48
49
к/ixeИНФОРМАЦИЯ 11 ИЗ КОПИЛКИ БЫВАЛЫХ 11 СВОИМИ СИЛАМИАВТОЛЮБИТЕЛЕЙСлучается, что мокрые диски или барабаны, оставленные в этом состоянии на морозе, покрываются корочкой или наплывами льда. Явный признак этого - полное "отсутствие" тормозов или работа рывками, если обмерзает не весь диск, а какойто его участок. Метод "лечения" тот же просушить на ходу. НА МОКРОМ СНЕГУ, В ОТТЕПЕЛЬ На льду, особенно ровном, машина ведет себя, можно сказать, логично: хотя и слабо, но тормозит, разгоняется, слушается руля. Сложнее бывает ехать на заднеприводном автомобиле, если снег идет в относительно теплую погоду, то есть на дороге - мокрая каша. Тут особенно подводят широкие, низкопрофильные радиальные шины, даже с отличным протектором. Их большое пятно контакта часто не продавливает слой снега и не способно зацепиться за земную твердь! Автомобиль, неожиданно для новичков, может оказаться неуправляемым. Слой спрессованного шиной снега легко сдвигается по нижнему слою, пропитанному водой, едва вы попытаетесь затормозить или повернуть. В этих условиях, даже двигаясь по прямой, автомобиль может самопроизвольно входить в занос, так как задние колеса стремятся соскользнуть со следов, напрессованных передними и выступающих, словно рельсы. Непрестанные микрозаносы требуют корректировки рулем, а чуть зевнете, окажетесь в настоящем заносе. На прилавках сейчас можно найтиВНИМАНИЕГОЛОЛЕД!Мы продолжаем разговор об особенностях управления автомобилем на скользких зимних дорогах, начатый Э. КОНОПОМ в предыдущем номере журнала. ПОД КОЛЕСАМИ - "ЧИСТЫЙ, СУХОЙ АСФАЛЬТ" Бывалый водитель зимой рассуждать насчет чистого и сухого асфальта поостережется. Кто не видел на нем странные, словно остекленелые, следы торможения? Когда они тянутся на десятки метров, становится страшновато за того, кому довелось здесь тормозить: видно, понадеялся бедолага на "сухой" асфальт!.. В морозы влага бывает так мало заметна в верхнем слое дорожного покрытия, что недолго ее и проглядеть. Но она может здесь предательски скрываться и ждать, пока вы попробуете резко затормозить или повернуть. Если вокруг красивый зимний пейзаж с морозной дымкой, инеем на деревьях и проводах - значит, влаги в воздухе было много, она выпала в осадок, часть которого наверняка легла на дорогу. Будь начеку, шофер! Особенно с утра, пока по трассе мало ездили. Днем, на солнышке, асфальт и вправду может просохнуть...48 ЗА РУЛЕМ 12/94ПРЕДСКАЗУЕМЫЕ СЮРПРИЗЫ Вы благополучно преодолели участок с глубоким снегом, затем выехали на шоссе, дали газ... Перед перекрестком стали тормозить - "не берут"! Причина - мокрые диски (барабаны) тормозов и колодки, как если бы вы лихо проехали глубокую лужу. И сушить их приходится так же - осторожно проехать сотню метров, притормаживая. Другой "сюрприз" - торможение одной стороны. Опять все, как после лужи, только - зимой более скользко.Рис. 1. Занос передней оси автомобиля: 1 - задняя ось; 2 - центр масс автомобиля; 3 - передняя ось; 4 - векторы скорости передней и задней осей в каждый момент времени; 5 - центробежная сила; 6 - мгновенный центр поворота. Занос передней оси - явление, не столь характерное для заднеприводного автомобиля, но для переднеприводного вполне обыденное. Под действием суммы сил - боковой и тяговой, превысившей силу сцепления передней оси, последняя сместилась влево. Стрелками "V" показаны векторы скорости передней и задней осей для данного мгновения - перпендикуляры к ним пересекаются в точке МЦП.| (мгновенный центр поворота), относительно которого сейчас вращается автомобиль. Возникшая центробежная сила Рцб1 приложена в центре масс и направлена вправо, на выход из возникшего заноса. Водителю остается помочь машине, повернув вправо же передние колеса и (на переднеприводной) прибавив газ. Как видим, возникающие при этом дополнительные центробежные силы сами стремятся ликвидировать занос.