47
48
вольного" их выпадения нередки (рис. 2.). ВыпавЩий штуцер - можем подтвердить это собственным опытом - проще всего зафиксировать в гнезде клеем, нерастворимым в бензине, например, ЦИАКРИНом, БФ-2, эпоксидным. Топливные фильтры с корпусами из пластмассы тоже могут быть виновниками беды: они порой разрушаются (ЗР, 1994, № 10). Устанавливать такой фильтр между бензонасосом и карбюратором - дело рискованное. Ведь даже при полном разрушении фильтра, когда бензин в карбюратор перестает подаваться, в поплавковой камере его достаточно, чтобы мотор еще немного поработал... и загорелся. Фильтр лучше устанавливать перед бензонасосом, где его разрушение не столь опасно. (Кстати, в этом случае фильтр оберегает от грязи и бензонасос). Пожары от воспламенения топлива самые опасные, особенно в момент первой вспышки. В зависимости от плотности паров бензина в воздухе это может быть и просто возгорание, и взрыв. Опытные автолюбители считают, что вспыхнувший бензобак гасить опасно. Определенный резон в этом есть. Если при пожаре под капотом мотор остановлен и новые порции бензина не подпитывают ваш костер, есть еще шанс спасти автомобиль. Хотя что-то все-таки успеет сгореть - провода, шланги/пластмассовые детали и т. д. Часто страдает аккумуляторная батарея. В частности, даже небольшой пожар под капотом может обернуться взрывом водорода, выделяемого батареей, и ее разрушением. Но куда опасней пожар бензобака! Вопервых, бензина тут много - даже "резерва" на дне бака достаточно, чтобы лишиться автомобиля. К тому же, если бак не залит под пробку, велик риск взрыва. Бак может воспламениться вследствие аварии, например, на "Жигулях" он только и ждет удара справа в заднее крыло! В последнее время у нас прибавилось автомобилей, работающих на газовом топливе. Напомним лишь, что оно в некоторых отношениях не менее опасно, чем бензин. Заметили утечку, запах газа - немедленно остановитесь! Это грозит не только отравлением, но и пожаром. Иногда горят и карбюраторы. Результаты одного из таких экзотических пожаров мы имели возможность увидеть: малые диффузоры "Озона" практически расплавились. Вероятно, произошла вспышка в карбюраторе во время работы двигателя. Жаль, по-настоящему исследовать этот случай не удалось. Другая причина пожаров - короткие замыкания в электрооборудовании. Беда в том, что не все электрические цепи автомобиля защищены предохранителями. У одного из читателей на ВАЗ-2105 был неправильно уложен жгут проводов под рулевым валом. Болт, стягивающий на вале карданный шарнир, стал цепляться надо же такому случиться! - именно за "силовой" провод, идущий от батареи к замку зажигания (рис. 3). Резьба довольно быстро прогрызла изоляцию провода - и вот оно, короткое замыкание! Из-под панели приборов повалил ядовитый дым - и, хотя владелец автомобиля, снимая с аккумулятора клемму, бил рекорды скорости, нескольких лишних секунд оказалось достаточно, чтобы мощные жгуты проводов превратились в нечто невообразимое! Одни провода сгорели дотла, изоляция других расплавилась, сварив их воедино (при этом происходили уже вторичные замыкания). Большого пожара избежать удалось, но что такое замена электропроводки автомобиля, можете себе представить. Конечно, жгуты проводов или отдельные провода нужно уложить правильно. Но, поверьте, никто вас не осудит, если сделанный с ненужным "запасом" болт вы укоротите, чтобы не выступал наружу. И повреждение проводов будет исключено. Особенно важно правильно укладывать и крепить провода, когда они проходят рядом с выпускными трубами двигателя. Например, в "Москвиче-2141" плюсовой провод от аккумулятора легко приходит в соприкосновение с раскаленными деталями системы выпуска. Дальнейшее объяснения не требует. А теперь примеры уж совершенно разгильдяйских пожаров - дальше, как говорится, некуда. Первый - на автомобиле ВАЗ-2106. С аккумулятора упала плохо установленная крышка - и точнехонько в узкое место между правым лонжероном и выпускными трубами. Попробуйте в обычных условиях поджечь плотную резину - получится не сразу. Здесь же, раздуваемый ветерком под капотом, разгорелся жаркий костер. Погасили, конечно. Но кое-что обгореть успело... Второй - на "Москвиче-412". Автолюбитель после поездки утеплил горячий двигатель старым ватником. Последний, очевидно, был "дорог, как память" - оторвать рукава было жалко. Именно рукав лег на горячую трубу и, представьте, затлел. Хорошо, что водитель, занявшись какими-то делами, не сразу ушел со стоянки и заметил струйку дыма. Среди причин пожаров традиционно почетное место принадлежит курению. Особенно в жаркие летние