51
52
полость Аи сухую, с механизмом управления - Б. Выступ по ее центру является и клапаном, перекрывающим ток жидкости, если кран полностью закрыт. Чтобы расход жидкости было легко регулировать, в паре с диафрагмой работает пластмассовый дроссель (или, если хотите, золотник) 5. Когда он перемещается в глубь патрубка, расход плавно снижается, и наоборот. Если дроссель сломан, регулировать расход жидкости очень трудно кран либо закрыт, либо "сразу" открыт! Такие поломки случаются. Правда, кроме некоторых неудобств, ничем не грозят. Хуже, если порвется диафрагма (резина в контакте с горячей жидкостью быстро стареет!). В самый неподходящий момент горячий, дурно пахнущий "Тосол" мощной струей выбрасывается в полость Б, а из нее — к ногам вашего пассажира... Хорошо, если обойдется без ожогов. "Тосол" для двигателя - все равно, что для вас кровь. Вытекает - ехать нельзя! Значит, первым делом нужно устранить течь. Для этого резиновый шланг до крана пережимают (любым, признанным нашими умельцами, способом) - рис. 2 или же, сняв шланг, глушат патрубок пробкой. Лучше - деревянной или сделанной из плотной резины. Полиэтиленовые (например, от бутылок) не годятся: с повышением температуры утрачивают жесткость. Что дальше? В благодатных краях с изобилием запчастей покупают диафрагму для замены порвавшейся или целиком кран. Учтите, штатный кран "Жигулей" выполнен неразборным. Для замены диафрагмы нужно еще все-таки разобрать и собрать. Для разборки крана готовят острое зубильце или нож из хорошей стали, с помощью которых срубают завальцовку, соединяющую корпуса. Материал литого корпуса мягкий - проблем здесь не бывает. Даже после этого стальной корпус может оказаться плотно посажен в литом - чтобы разделить их, придется постучать легким молотком по одному, удерживая другой. Учтите, зажимать в тисках - нельзя! Литой корпус легко сломать. Разделив корпуса, вы увидите внутренние детали. Диафрагма обычно крепится к механизму заклепкой. Ее удаляют сверлом диаметром 3,3 мм, чтобы затем нарезать здесь резьбу М4. Новая диафрагма будет крепиться соответствующим винтом. Если купить новую диафрагму не удалось, ее можно сделать из листовой резины. Заметьте, однако, что она плоская значит, при работе должна будет существенно растягиваться, отсюда — повышенные нагрузки. Уменьшить их можно, если, как показано на рис. 3, установить между дросселем 7и диафрагмой 2 резиновую шайбу 8 толщиной 5-6 мм. В то же время ваша самодельная диафрагма должна быть надежно защемлена между "половинками" крана после их соединения. Например,сделанная из велокамеры - тонковата для выполнения этого условия.Автомобильная - толщиной около 2 мм лучше. Но ив этом случае для надежного соединения, без просачивания "Тосола", по краю диафрагмы желательно установить резиновое кольцо. (Идти по пути простого утолщения диафрагмы не стоит - излишняя жесткость ухудшает ее работу.) Собирают кран так. Соединив корпуса с установленной между ними диафрагмой, по окружности стыка на расстоянии примерно 3 мм от края сверлят не меньше шести отверстий, стараясь распределить их равномерно (насколько позволяет конструкция). Диаметр отверстий - 3,3 мм. После этого кран можно собрать с применением винтов МЗ и гаек - конструкция стала разборной, ремонтопригодной. Не стоит нарезать резьбу в литом корпусе - она ненадежна. Кстати, сейчас в продаже вы можете увидеть и разные варианты разборных кранов. Особого замечания заслужил один, сделанный из пластмассы. Как показывает опыт многих автолюбителей, его лучше не покупать: коробится, страдает неплотностями. В общем - ненадежен. Возможно, у кого-то он и работает, но это исключение. Куда больше тех, кто им не удовлетворен. Автолюбители из глубинки в свое время предложили любопытную конструкцию переделанного "жигулевского" крана. Традиционный механизм управления удаляют, оставляя от стального корпуса лишь кольцо высотой 6-8 мм, достаточной, чтобы в него буквально впаять (оловянным или латунным припоем) вентиль... обычного водопроводного крана! Гибрид обладает всеми преимуществами последнего - легко ремонтируется. не подтекает и, поскольку "крутить" его ежеминутно нет нужды, служит гораздо дольше самого автомобиля! . Минус его очевиден: приходится отказаться от управления краном с помощью удобного рычажка. Чтобы открыть или закрыть кран, нужно протянуть руку под приборную панель, нащупать маховичок крана... Впрочем, это не беда. С таким краном уже несколько лет ходит одна из наших машин - без замечаний.