МЦП2Рис. 1. 1 гзмцп,Рис. 2.' 11уШлБ МЦП:ГАВ,„. С?Г,в,МЦПг ДНА ЧТО ЖАЛУЕТЕСЬ?ЩНАШ ПРАКТИКУМ•ПРОШУ ОБЪЯСНИТЬ•ИНФОРМАЦИЯ•почти лысые покрышки "бэ-у" иностранного производства, охотно покупаемые иными "модниками": на мокром снегу они наиболее опасны. Лучше всего здесь ведет себя автомобиль на сравнительно узких, диагональных шинах, особенно с крупным "зимним" рисунком протектора. Но погода капризна - не станешь же ежечасно менять шины. Наш совет - купить универсальные дорожные и учиться ездить! ЗАНОС-НЕ ВРАГ Шофер "средней ноги" боится заноса как черт ладана и обычно старается в эту круговерть не попадать. Обратная сторона "занособоязни" - множество аварий, которых могло бы не быть, умей водители чуточку больше, чем они умеют. Чтобы лучше понять поведение машины при заносе, обратимся к теории, проиллюстрированной рисунками. Если вы внимательно их изучите, то из рис. 2 и кадра В2 вам станет ясно, почему, позволив машине сместиться относительно направления движения на большой угол (50-60 градусов и выше), вы рискуете не справиться с заносом. В этом случае, даже пытаясь (запоздало) повернуть передние колеса в нужную сторону, вы почувствуете, что "управления" не хватает, колеса попросту не могут повернуться на столь большой угол... На более высоком уровне мастерства водитель приобретает навыки входить в занос и удерживать автомобиль в этом состоянии, особенно при прохождении поворотов (так называемый управляемый занос). Не станем описывать его подробнее; важно, чтобы вы поняли: работая рулем и педалью газа, можно найти такое сочетание сил, которое, пусть ненадолго (считанные секунды!), будет равновесным, заставляя автомобиль устойчиво двигаться по выбранной дуге (скользить боком). Центробежная сила стремится сбросить его с траектории движения (дуги). Этому препятствуют реакции колес в контакте с дорогой и, поскольку автомобиль значительно повернут передком внутрь поворота, тяговая сила ведущих колес. Последней вы можете управлять с помощью педали газа, а положение автомобиля корректировать рулем.Прием весьма эффективен, если выполняется не на льду, где силы сцепления слишком малы, чтобы автомобиль мог показать себя во всей красе, а, например, на промороженном снегу. Поворот в этом случае можно пройти быстрей, чем без заноса. Мощный и легкий автомобиль позволяет спортсменам прекрасно выполнять все это и на летних дорогах, что вы наверняка видели хотя бы на экране телевизора. Управляемый занос - подспорье при маневрировании: например, если нужно одним движением вписаться в дворовый поворот очень малого радиуса и не застрять в снегу. Автомобиль поворачивается буквально на пятачке. Наконец, опытный водитель с задатками гонщика, двигаясь по скользкой дороге, то и дело умышленно создает "микрозаносы" и тотчас их гасит. Для чего? Это позволяет вести машину уверенно, чувствуя ее возможности в данных условиях. Делать такие манипуляции, не умея ими управлять, само собой, невозможно! КАК ТРЕНИРОВАТЬСЯ Если опыта у вас - кот наплакал, не вздумайте тренироваться на городских улицах в опасной близости столбов, деревьев, зданий, других автомобилей, пешеходов. Не следует делать первые опыты на гладком, чистом ледяном покрытии: конечно, здесь легко заставить автомобиль вальсировать, но в этом-то и беда. Ведь ваша задача - научиться чувствовать нюансы поведения машины, улавливать ее стремление войти в занос еще до его начала, точно дозировать движение рулем или педалью газа... Если сцепление со льдом близко к нулю, что-либо дозировать, поверьте, трудно. Лучше тренироваться там, где сцепление шин с покрытием понижено, но не более чем в два-три раза по сравнению с привычным асфальтом. Мощный мотор позволит выполнить любой задуманный прием, а