дни. Окна открыты, машина летит, водитель выбрасывает окурок в окно - а тот, в соответствии с хитрой аэродинамикой, делает в воздухе вираж и влетает в заднее окно! Загорается куртка, лежащая на сиденье, загорается сиденье... Другой пример. Двое в автомобиле отдыхали на полянке в сосновом бору. Курили, беседовали. И тут вдруг полыхнуло под машиной! От брошенного окурка вспыхнула, как порох, сухая хвоя. Хорошо, что мотор пустился сразу - отъехать успели. Сгорела лишь полянка, да частично лесок... Довольно часто машину поджигает самвладелец, неосторожно пользуясь огнем. Поверите ли, но однажды на зимней рыбалке с ветерком проголодавшийся рыболов решил разогреть прихваченный из дома обед и внес работающий примус "Шмель" в салон. Чем это кончилось, вспоминать он не любит. Бывало, поджигали автомобиль, пытаясь нагреть масло в картере открытым огнем. Один разводил под мотором костер, другой лез туда с примусом или с паяльной лампой. Кто-то при этом все-таки понимал, что открытое пламя опасно (в частности, не всякое масло терпит перегрев!) - и, прогревая картер, делал защитный экран из листа железа. Но таких единицы. Во всех случаях, когда приходится использовать источник огня - в автомобиле, рядом с ним, под ним, - первым делом подумайте, не загорится ли машина. И если загорится, то как и чем вы будете этот пожар гасить. Даже электросварка, которая многим автомобилистам кажется самой безопасной, иных в одночасье избавляла от машины и связанных с нею хлопот.Непредсказуемый рост цен на бензин и его хроническая нехватка в стране вновь заставляют автомобилистов проявлять интерес к газовому топливу. В последнее время журнал не раз затрагивал тему "Газ как топливо для автомобилей" (ЗР, 1993, № 6). Говорили об устройстве и принципе работы газовых приборов (ЗР, 1993, №№ 7 и 8), их регулировке и доработке (ЗР, 1994, № 4). Сегодня специалист ВАЗа С. ГЕРАСЬКИН напоминает о свойствах этого вида топлива и рассказывает о своем опыте эксплуатации ВАЗ-2108 на нем. Жидкая смесь нефтяных газов - пропана и бутана (автогаз или LPG - "Liquified Petroleum Gas") - хорошее топливо для двигателей внутреннего сгорания. По сравнению с бензином оно дешевле, обладает более высокой детонационной стойкостью, практически не содержит серы, которая вызывает сильную коррозию деЗ РЛМ 29 АУЕ /5 47 талей и их износ. В отработавших газах, соответственно, нет двуокиси серы, очень ядовитой. Эксплуатационные характеристики же мотора при использовании газа и бензина почти одинаковы. Пропан, бутан и их смесь при относительно небольшом давлении находятся в баллоне, как правило, в жидкой и частично газообразной формах. Газ сам поддерживает давление в емкости, которое зависит также от соотношения "пропан-бутан" и, конечно, Окружающих условий (температурь!, атмосферного давления). Жидкость в резервуаре близка к "точке кипения". Она испаряется по мере расхода газа, поддержиЁая постоянное давление. Чтобы достичь этого эффекта, производители зимой увеличивают в смеси содержание пропана, поскольку он более летуч. Есть у газа и недостаток - более низкая в сравнении с бензином теплотворная способность (25,45 кДж/дм3 против 31,57 кДж/дм3 у бензина). Иными словами, если сжечь по одному литру газа и бензина, то первый выделит меньше тепла на 25%. Это означает, что расход газового топлива для совершения одинаковой работы (преодоления одного и того же расстояния) должен быть больше на ту же величину. Однако, благодаря лучшему смешиванию газа с воздухом, а значит, и более полному сгоранию в цилиндрах, расход практически возрастает не более Чем на 20%. Это приходится учитывать при эксплуатации автомобиля: расход газового топлива ВАЗ-2108 на шоссе при скорости 90 км/ч около 7 л/100 км (на бензине - 6,1 л). Отметим еще, что газ сгорает медленнее, чем бензин, давление в цилиндре нарастает нерезко, поэтому поршни, шатуны и вкладыши не так сильно нагружены. Меньшая скорость сгорания не требует, однако, изменения углов опережения зажигания относительно работы на бензине. Это показали проведенные исследования (см. график). Действительно, при низких частотах вращения коленчатого вала (до 2000 об/мин) было бы желательным увеличить углы опережения зажигания для газа, что повысило бы крутящий момент двигателя в этом диапазоне. При более высоких обброТах.