моющие свойства масла. "AM" очищает мотор от нагара и отложений, но при этом шлаки в виде мельчайших частичек попадают в масло. Если грязи скопилось немало. во взвешенном состоянии она уже пребывать не будет, а осядет в самых неподходящих местах. Последствия - забитый масляный фильтр и каналы, а для гидрокомпенсаторов - заклинивание плунжеров. весьма чувствительных к чистоте масла. Поэтому необходимо выполнять рекомендации изготовителей "AM": не применять препарат в период обкатки: перед использованием "AM" сменить масло и масляный фильтр. Если мотор отходил не один десяток тысяч километров, нужно промыть систему смазки специальным моющим составом. При соблюдении этих правил "Аспект-Модификатор" можно заливать в любой двигатель, в том числе ис гидрокомпенсаторами. А вот ездить без масла ни в коем случае нельзя. "AM" может помочь в случае непредвиденной утечки добраться до ближайшей мастерской, не повредив двигателя (такие случаи бывали - до ста километров проходил автомобиль с пробитым картером). Но не более того: ведь "AM" - не замена маслу, а только добавка к нему.На легковых автомобилях все чаще встречается механический привод сцепления. Чем он лучше гидравлического, как устроен? Механический тросовый привод при условии, что он квалифицированно изготовлен и собран, дешевле, проще и надежнее гидравлического. Но именно несовершенство конструкции и плохое качество обусловили неудачную попытку применить тросовый привод на автомобилях "Москвич-403" и ЗАЗ-966 в 60-е годы. На сегодняшних переднеприводных моделях применяют более совершенные конструкции тросовых приводов (рис. 1). Их основа - витой трос 1 из стальной проволоки диаметром 2,5-3,0 мм с антифрикционным полимерным покрытием толщиной 0,2-0,4 мм. Он помещается в полиэтиРис. 1. Схема тросового привода и разрез тросам - трос; 2 - изоляционная трубка; 3 - оболочка троса; 4 - фиксаторы; 5 - наконечник оболочки троса; 6 - резиновый буфер (демпфер); 7 - наконечник (серьга) троса; 8 - пружина; 9 - педаль сцепления; 10 - рычаг включения сцепления.ПРОШУ ОБЪЯСНИТЬМожно ли в двигатель, оснащенный гидрокомпенсаторами клапанных зазоров, заливать "Аспект-Модификатор"? И правда ли, что этот препарат позволяет ездить без масла? Очевидно, речь идет об 'Аспект-Модификаторе для двигателя", который добавляют в моторное масло. Это средство не только образует тонкое защитное покрытие на деталях двигателя, но и усиливаетЗ РУЛЕМ 12/94 А51 неновую или полипропиленовую трубку 2с толщиной стенки 0,6-0,8 мм и зазором между тросом и трубкой около 1 мм. Наружная оболочка привода 3 представляет собой плотную стальную спираль, покрытую пластмассой ПВХ. Чтобы повысить долговечность и снизить внутренние потери на трение, при сборке трос смазывают консистентной смазкой на силиконовой основе. Конфигурация трассы привода должна обеспечивать достаточную гибкость в сочетании с упругостью троса и не иметь острых углов, способствующих его изломам. Устанавливают трос с помощью специальных фиксаторов 4 из полимера или металла. Существует понятие вязкости тросового привода - это ощущение запаздывания реакции сцепления на усилие ноги водителя при нажатии на педаль. Оно характерно для автомобилей особо малого класса ("Ока", "Таврия"), где относительно длинный привод сочетается с небольшими усилиями (до 700 Н) на подшипнике выключения сцепления. Уменьшают вязкость посредством снижения потерь на трение в тросе: сглаживают кривизну его изгибов и укорачивают трассу. Зазоры в приводе, нарушающие работоспобность сцепления, регулируют специальным устройством в наконечнике 5. При изломе, заедании троса или разрушении элементов привода его, как правило, не ремонтируют, а заменяют.