16
17
В IНАЧИНАЕТСЯМагистраль (!) М5, Рязанская область. Переедем или провалимся? Переехали!На сей раз Mbi отправились в Уфу на моторостроительный завод - поближе познакомиться с производством модернизированного двигателя для "Москвича" и ИЖа и получить его на испытания. Поехали на редакционном АЗЛК-21412, имея попутной целью "на людей посмотреть, себя показать". Маршрут проложили такой: Москва-Нижний Новгород-Чебоксары-Казань-Уфа-Тольятти-Пенза-Рязань-Москва; этот вариант сулил неплохое состояние дорог. Всего на круг приходилось без малого 3000 километров. Выехали, как часто бывает, с опозданием, причиной коего стали московские проблемы с бензином. Короче, тронулись НОЧКОЙ ТЕМНОЮ Российские дороги трудны для передвижения днем, а ночью - вдвойне. Мы реалисты и не ратуем за тотальное освещение улиц и шоссе, но как быть без световозвращающей дорожной разметки - этого минимального залога нашей безопасности? Только в Подмосковье и лишь на небольшом, примерно семикилометровом отрезке трассы М7 все было о'кей: четкие, блестящие в свете фар линии служили нам, как рельсы поезду. А может, мы слишком требовательны? Ведь на российских дорогах обычно и осеаой-то линии нет - оттого порой шарахаемся в темноте от обочины к обочине или к встречным автомобилям, выясняя ширину проезжей части и свое положение на ней. Очень это опасно - в отличие от границы между городом и деревней, граница между 16 З РУЛЕМ 19 А /5дорогой и обочиной бывает стерта (к сожалению, не обочина похожа на дорогу, а наоборот), а там и кювет недалеко... Совсем плохо в ночном тумане: тут уж видимость ухудшается настолько, что без путеводной нити в виде разметки, границы обочины, осевого шва - никуда. Кстати, если движение в вашем направлении двухрядное, лучше держать линию, разграничивающую ряды, между колесами. Так с нее труднее сбиться, свободы для маневра в пределах своего направления больше - только не забывайте уступать дорогу обгоняющим! А вообще, лучшее средство против тумана, особенно ночью, привал. Если не к спеху - остановитесь, отдохните. Только не на обочине. Качество дорог и климат часто настроены у нас против водителя - а что он может им противопоставить? Прежде всего, хороший свет на автомобиле, а это такая же редкость, как хорошая разметка. Не менее фар головного света важны задние фонари. По нашим наблюдениям, они исправны примерно на 70% машин. Если дорога грязная, то и работающий фонарь быстро становится бесполезен - прежде всего на грузовиках. Въехав в ночные грязи, мы каждые полчаса протирали светотехнику "Москвича", но не увидели ни одного водителя, последовавшего нашему примеру. Неудивительно, что шедший впереди грузовик обнаруживался лишь по световому пятну перед ним - задние фонари можно было увидеть, только прижавшись вплотную. Головной свет - головная боль. С ближнего на дальний и наоборот переходят не только ради улучшения видимости, но и для того, чтобы наказать встречных водителей. Аккуратнее других светомПохоже, будут и седьмая, и восьмая жертвы - одного знака для снижения аварийности маловато. Надо что-то ис дорогой делать! пользуются дальнобойщики. На грузовиках не редкость "плавающее" крепление фар. У половины ЗИЛов и ГАЗов они судорожно дрожат, ослепляя встречных на каждой выбоине (то есть применительно к российским дорогам - постоянно). В очередной раз убедились - мало кто задумывается, как слепят фары задних машин, отражаясь в ваших зеркалах. Нелишне напомнить несложный алгоритм: обгоняемый едет с дальним светом - обгоняющий, приближаясь к нему, переключается на ближний. Поравнявшись, обгоняющий переходит на дальний (не светя в зеркала попутной машины), а обгоняемый - на ближний. Встречным от ваших фар тоже несладко. Когда ближе к Уфе начались хол-. мы, мы сначала любовались заревом над их гребнями от дальнего света встречных