Окончание. Начало на стр. 56кости и исправных свечах накаливания. Чтобы не быть голословными, приведем пример неудачного приобретения дизельного автомобиля. Автомобиль этот - "Волга". Когда ГАЗ-24 экспортировали в Европу, хитрые европейцы приспособились ставить на советскую машину свой "буржуйский" дизель "Пежо". Отдельные экземпляры таких гибридов попадали обратно в нашу страну, вызывая жгучий интерес автолюбителей и немалую зависть к хозяину. Тем же путем, из-за рубежа, попал на родину автомобиль, о котором наш рассказ. "Волга" 1975 года выпуска, "радикального черного цвета", ввезена в Россию из Польши пару лет назад. Под капотом автомобиля - дизель, но вовсе не "Пежо", а мерседесовский ОМ 615. Сцепление также от "Мерседеса". Все остальное - отечественное, "волговское". Автомобиль стоит на учете в ГАИ, а значит, имеет право на передвижение. Где, кто и когда создал такую конструкцию - неясно, да и вообще прошлое машины, пробежавшей 90 000 км (по спидометру), покрыто мраком. Ясно одно - за почти двадцатилетнюю жизнь "Волге" доставалось на орехи. Основное положительное качество автомобиля - низкая цена: 700 долларов. Не знаю, какой другой автомобиль в таком состоянии мог бы самостоятельно передвигаться. А "Волга" доехала своим ходом от Калининграда до Москвы и по столице успела тысчонку-другую накрутить, пока, наконец, не встала окончательно. Причем доконал машину именно хваленый немецкий дизель. О нем, о дизеле, и поговорим. В стороне останутся гнилой кузов и просевшие рессоры. "Убитая" коробка и передняя подвеска, которую приходилось связывать проволокой. И не из такого хлама восстанавливали "волги". А вот "импортный" мотор - другое дело. Сначала он особых хлопот не доставлял. Ну, пускался далеко не с первого раза, ну, дымил маленько. Все закончилось быстро. С осенними холодами мотор перестал заводиться: "Волгу" долго таскали на буксире, чтобы его оживить. А первые морозы сделали попытки реанимировать двигатель совершенно бесплодными. Сразу всплыл в памяти резкий металлический стук форсунок, который недвусмысленно указывал на их износ. Значит, о качественном распылении топлива не может быть и речи. Вспомнился также слишком легкий запуск с "толкача". Компрессия, где ты? Последний штрих на общую картину положил некий механик, который перетянул крепеж крышки распределительного механизма: литая деталь дала трещину; двигатель стал регулярно "смазываться" снаружи. Хозяин очень хотел отремонтировать дизель - пока не поинтересовалсяценами на запасные части. Его долго приводили в чувство. Вот примерный прейскурант. Форсунка - 500 (здесь и далее цены в немецких марках) за штуку. Мотор четырехцилиндровый - итого 2000. Крышка механизма газораспределения - 500, прокладка под нее - 50. Комплект поршневых колец на один поршень - 200; для двигателя - 800. Три фильтра - топливный, воздушный и масляный - еще почти 200. Наконец, топливный насос высокого давления (ТНВД): чудо инженерной мысли всего за какие-то 7000 марок. Итого: 9500. Хватит, чтобы купить не самый дешевый отечественный автомобиль. Приведенные цены действуют на сервисной станции "ЛогоВАЗа". На рынке, у мелких продавцов, все можно отыскать раза в два дешевле. Но, во-первых, сумма все равно набегает немалая, а во-вторых, неизвестно, что там подсунут. Очевидно, старенький дизель будет все-таки "снят с пробега" и его место под капотом "двадцать четверки" займет родной "волговский" мотор, купленный по цене комплекта фирменных форсунок. Решать, в конце концов, хозяину машины. А мы попробуем вывести мораль сего повествования. Приобретать автомобиль с дизельным мотором, конечно, можно, но лучше - новый. При грамотном и