БЕНЗИНЫ РАЗНЫЕ У НАСБензин и экология - понятия, на первый взгляд, несовместимые. Но ни отказаться от первого, ни забыть про второе нельзя. О современных отечественных бензинах и их "экологичности" рассказывает В. ОКРУЖНОВ, директор Органа по сертификации нефтепродуктов, спецжидкостей, присадок и препаратов при Госстандарте России. Коротко напомним о некоторых свойствах бензина, знать которые необходимо для разговора об экологии (подробно о топливе - см. ЗР, 1990, № 12). Едва ли не самое главное свойство детонационная стойкость, то есть способность бензина сгорать в цилиндрах двигателя без детонации, воспламеняясь от искры. Оценивают этот показатель октановым числом, которое, в свою очередь, можно определять двумя методами - исследовательским и моторным. Как правило, в обозначении бензина вместе с октановым числом указывается и метод, по которому его определяют (буква И - исследовательский). Чем выше октановое число, тем больше стойкость к детонации, тем больше и возможная степень сжатия двигателя (следовательно, и рост мощности, и экономичности). Этот показатель важен и для тех, кто эксплуатирует автомобили, и для тех, кто их производит. Для получения необходимой детонационной стойкости, то есть повышения октанового числа бензина до требуемых величин, в нем технологическим путем увеличивают долю высокооктановых компонентов. Такой процесс весьма дорогостоящий, поэтому используют и второй, более дешевый способ - добавляют к бензину антидетонационные присадки. Как правило, это тетраэтилсвинец (ТЭС) - сильныйяд. С отработавшими газами соединения свинца попадают в атмосферу, почву, воду, отравляя их. Не углубляясь в физико-химические свойства бензина, рассмотрим еще один важный с точки зрения экологии показатель - массовую долю серы в топливе. Не говоря о том, что от соединений серы страдает двигатель, ее присутствие повышает токсичность отработавших газов (чего стоит появление, даже в малых количествах, серной кислоты!). А теперь о сортах бензина и их экологических характеристиках. В этом году должен вступить в действие новый стандарт Российской Федерации "Бензины для автомобильного транспорта". Кроме указанных в таблице, он включает бензин А-72 - неэтилированный. ГОСТом не предусмотрен бензин АИ-93 - вместо него предлагается АИ91. Он, кстати, впервые попал в стандарт (раньше он выпускался по ТУ), причем история его появления заслуживает внимания. В конце 80-х годов разработчики бензинов (конкретно - ВНИИ нефтяной промышленности) предложили отказаться от АИ-93 в пользу АИ-91 - снижение октанового числа на две единицы давало возможность из того же количества сырья получить на 3-5% больше бензина. Наряду со снижением детонационной стойкости это грозило ухудшением экономических, мощностных и экологических показателей двигателей. И все же производители автотехники готовы были пойти на это при условии, что будет прекращен, выпуск этилированного бензина. Иными словами, вместо АИ-93 - этилированного и неэтилированного - предполагался переход на неэтилированный АИ-91, экологически более чистый. К тому же отказ от ТЭС открывал перспективы для применения каталитических нейтрализаторов. Еще один аргумент "за": АИ-91 ближе по свойствам к широко распространенному в мире бензину "Регуляр", АИ-95 - к бензину "Премиум". АИ93 - нечто среднее, что создавало кое-какие проблемы с экспортом - и автомобилей, и бензинов. Поэтому на экспорт поставляли бензин А-92, ныне широко используемый внутри страны.В конце концов компромисс между нефтяниками и автомобилистами был найден. Проектируемые заводами моторы волей НАМИ ориентировались на бензины "91" и "95"; существующие же моторы, по результатам испытаний, приемлемо реагировали на замену "93-го" "91-м". Некоторые проблемы были с "Москвичом" - впрочем, его двигатель детонировал и на АИ-93. Выглядит новый ГОСТ более дружелюбным к природе - посмотрим в таблице на графу концентрации свинца. У неэтилированных бензинов этот показатель очень мал (напомним для сравнения, что у нынешнего этилированного АИ-93 концентрация свинца составляет 0,37 г/дм3), а содержание свинца в этилированном А-76 снижено с 0,17 до 0,15. Вроде все хорошо - и тут начинаются обычные для нашей действительности "но". ГОСТ ныне - не закон. Любое предприятие может производить прежние сорта бензинов по собственным ТУ. Так что этилированный, напичканный свинцом АИ93 не исчезнет и даже не будет вне закона - только вне ГОСТа. Похожая ситуация с "экологичным" АИ-91. Трудности производителей не позволяют полностью перейти на неэтилированный АИ-91. В качестве временной меры (не стала бы она, как водится, постоянной) предлагают малоэтилированный АИ-91. Как видно из таблицы, доля свинца в нем значительно снижена (0,15) по сравнению с этилированным АИ-93, но все же в 10 раз превышает этот показатель у 'Тестированного" АИ-91. Один из путей решения проблемы "экологичных" бензинов - сугубо экономический. Коротко его суть можно выразить так: производителю должно быть выгодно делать, а потребителю - использовать неэтилированные, экологически более чистые топлива. Как этого достичь - уменьшать ли налоги, вводить льготные цены и т. п. - должны решать специалисты. А пока стоит упомянуть о том, что уже есть об автомобильных бензинах с улучшенными экологическими характеристиками. На Ново-Уфимском нефтеперерабатывающем заводе выпускают, например, АИ-93 и А-95 (см. таблицу). В них массовая концент-Автомобильные бензиныПоказатели А-76 (э) Октановое число, не менее: по моторному методу по исследовательскому методу Концентрация свинца, г/дм3, не более Массовая доля серы, %, не более 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,03 0,03 0,05 0,05 0,05 0,05 0,05 0,15 0,013 0,013 0,013 0,15 0,01 0,01 0,17 0,15 0,013 0,013 0,013 76 76 82,5 91 85 95 82,5 91 85 93 85 95 76 76 80 76 80 83 92 85 95 Проект стандарта РФ Проект ТУ на бензин Бензин НовоУфимского НПЗ АИ-93 (нэ) АИ-95 (нэ) А-76 (э) Бензины Нижегородского НПЗ "НОРСИ" А-80 (э) А-80 (нэ) А-92 (нэ) А-95 (нэ)А-76 (нэ)АИ-91 (нэ) АИ-95 (нэ) АИ-91 (мэ)Примечание: (нэ) - неэтилированный бензин; (мэ) - малоэтилированный; (э) - этилированный. ЗА РУЛЕМ 2/95 49