автомобилей, а потом, когда те переваливали на нашу сторону - расплачивались цветными кругами в глазах. Вообще, ночная езда - не для новичков; а по большому счету, ночью нужно спать... Долго ли, коротко ли, а в первую ночь доехали мы до Чувашии. К сожалению, в этом очень мало помогла нам ИНФОРМАЦИЯ Указателей, подсказывающих, где вы находитесь, на дороге - днем с огнем... Многие щиты используют не по одному разу: поверх прежней надписи малюют новую - а ,орожный репортажведь краска должна быть светоотражающей. Иначе в свете фар ничего не прочтешь. Встречаются знаки дезинформирующие. Так, увидев ночью "Направление поворота" (1.31.1), мы изготовились к маневру - и только мелькнувшие фары встречного автомобиля спасли нас от падения в карьер! Оказывается, дорога шла прямо, а этим знаком какие-то разгильдяи обозначили съезд на стройплощадку. Не все, однако, можно написать на щитах. Так, еще в Москве знающие люди посоветовали не ехать через паромную переправу у Зеленодольска - можно долго простоять в очереди и, неровен час, попасть в руки местным бандитам. Гораздо удобнее пересекать Волгу по плотине Новочебоксарской ГЭС. Хорошая дорога ведет по ней в Йошкар-Олу. Однако нас предупредили: при въезде на плотину будет зверская проверка на пограничном посту ГАИ, особенно если попадем туда ночью. Мы предусмотрительно въезжали в республику Марий-Эл утром, но контроль все-таки состоялся: огнетушитель, аптечка, знак аварийной остановки, ручник, сигнал... От себя предупредим: если установлен знак "Стоп", зафиксируйте остановку. Ночью все посты ГАИ ощетиниваются рогатками и шлагбаумами; проезжая часть, какая бы широкая она ни была, сжата до одной полосы, а бывает, и уже - на посту в Кузнецке (750-й километр магистрали М5) заставили проезжать под самыми его окнами, по тротуару. Под бдительным взглядом инспектора чувствуешь себя неуютно, словно на нейтральной полосе. А дальше дорога сужена плотно стоящими на обочинах ив правых рядах грузовиками, ведь самая безопасная ночевка - у поста ГАИ! Подходило к концу путешествие в Уфу - мы приближались к Башкирии. На самой границе дорога... кончилась. На насыпи работали ремонтники, туманно объяснившие, что объезд есть - не то 40, не то 80 километров. Впрочем, сказали они, можете попытаться напрямую - через три километра дорога "должна возобновиться". Поняв, что объезд не сулит ничего хорошего (этой дороги не было и на карте), решили рискнуть. Прорыв наш завершился плачевно - насыпь сошла на нет, дальше на подъем вел глинистый разбитый проселок, перегороженный наверху засевшим КамАЗом. Вернуться уже было нельзя - сзади, вдохновленные нашим примером, уперлись еще машин десять. Тут вспомнилось такое понятие, как ВОДИТЕЛЬСКАЯ СОЛИДАРНОСТЬ Встали мы на этой горке по уши в грязи - ни назад, ни вперед. Обидно:.до асфальта осталось метров 500. КамАЗ впереди выбраться не может - дорогу перекрыли встречные. Делать нечего, надо как-то разворачиваться и ехать в объезд. В таких ситуациях необходим организатор, массовик-затейник, этакий замполит, который и затеял бы разворот, подвигнул бы, так сказать, людей на работу с огоньком. Массовиком стал один из нас и отправился в конец очереди, выстроившейся за нами. Это была большая ошибка - сказалось отсутствие опыта. Когда доморощенный комиссар, одну за другой развернув все машины (и помогая им выкарабкаться), вернулся к нашему "Москвичу", то обнаружил, что мы остались в одиночестве: высвободившиеся из грязи авто бодро удалялись... Урок на будущее: в подобных случаях работать надо сообща и выкапывать первой машину, которая может уехать только последней! Помог нам все тот же КамАЗ, и мы, усталые и недовольные, пустились на поиски объезда. Российские объездные дороги заслуживают отдельного описания, если не поэмы. Мыкались часа три, иногда натыкаясь на пересечениях