При пуске холодной машины (особенно зимой) не включается четвертый цилиндр у ВАЗ-2105. Помогите найти причину. К сожалению, причины этого могут быть различные. Допустим, в цилиндре низкая компрессия в сравнении с другими, что может быть следствием износа деталей (например, колец, поршня, самого цилиндра, клапанов, их седел) или неправильной регулировки клапанного механизма (клапаны "зажаты"). В этом случае - в первую очередь при холодном, зимнем пуске - обеспечить надежное воспламенение смеси не всегда удается, в частности, из-за того, что собственный нагрев заряда смеси в цилиндре за счет его сжатия тем меньше, чем ниже компрессия. Понижение температуры двигателя перед его пуском на 30-50°С (в сравнении с летним сезоном) тут может сыграть решающую роль. Затрудняет холодный пуск и увеличенная вязкость моторного масла. Наконец, сниженная компрессия, если она не обусловлена состоянием клапанного механизма, а вызвана износом деталей цилиндро-поршневой группы, оборачивается проникновением масла из картера в камеру сгорания. Там оно попадает на свечу, нарушая ее работу. К этому же результату приводит плохое состояние маслоотражательных колпачков на клапанах. В то же время и при нормальной компрессии воспламенение рабочей смеси бензина и воздуха в цилиндре может быть затруднено, если она обедняется из-за поступления сюда дополнительных порций воздуха, например, через неплотность в соединении впускного коллектора с головкой блока цилиндров, появившуюся из-за повреждения прокладки (рис. 3). При отрицательной температуре испарение бензина ухудшается, что приводит к дополнительному обеднению смеси - не исключено, что в четвертом цилиндре вашего двигателя она обедняется настолько, что уже не способна воспламениться от искры.Рис. 2. Схема пневматического привода дроссельной заслонки вторичной камеры: 1 мембрана; 2 - пружина; 3, 4 - воздушные жиклеры; 5 - рычаг дроссельной заслонки; 6 шток привода; 7 - дроссельная заслонка. А иБ - места возможного заедания заслонки, В подсасывания воздуха.Состояние двигателя моего ВАЗ21011 еще неплохое - компрессия в цилиндрах составляет 10 кгс/см2. Почему же машина, достигнув 110-115 км/ч, дальше не разгоняется? Чтобы понять причину описанного вами явления, для начала убедитесь в исправности основных систем двигателя зажигания и питания. В частности, ухудшение мощностных показателей двигателя на повышенных оборотах бывает следствием неправильной работы центробежного регулятора в распределителе зажигания (например, заедания грузиков), из-за чего угол опережения зажигания не увеличивается при повышении оборотов. К снижению мощности мотора может привести также любой дефект системы зажигания, при котором само искрообразование на свечах становится нерегулярным, - от неполадок в прерывателе или конденсаторе до дефектов катушки зажигания, высоковольтных проводов, наконечников и самих свечей. Учтите: обнаружить подобные неполадки без приборов, на глазок, удается не всегда. Особенно трудно на повышенных оборотах. Нередко экономия на свечах, проводах и других деталях, требующих замены, оборачивается трудно объяснимым (на первый взгляд) снижением мощности и одновременным увеличением расхода топлива. 52 З РУЛЕМ 12/94 АВ системе питания одним из важнейших (и наиболее сложных) элементов, как известно, является карбюратор. Некоторые его неполадки тоже вызывают снижение мощности, причем без явных (легко определяемых) признаков - таких, как рывки, провалы в работе двигателя. Последний может функционировать, казалось бы, безукоризненно, но необходимой мощности не развивает. Залог правильной работы карбюратора - исправность поплавкового механизма и поддержание необходимого уровня топлива. Его снижение вызывает обеднение смеси и, как результат, уменьшение мощности двигателя. В карбюраторах ДААЗ с пневмоприводом вторичной камеры (рис. 2.) довольно часты такие дефекты, как "прихватывание" дроссельной заслонки в камере или заедание ее оси, из-за чего камера в работу не вступает. Разумеется, это снижает мощность двигателя как минимум вдвое. Если пневмопривод, как это случается, плохо закреплен и его вакуумный канал негерметичен (сообщается с атмосферой), он, бывает, включается с запаздыванием. То же самое может происходить вследствие засорения канала. Наконец, обращаем ваше внимание на механическое состояние самого двигателя. Судя по приведенным вами величинам, компрессия в цилиндрах уже снижена. (Для "жигулей" в хорошем состоянии она достигает 12 кг/см2.) Это тоже может быть причиной понижения мощности. Что касается максимальной скорости вашего автомобиля, то она является объективным показателем реальной мощности, развиваемой двигателем. И только!Рис. 3. Место, где возможно подсасывание воздуха при неплотном соединении впускного коллектора с головкой блока цилиндров: 1 - впускной клапан; 2 - головка блока; 3 - прокладка; 4 - впускной коллектор; 5 - топливно-воздушная смесь; 6 - воздух.