тонкой дозировки не потребуется. Очень хороши для этого площадки с укатанным снегом в морозный день. Упражнения на льду тоже необходимы, но позже, когда освоите их на снегу. Здесь уже вы почувствуете коварство льда! Отточить умение держать автомобильна заданном курсе вопреки заносам отлично помогают разгоны с полным открытием дросселей на промороженном, "сухом" снегу. Ежесекундно автомобиль норовит войти то в левый, то в правый занос - так быстро, что думать вы просто не успеваете: руки и ноги должны сами, автоматически совершать правильные действия. Одновременно вы научитесь быстро разгонять автомобиль и почувствуете, что на снегу или льду быстрей уходит вперед не тот, у кого мощнее мотор, а тот, кто меньше буксует. И однажды наступит утро, когда прогноз с обещанием гололеда не испортит вам вкус кофе. Значит, кое-чему вы научились! О НЕКОТОРЫХ ОШИБКАХ И ЗАБЛУЖДЕНИЯХ Мы уже говорили, что при буксовании колеса сцепные свойства шины наименьшие. Одна из распространенных ошибок начинающего "каскадера" в том, что, когда нужно прибавить газ, он делает это слишком энергично или преждевременно. В первом случае высокие обороты ведущих колес снижают силу сцепления со снегом или льдом порой настолько, что автомобиль не поддается управлению. Вы, например, пытаетесь удержать его в управляемом заносе, а он сползает. Исправить положение часто удается, именно прикрыв дроссель. Насколько - это вопрос обстоятельств и тренированности. А вот пример преждевременного открытия дросселей. Водитель хочет энергично развернуть "жигуленка" прямо с места на ограниченной площадке. Не выйдет: пока машина неподвижна, на ровной площадке создать боковую силу, которая заставила бы ее вращаться, нечем. Не руками же толкать? Нет - нужно сначала тронуться, проехать хотя бы метр, поворачивая в нужном направлении, а затем, когда боковая сила (центробежная) уже появилась, энергично прибавлять газ. Если же по ошибке сначала резко дать газ, ведущие колеса забуксуют, едва страгивая автомобиль с места. Красивого, четкого разворота не получится. Неосторожный водитель, лихо въезжая в родной двор, в последнюю секунду решает притормозить... Увы - машина в поворот неРис. 2. Занос задней оси автомобиля. Обозначения - как на рис. 1. В кадре В2 - случай разворота автомобиля на слишком большой угол относительно заданного направления движения. Это явление более опасное. Оно может возникнуть и на прямой из-за появления боковой силы, например от порыва сильного ветра или наклона дороги. Как видим, при смещении задней оси влево МЦГЦ находился справа от машины, значит, появившаяся центробежная сила складывается с силой, вызвавшей занос, и закручивает его механизм: автомобиль стремится войти во вращение по более крутой дуге, центробежная сила увеличивается и так далее. Если водитель не вмешается, авария неизбежна. Когда же он повернет передние колеса в сторону заноса задней оси (то есть влево), наступит ситуация, показанная на кадре В^ - векторы скоростей обеих осей стали параллельными, вращение прекратилось, автомобиль скользит боком. На гладком льду эта фаза бывает довольно продолжительной, а на снегу сопротивление задних колес, загребающих его, больше передних - автомобиль быстро, резко выравнивается. На льду вы в состоянии помочь ему, довернув колеса влево (кадр Г). Но теперь машина вращается вокруг точки МЦП2, находящейся слева, и появившаяся центробежная сила Рцб2 может стать причиной нового заноса задней оси - на сей раз вправо. Чтобы этого не происходило и заносы не нарастали прогрессивно один за другим, вы должны опережать события: едва автомобиль двинулся в нужную сторону, начинать поворачивать руль в другую, как бы погашая действие возникающих сил. Ждать развития событий, удерживая руль в одном положении, не следует. З РУЛЕМ 12/94 А 49