дорог на собратьев по несчастью. Один даже ехал навстречу, хотя выехали мы из одной точки и оба "никуда не сворачивали". Попали, наконец, на трассу в районе Дюртюлей и без особых приключений добрались до Уфы спустя 26 часов после выезда из Москвы. А в следующие несколько дней получили богатые БАШКИРСКИЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ Что в Уфе гололед - неудивительно, он частый гость на улицах любого города. Приятно удивило, что водители легковых машин все поголовно пристегнуты ремнями безопасности. Явное достижение ГАИ Башкирии омрачали рассказы местных жителей о методах работы инспекторов. Так, довелось услышать интересную формулировку наказания: "За попытку обгона..." штраф "на месте" инспектора не взимают - составляют протокол, но как! В ответ на просьбу записать свидетелем пассажира один водитель услышал: "Разберемся! Свидетелей я сам впишу". Уфимский завод автомобильных моторов порадовал гостеприимством и заинтересовал новыми двигателями. Вообще, познакомившись с заводом, мы поняли, что "Москвич" в Уфе могут научить ездить лучше: планы на УЗАМе строят большие, а залог их выполнения - уже серийные модификации двигателя рабочим объемом 1600 и 1700 см 3 . Забегая вперед, скажем, что, оснащенный новым мотором, наш "сорок первый" стал удивительно резвым. Но подробный рассказ об этом - в следующем номере. В Уфе с бензином хорошо. Очередей почти нет, ассортимент обычный. А-76 и АИ-95 по 260 и 360 рублей за литр соответственно (цены ноября). АИ-93 бывает реже, по 320 рублей за литр. Жаль, не удалось познакомиться с Новоуфимским НПЗ и его продукцией (бензином, маслами). Руководство завода не нашло времени встретиться с гостями из Москвы. Пора в обратный путь. Домашние припасы кончились, а потому и автомобилю, и нам придется заправляться в дороге и искать СЕРВИС Громко сказано: прикупить бензинчику можно, хоть не везде и не всегда. Где это дело удачи, а когда - лучше не ночью. Но все-таки топливо есть и дешевле, чем в столице. Правда, и на неработающих АЗС удавалось договориться - 10-15% надбавки, и вам нальют полный бак. Человеку заправиться тоже можно, и тоже с переменным успехом и качеством. Словом, вкусно поесть не удалось, но ис голоду не померли. Согласны были заплатить и отобедать в ресторане, но для этого надо ехать в областной центр, а до него еще ого-го сколько! Короче, "едешь на день - бери хлеба на неделю". Не скоро появятся на дорогах гоголевские трактиры, где есть "поросенок с хреном и сметаною... ломоть осетра... стерляжья уха с налимами и молоками, заедаемая расстегаем или кулебякой с сомовьим плесом..." Впрочем, довольно цитат, ибо у авторов уже потекли слюнки, ведь они в пути довольствовались "вечным слоеным пирожком". Благодаря чему, возможно, и не разорились. Остается упомянуть участников дорожного движения. Итак, КТО ЕДЕТ? В основном - КамАЗы. Путешественников не так много, как в былые годы, зато едва ли не половина встречных легковых автомобилей - иномарки. Колонны немецких машин с транзитными номерами спешат на свою новую родину. Либо их владельцы - настоящие крезы (ведь "растаможить" автомобили стоит бешеных денег), либо подружились с таможней, но факт остается фактом - иномарки идут на восток. Проносятся турецкие дальнобойщики нам показалось, совершенно "отмороженные" ребята. По таким дорогам они летают на своих престарелых "мерседесах", МАНах и "волво" едва ли не быстрее легковушек. Вообще, увидев дальнобойщиков из-за рубежа, остерегайтесь - они хоть и профессионалы, но не привыкли к нашим условиям. Ближе к Москве стали попадаться шикарные иномарки - пока они водятся только в этом регионе. Еще немного - и вот она, столица. Наш чумазый "Москвич", бодро порыкивая новым мотором, приближается к редакции. Вот мы и вернулись, чего и вам желаем! В. СУББОТИН, А. ЧУЙКИНЗА РУЛЕМ 1/95 17