своевременном обслуживании он исправно послужит. Рассчитывать на большую экономию, правда, не приходится. Детали и агрегаты системы питания дизеля намного дороже, чем карбюраторного двигателя и даже мотора, оборудованного впрыском бензина. Невысокое качество нашего топлива в первую очередь отрицательно влияет именно на систему питания. Так что экономьте... до первой неисправности. Сэкономленных средств как раз хватит на новую форсунку или ремонт ТНВД. Нет в нашем рассказе положительного опыта и полезных советов. Одни поломки и неприятности. Наверное, это крайний случай. Но тем, кто приобретает очень дешевый (а значит, очень неновый) дизельный автомобиль, стоит подумать, не обернется ли вскоре такая покупка серьезными проблемами.Хочется начать с плюсов. Во-первых, дизайн хорош - и внешность, и салон. Вторая привлекательная сторона - экономичность. В-третьих, я не встречал такой удобной машины для езды по городу, но что она творит на трассе с хорошим асфальтовым покрытием! Впечатление, как от езды на молодом и горячем коне. Все время приходится притормаживать, чтобы не выходить за рамки дозволенной скорости. И всего лишь два цилиндра под капотом! Еще один плюс - это рулевое управление, оно очень легкое, удобное ив то же время чувствительное. Неплохо сделано багажное отделение, особенно нравится складывающееся заднее сиденье. Об удобстве перевозки грузов в машине могу говорить долго и только хорошее. Увы, этого не скажешь о транспортировке вещей на крыше автомобиля: туда обычный багажник вообще нельзя поставить, нужен специальный. К сожалению, у такой хорошей машины есть и недостатки. На первый взгляд они могут показаться мелкими, но со временем так "достают"! Во-первых, глушитель. Колеса - маленькие, крепление глушителя резинками на крючках, с которых они слетают при преодолении снежных заносов. И вообще, очень часто приходится цеплять глушителем за грунт, он сразу же соскакивает с крепежных резинок. Через полгода (это около 5000 км пробега) одна резинка порвалась и пришлось примотать глушитель проволокой. Но ведь это, согласитесь, не выход. Второй недостаток глушителя - дребезжание во время работы двигателя на малых оборотах, очень неприятное на слух, - создается впечатление, что машина неисправна. Теперь об эксплуатации зимой, в сильные морозы. Все системы работают нормально, а вот отопление с трудом справляется с обогревом ветрового стекла, боковые стекла обмерзают "насмерть". Я считаю, что нужно было предусмотреть обдув боковых стекол, как в "Таврии". Заднее стекло прекрасно обогревается током, в любой мороз чистое. Несколько слов о дверных замках. Может, я чего-то не умею, но регулировке они не поддаются, по крайней мере, я не смог сделать так, чтобы они легко закрывались. Хочешь плотно дверь закрыть нужно так хлопнуть, что в ушах перепонки чуть не лопаются. Приобретенный мной автомобиль "Ока" - не простой, а оборудованный для инвалидов. Он сделан в Серпухове, на СеАЗе, и предназначен для тех, у кого здоровые обе руки и одна нога. На машине установлено очень хорошее приспособление для управления сцеплением вручную, с помощью электровакуумного устройства и кнопки. Беда в том, что в сопроводительных документах о нем ничего не сказано: вообще, об инвалидном варианте нигде никакой информации. Это, пожалуй, самое неприятное. З РУЛЕМ 12/94 А 59"ОКА" НА СЕВЕРЕ"Думаю, вам будет интересно узнать о плюсах и минусах очень перспективной, я так считаю, модели ВАЗ-1111, - пишет читатель Ф. Доброе. - Сразу уточню, что я эксплуатирую свой автомобиль уже год на Крайнем Севере, в Республике Коми (живу в городе Печора)". Кажется, в таких условиях редакционную "Оку" еще не проверяли.