив этом случае лучше поставить поршневую группу деталей и головку цилиндров от двигателя "412" или "412Д", однако, оставив "родной" впускной коллектор. При этом проходные сечения топливных жиклеров в первичной камере карбюратора увеличивают, добавляя 0,05-0,07 мм по диаметру. Когда новых деталей нет, можно доработать штатные поршни двигателя "331". Для этого их демонтируют и освобождают от колец, отметив место каждого, чтобы им не потребовалось прирабатываться вновь. Поршень устанавливают в патрон токарного станка и протачивают днище до указанных на рисунке размеров. Делают это специалисты фасонным резцом, заточенным соответственно этому же рисунку. Допустима обработка днища поршня обычным резцом по плоскости, обозначенной штрих-пунктирной линией. При этом надо учесть, что прочность днища снизится, поскольку толщина его станет примерно на 1,5 мм меньше. Должен предупредить, что одна только замена головки на "412", без обработки поршней, приведет к обратному результату - повышению степени сжатия до 9,5-9,7, что потребует уже бензина А-95. Кстати, обратная замена, то есть установка головки модели "331" наВОЛГА" С ДИЗЕЛЕМНужен ли нам дизельный легковой автомобиль? Спорят об этом давно, приводят массу аргументов "за" и "против". Отечественная промышленность так и не сподобилась произвести на свет собственный "легковой" дизель. Правда, теперь сторонники дизелизации имеют возможность приобрести машину за рубежом, что многие и делают. Некоторые из них вскоре испытывают горькое разочарование - прежде всего те, кто приобрел старую, а значит, дешевую машину в надежде экономить ив дальнейшем. О таком случае рассказывает И. ТВЕРДУНОВ. Мечтая о дешевой "солярке", не стоит забывать о дорогих "дизельных" маслах, о своевременном и квалифицированном (а значит, дорогом) обслуживании мотора, об аккумуляторной батарее повышенной емОкончание на стр. 59