62
63
№ОТHUSSW TOGUMTI TEL 5Признаюсь честно, в начале нынешнего года ехать в Тольятти на традиционный кросс "Серебряная ладья" я не собирался. Попробую объяснить почему. Команда ВАЗа, безусловно, сильнейшая в стране. Именно спортсмены Волжского завода составляют костяк сборной во всех дисциплинах автоспорта, будь то ралли, кольцевые гонки или кросс. К тому же поддержка автогиганта дает им солидное преимущество при подготовке техники. Поэтому в последние годы результат "Ладьи" предсказуем - заводчане непобедимы на своем поле. Один из старейших и самых интересных автокроссов лишился интриги. Гонка по-прежнему славится высокими скоростями, азартом, "контактной" борьбой. Но человек со стороны видит в ней незатейливый сюжет - выяснение отношений между заводскими секциями. Разумеется, в споре, чей представитель сильнее - механосборочного или сборочно-кузовного производства, гости из других городов не участвуют: большинство не проходит сквозь сито отборочных заездов. А пара пробившихся в финал "чужаков" обречена на роль статистов. "Серебряная ладья" собирает многотысячные толпы болельщиков Тольятти, но, к сожалению, кроме них соревнованиями интересуются лишь специалисты и любители статистики. Но в конце лета личные планы изменились - "Серебряную ладью" захотелось-таки увидеть своими глазами. Дело в том, что у вазовцев появился грозный соперник - профессиональ62 З РЛМ 1/4 АУЕ 29ная команда "Мега-Лада". Всего за полгода представителям этой коммерческой фирмы из Тольятти удалось потеслить заводчан с пьедесталов почета на первенствах страны. Вице-президент "Мега-Лады" Алик Гасанов завоевал "бронзу" чемпионата России по зимним трековым автогонкам, а его партнер Владимир Бузланов (совсем недавно спортсмен ВАЗа) победил на чемпионате по автокроссу. Редкая удача или закономерность? Вот, пожалуй, основная интрига нынешней "Серебряной ладьи" два "коммерсанта" против сильнейшей команды нашего автогиганта. Гонка удалась. Куда только подевались старые счеты и состязания секций друг с другом. Заводские кроссмены словно объединились под девизом "Против "Мега-Лады". Конечно, страсти подогрели и богатые призы спонсоров: автомобиль, дачный домик, путевка за границу. Но главным все же было желание наказать дерзкую "Мега-Ладу", нарушившую безраздельное превосходство завода на гоночной трассе. Недаром после финиша обе "восьмерки" фирмы оставалось разве что отбуксировать на ближайшую свалку - живого места на них'не осталось. Боевые шрамы украшали буквально каждый кусочек металла "коммерческих" машин: двери, боковины, капоты, крылья и даже крыши. Что же противопоставили агрессивным соперникам гонщики "Мега-Лады"? Прежде всего, собственное мастерство и грамотные тактические действия. Середина соревнований: досадный сходВладимира Бузланова. Теперь шансы попасть в суперфинал выше у его партнера. Бузланов не сдается - помогает другу, не забывая, естественно, и о своих интересах. Выигрывает очередной заезд, а в следующем - финиширует вторым, отбирая тем самым драгоценные очки у ближайших конкурентов Алика Гасанова. По-западному четко работают механики фирмы. Каждый знает, что ему делать, никакой суеты. Их задача - обеспечить пилотам "Мега-Лады" надежные тылы. Вот на буксире с трассы притаскивают практически "мертвую" машину. Первым оживает двигатель. Неудивительно, гоночные моторы - гордость фирмы. Их готовит к соревнованиям мастер спорта международного класса Владимир Егоров - многократный победитель чемпионатов СССР по ипподромным и кольцевым гонкам. Еще