углы должны быть, наоборот, меньшими, чем для бензина. Строго говоря, для работы мотора на газе нужен другой распределитель, с иными характеристиками. Кстати, микропроцессорная система допускает возможность изменять углы опережения зажигания по любой программе как для бензина, так и для газа (там нет "жестких" механических автоматов). В обычных же системах зажигания нужно просто-напросто сохранить регулировки, рекомендуемые заводом-изготовителем для бензина. Таким образом вы Достигнете приемлемой характеристики и для газа. Чтобы повысить эффективность работы двигателей на газовом топливе, разработаны установки впрыска газа в жидкой его фазе. У них те же преимущества передгоюX о£8_ /гОбычный баллон занимает слишком много места. Использовать весь объем салона с разложенным сиденьем неудобно.О 1000 2000 3000 4000 Частота вращения коленчатого вала, об/минЗависимость угла опережения зажигания от частоты вращения коленчатого вала для бензина (1) и нефтяного газа (2) двигателя ВАЗ-2108.карбюратором, что иу впрыска бензина, но они сложны и дороги. На моем автомобиле ВАЗ-2108 уже два года работает голландская газовая система, одна из самых популярных в Европе. Основное ее отличие от отечественных - герметичность всех соединений, а также наличие дополнительных устройств, обеспечивающих надежный пуск зимой (до -20°С), плавность работы мотора, достаточно резвое ускорение автомобиля и оптимальное дозирование независимо от изменений атмосферного давления. Общее впечатление от автомобиля с такой газовой установкой очень приятное. Обороты холостого хода - то, на что сразу обращаешь внимание - стали устойчивыми, без перебоев и скачков: газовая смесь более равномерно распределяется по цилиндрам. Благодаря стабильным оборотам заметно снизился шум от коробки передач на том же холостом ходу: зубья шестерен уже не стучат. Из-за высокого октанового числа газа (более 100 по исследовательскому методу) почти невозможны детонационные Повреждения или разрушения деталей. Не боясь детонации, можно переходить на высшие передачи на меньших скоростях. Очень важно, что резко уменьшился износ цилиндро-поршневой группы. Ведь при холодном пуске мотора не образуется пленка бензина, которая смывала бы смазку со стенок цилиндра, да еще и разбавляла масло в поддоне. У "Самары" с газовой установкой есть, конечно, свои отрицательные стороны. Прежде всего уменьшение багажного отделения: газовый баллон можно установить только за спйнКой заднего сиденья (см. фото). Эту проблему удалось бы решить, изготовив тороидальный баллон вместимостью 40-60 литров и разместив его вокруг ниши под запасное колесо с внешней стороны. На ВАЗе есть чертежи и требования к конструкциям таких газовых баллонов. Кстати, это может представить интерес для наших оборонных предприятий. Если баллоны изготовят из легких Прочных материалов, их будут непременно использовать ив России, и в Западной Европе.Другой крупный недостаток обусловлен более высокой температурой в камере сгорания. Из графика зависимости угла опережения зажигания от оборотов (см. рис.) видно, что на частоте выше 2000 об/мин система зажигает искру нормально для бензиновой смеси и рано для газовой. Время нахождения продуктов сгорания в камере увеличивается, и возрастает отдача тепла от рабочих газов стенкам камеры сгорания, в том числе клапанам и седлам. Отсутствие капелек (жидкой фазы при работе на бензине) в топливно-воздушной смеси нефтяного газа, отнимающих При испарении тепло от стенок каналов, седел и клапанов (вместе с высокой температурой отработавших газов) приводит к повышенному износу седел выпускных клапанов. Уменьшение зазора в этом узле (Износ седла) на каждые 10 000 км пробега составляет 0,1 мм. На бензине износ в 10 раз меньше. К 75 тысячам будет использована последняя из регулировочного набора шайба толщиной 3,0 мм. Дальше потребуется ремонт головки цилиндров. Пробег до ремонта можно увеличить, если устанавливать зазоры выпускных клапанов в пределах 0,40-0,45 мм (против 0,35 по инструкции), снизить скорость вращения клапанов. Достичь этого можно двумя способами. Первый - использовать толкатель со сферической опорной частью, о котором сообщал журнал (1994, № 10). Второй сточить сухарики клапана так, чтобы они не касались друг друга в собранном узле. Тогда они плотнее зафиксируют клапан и не дадут ему быстро вращаться. Еще одно очень важное замечание, основанное на личном опыте. Желательно после использования каждого баллона газа проехать несколько десятков километров на бензине. Такая мера защитит каналы и диклеры от загрязнения, снизит износ и вероятные повреждения поплавка, иглы и осей, а также сохранит мембраны, уплотнения карбюратора от растрескивания из-за высокой температуры. Если же не делать такого профилактического переключения, то в один прекрасный момент, когда необходимо будет поехать на бензине, вы этого сделать не сможете.48ЗА РУЛЕМ 2/95