"ВОЛГА"ИЗ АРМЕНИИВ начале мая прошлого года мой товарищ, армянин по национальности, предложил мне поехать с ним в Ереван. Там, сложив наши небогатые ресурсы, взять на двоих автомобиль, а пригнав домой, продать, чтобы немного подзаработать... Вечерний Ереван встретил нас темнотой, света на улицах не было, еле добрались. Вообще, в двух словах, жизнь в Армении очень тяжелая: электроэнергию то включают, то нет, чаще - нет, вода - часдва в сутки, с продуктами тяжело; те, что есть, очень дороги, так что десять дней ели в основном хлеб с редиской, кинзой, луком - с травой. Бензин тогда (в мае 1994-го) стоил 1000 рублей литр, столько же керосин, солярка; моторное масло - 5000 рублей за литр. Узнали об автостоянке возле стадиона и отправились туда. Здесь были автомобили на продажу, но всего несколько штук - и все же... Понравилась нам "Волга" ГАЗ-24, выпуска 1974 года, но с капитально отремонтированным кузовом и новым двигателем, за 850 долларов. (Все цены на автомобили в Армении в долларах, хотя можно взять машину и за рубли.) Еще на этой стоянке видели две "Нивы" ВАЗ-2121, одна 1988 года - за 1 200 долларов, другая, 1987-го — за 1100. "Капитально" оформленные салоны, с магнитофонами. Но нам они были не по карману - решили взять "Волгу". Оформление в ГАИ вышло очень дешево и быстро: подошел инспектор, сказал, что ему "надо" 18 тысяч рублей (так и сказал), и, получив деньги и документы, буквально за пять минут снял машину с учета, выдал транзитные Номера и техпаспорт. Процедура в комиссионном магазине заняла и того меньше: оценщица спросила, сколько стоит машина, перевела сумму в драмы и, получив 5000 рублей, выдала нам справкусчет. Дело сделано. Но все-таки (ради интереса) мы дождались выходных, когда в Ереване действует авторынок, и поехали туда. Да, это было зрелище... Я бывал на рынках в Минске, Харькове, Москве, Краснодаре, Ивано-Франковске, Тольятти, но такого множества автомобилей еще не видел. Они самые разные, как и цены. Роднило машины одно: хозяева так любовно их оформили, что глаз невозможно было оторвать. Черный велюр в салонах, заказные обивки крыши, магнитофоны, всякие противотуманки, фонарики, колпаки...Выбор обширен: от "Москвича" в отличном состоянии с панелью ГАЗ-24-10 и таким же рулем за 800 долларов до АЗЛК-2141 1992-го за 1200; от капитально отремонтированного ВАЗ-21011 (будто только с конвейера) за 1300 долларов до ВАЗ-2107 шикарного темно-синего цвета, 1993 года, за 2300 "зеленых". Дешевле всего "волги", так как эксплуатация их в Армении слишком накладна. Езда по Еревану очень напоминает ралли по пересеченной местности: дороги здесь несколько лет никто не ремонтировал. Очень бесхитростно поведение инспекторов ГАИ. Автомобиль останавливают, и гаишник, посмотрев документы, говорит: мол, купил машину - дай мне тысячу (две, пять тысяч рублей) и езжай дальше. Поскольку документы у него и отдавать их он не собирается, приходится платить. Итак - домой. Но как, самолетом? Поехали в аэропорт Звартнотц - главный воздушный порт Еревана. Там громадная стоянка, вся забитая автомобилями, купленными в столице. Владельцы рассказали, что стоят они уже здесь неделю; самолеты то вылетают, то нет, к летчикам не пробиться, а заправляют всем посредники. Такой тип и предложил отправить нашу "Волгу" в Минводы или Ставрополь за 800 тысяч рублей. Пока мы думали, что делать, цена