несколько минут уходит на ревизию ходовой части. Все - боевой конь снова в строю и готов продолжить борьбу. Из закрытого парка к линии старта его выгоняет механик. Гонщик в это время отдыхает или наблюдает за событиями на кроссовой дорожке. Основная серия заездов завершилась, но, чтобы определить состав участников суперфинала, понадобилась дополнительная встреча. Заключительная часть "Серебряной ладьи" проходила по таблице, которую все знают как "зарулевскую". Набранные ранее очки не учитывались, четверо сильнейших стартовали вместе три раза подряд. Для них Y# "МЕГЛЩЫ"Показательные выступления автомобилей "Нива" участников ралли-рейда "Париж-Дакар".жизни я видел российских спортсменов, занятых только любимым делом - гонками, а не добыванием куска хлеба для семьи. Владимир Егоров, закончивший выступления на трассах, работает мотористом. Владимир Бузланов получает зарплату кроссмена. Значит, в "МегаЛаде" создана действительно профессиональная команда. Разве это плохо? Теперь уже не секрет, автогонки не физкультура, а спорт богатых. Риск, высокие скорости, подготовка автомобиля - нелегкий труд, который нужно щедро оплачивать. Рано или поздноШтвяЯЯЯШЯтЯвеаЗттШШЯвЯЯЩт кар". Вторым стал Алик Гасанов, третьим - Виктор Горшков. Зрители медленно покидали трассу, но страсти по-прежнему кипели - шло обсуждение. "Подумаешь, Алик Гасанов, - раздалось из толпы, - да с такимк деньгами любой попал бы в призеры!" Стоп, здесь нужен комментарий. По понятным причинам у многих по сей день негативное отношение к коммерческим структурам. Но мир автоспорта особый, не надо рубить сплеча. Действительно, купить можно многое: новую машину, мощный двигатель, импортные шины, сцепление, амортизаторы. А как же мастерство, смелость, талант? Они-то не продаются. Опытные тренеры считают, что занятое место не столь важно, важно, кого ты обогнал. На "Серебряной ладье" Гасанов опередил Сергея Алясова, Александра Артеменко, Анатолия Кривобокова, Юрия Боровикова - "звезд" первой величины. Если вице-президент "Мега-Лады" способен за полгода научиться ездить на столь высоком уровне, то честь ему и хвала как гонщику. Есть и другая сторона: впервые вЗА РУЛЕМ 12/94Победитель соревнований мастер спорта международного класса Александр Никоненко.состязания как бы начинались заново, только машины были уже изрядно потрепаны. Призы разыграли три спортсмена ВАЗа и представитель "Мега-Лады". После финиша автомобили победителей осмотрела техническая комиссия (на языке автогонщиков эта неприятная процедура называется "вскрытием") и вынесла вердикт: результат Омара Кахишвили аннулирован - двигатель его "восьмерки" не соответствовал требованиям. Первое место завоевал Александр Никоненко - известный кроссмен и участник ралли-рейдов "Париж-Дабольшинство наших спортсменов станут профессионалами. Мировой опыт показывает - будущее за богатыми частными "конюшнями". Кстати, даже самая состоятельная фирма все же победнее целого завода. Если у ВАЗа появятся новые сильные соперники в России, надо только радоваться - есть стимул к совершенствованию. Суть автогонок, их дальнейшее развитие - конкуренция на трассе. Подтверждение тому - нынешняя "Серебряная ладья". В. КРЮЧКОВ Фото автораТрадиционный автокросс "Серебряная ладья" Тольятти, 24-25 сентября: 1. А. Никоненко (МСМК, ВАЗ); 2. А. Гасанов (МС, "Мега-Лада"); 3. В. Горшков (МС, ВАЗ); 4. С. Алясов (МСМК, ВАЗ); 5. А. Артеменко (МСМК, ВАЗ); 6. В. Колесов (1 разряд, ВАЗ); 7. В. Бузланов (МСМК, "Мега-Лада); 8. Е. Мокринский (КМС, ВАЗ).63