возросла до миллиона двухсот тысяч. Столько у нас не набралось. Поехали в малый аэропорт Эребуни. ' Проторчали там три дня, но из России самолетов не было, а единственный местный "борт" постоянно был занят блатными. Там познакомились с ребятами из Донецка, взявшими "Мерседес"; они тоже не сумели вылететь и... решили вместе ехать через Грузию. Доехали до какого-то моста через реку, которая отделяет Армению от Грузии. Здесь собралась колонна грузовиков с вином, на Москву. Надеялись, поедем с ними колонной, но грузины за проезд этих 12 грузовиков запросили по 1 000 000 рублей с машины. Денег у тех не было и они стояли. Постояли и мы два дня. Подъехал еще ВАЗ-2106, парень гнал ее в Санкт-Петербург. Был он с семьей, дорогу знал, и решили мы пойти тремя машинами. Но сначала надо "растаможить" машину (расценки армянской таможни начала июня 1994 г. см. в таблице). Сделали и это, получили документы и тронулись в путь. Тут все и началось... За проезд через мост грузины взяли 30 000 рублей. Едем уже по территории Грузии, патруль ГАИ на ЕрАЗе - 5000 рублей одному инспектору, столько же другому. Дальше, под каким-то городишком два инспектора допекали с час, а потом, заявив, что с каждой машины надо заплатить по 50 тыс. рублей (что мы и сделали), отпустили. Другой пост - 25 000 рублей. Третий пост - 20 000 рублей. На одном из постов нам устроили полнейший обыск: с "Мерседеса" забрали магнитофон, наставив автомат на хозяина. Потом все же отдали и, содрав по 65 тыс. рублей с машины, отпустили. Все там как с цепи сорвались. Я бывал в Грузии в 1989-1990 годах, видел добрых, гостеприимных людей; сейчас - какие-то изверги в форме: каждому дай, дай, дай! Нет денег - отдавай машину. Доили нас все - и гаишники, и какие-то военные, выходящие из лесу с автоматами. Наконец-то река Терек, граница Грузии и Осетии. Грузинская таможня не выпускает без 50 000 рублей. Пришлось платить. Видели мы и машины, у хозяев которых все деньги забрали в Грузии, а таможенный пункт их не пропускал без выкупа, и люди стояли там по десять дней на хлебе и воде. Осетия и - та же история с гаишниками: дай, а то не пустим. К счастью, тут мы были почти местные (до дома оставалось 120 км), поэтому ничего не давали, сказав, что можем и пожить на их постах. Нас отпускали, а вот нашим коллегам с "Мерседеса" и ВАЗ-2106 опять пришлось "давать". Долго ли, коротко, Минеральные Воды - Россия. Здесь уже ехали спокойно, и в полном смысле слова отдыхали морально. В общем, "Волга" стала нам с дорогой, постами, бензином около трех миллионов рублей - недорого для такой машины, но настрадались мы на все тридцать три миллиона. Так что машины в Армении дешевые, но все остальное... Майкоп О. АЛЕХИНТаблица таможенных пошлин в Армении на 1.06.1994 годаМарка автомобиля Двигатель, см 3 1-2 0,4$ ГАЗ-24-10 ГАЗ-24 .ВАЗ-2101 ВАЗ-2103 ВАЗ-2105 ВАЗ-2106 ВАЗ-2108, -09 "Нива" АЗЛК-2140,-21412 "Запорожец" 2445 2445 1198 1451 1294 1568 1298 1568 1478 1198 948,4 978 480 600 520 640 520 640 591,6 387,6 2-4 0,3$ 733,8 733,5 360 450 390 480 390 480 443,7 290,7 Возраст машины, лет 4-6 j 6-10 Доплата за услуги 0,25$ 0,15$ 611,5 611,25 300 375 325 400 325 400 369,75 242,25 366,9 366,75 180 225 195 240 195 240 221,85 145,75 более 10 0,1$ 244,6 244,5 120 150 130 160 130 160 147,9 96,9Примечание. Все расценки в долларах США. ЕрАЗы пошлиной не облагаются. ЗА РУЛЕМ 1/95 61