34
35
^ j jpT *Sj*^v ®$*-" .Машины "Олег", "Ярослав" и "Святослав" на шасси "Руссо-Балт-Д2440" XVI серии с вращающейся башней. Февраль 1916 года. Двухбашенный бронеавтомобиль "Орлец" конструкции Былинского на шасси "Ллойд". Август 1915 г.Мы так привыкли к суждениям, будто до 1917 года Россия находилась во власти консерваторов и недотеп, что с изумлением воспринимаем любые свидетельства о наших тогдашних достижениях. Между тем они были. Об этом говорит история создания первых русских броневиков, которую мы предлагаем вниманию читателей к Дню защитников Отечества. Рассказывает М. КОЛОМИЕЦ. До того, как в ноябре—декабре 1914 года в Россию прибыли 48 машин "Остин", заказанных в Англии, у же 16 октября тогоже года на фронт отправилась автомобильнопулеметная рота, укомплектованная первыми отечественными броневиками. К середине 1917 года наша армия располагала тремя сотнями боевых машин, в то время как у противника и союзников их было гораздо меньше. По требованиюВерховногоГлавнокомандующего , Великого князя Николая Николаевича, немедленно после начала боевых действий военный министр поручил полковнику А. Д обржанскомуи штабс-капитану Некрасову оперативно построить два десятка бронеавтомобилей и направить их в действующую армию. Мы нынче с трудом представляем, как за полтора месяца можно спроектировать и построить девять бронированных машин, начиная, как говорится, с чистого листа. Но тогда это оказалось возможным. В качестве производственной базы Добржанский избрал ИжорскийРУССКИЕзавод в Колпино, под Петроградом. Туда с 24 августа по 1 октября 1914 года с "Руссо-Балта" прибыло семь шасси модели "С24-40" серии XIIIбис. На них установили каркасы из прокатных уголков, к которым болтами и заклепками прикрепили броневые листы — их Ижорский завод прокатывал сам. Эти машины еще не имели вращающихся башен: вооружение (три пулемета "Максим" калибра 7,62 мм) было установлено в лобовом и боковых бронелистах. Первые броневики (семь "руссо-балтов" и два других, на шасси иномарок) ушли 19 октября 1914 года на СевероЗападный фронт. И уже 3 января 1915 года штаб 2-й армии этого фронта доносил: "Бронированные автомобили снискали себе полное доверие в войсках, нашедших в этих машинах огромную, мощную поддержку, особенно в наступлении". Некрасову было поручено создать броневики с пушечным вооружением. Для этой цели в августе 1914 года он получил из Риги, где находился "Руссо-Балт", шесть шасси модели "Д24-40" XVI серии и четыре шасси модели "С24-40" серии ХШ-бис. Их бронирование и вооруж ение производили при помощи изобретателя, инженера А. Братолюбова в принадлежащих ему специализированных мастерских. Броневые листы толщиной 5 мм поставлял Обуховский сталелитейный завод. Первые семь машин Некрасов иБратолюбов сдали 23 февраля 1915 года: три на шасси "РуссоБалт-С24-40" (с двумя 37-мм пушкам,и в лобовом листе), три на шасси "Руссо-Балт-Д24-40" (с одной 37-мм пушкой в лобовом листе) и одну на шасси "Рено".34ЗА РУЛЕМ 2/95 О ни были оснащены не пневматическими, а сплошными резиновыми шинами. Сегодня трудно представить, к актяжелый автомобиль на таких шинах шел по размокшему грунту, г лине , п еску . Б ратолюбов предл ожилукрепить на ободах колес уширительные бандажи . Их диаметр примерно равнялся диаметру обода, и если колеса уходили в грунт, то вдвоебольшаяповерхность бандаж ей поддерживала машину. Д ве пушки и три пулемета, в каж дом из броневиков Некрасоваи Бронеавтомобиль конструкции Добржанского на шасси "Руссо-Балт-С24-40" серии XIIIбис. Октябрь 1914 г.принял весной 1916 года. РусскоБалтийский вагонный завод к этому времени прекратил выпуск автомобилей и шасси для броневиков , пос колькувавгусте 1915 года его пришлось эвакуировать из Риги. Дальнейшее производство таких машин в России базировалось тольк онаимпортных шасси "Аллис-Чалмерс", "Бенц", "Буллок-Ломбард", "Гарфорд", "Джеффери", "Остин", "Паккард", "Пирлесс", "Пирс-Арроу", "Рено", "Уайт", Ф ИАТ . З акупки боев ыхавтомобилей " Д жаррот " , "Ост ин " , "Ланчестер", " Ш еффильд - С им плекс" р азочаровали : о нипроявили себя ненадежными , б ронезащитаи вооружение оказались недостаточ-Музеифейный полуторатонный грузовик "Ллойд" с 24-сильным двигателем . П ервыедве машины были готов ывиюле 1915 года . Б роня — т ол ­ щ иной 5—6 мм , д войныестартеры (электрический и механический), у силеннаяподвеска колес, п ериско ­ пы (новинка для тех лет), 37-мм пушкаипулемет во вращающейсябашне — в отособенностиэтих броневиков, названных "Обуховец" и Броневик Некрасова и Братолюбова на шасси "Руссо-Балт-Д24-40" XII серии. Февраль 1915 года.БРОНЕВИКИ:Братолюбова, потребовали экипаж ей по шесть человек . Расположение пушек в лобовом листесугломобстрела по горизон ­ т аливсегов 90 градусовоказалосьнеудобным , а самипушки "Гочкисс" с плечевым упором (как винтовка!) — н епрактичными . П оэтому на сле ­ дующей серии из четырех машин (три — на шасси "Д24" и одна — на шасси "С24") у же появились вращаю щиеся башни со скошенными "скулами". В однойскуле — д ва пулемет а " М аксим " , в другой — о дин . Поск олькубронеавтомобилитогда еще были немногочисленными, им, словно кораблям, давали собственные имена. Например, броневики Некрасова и Братолюбова из второй серииназывались "Олег", "Ярослав", " С вятослав " и "Победоносец" — прямо как эсминцы! Эти четыре машины заказчик ными. Поэтому пришлось реализов атьсобственнуюпрограмму выпус ка (около 200штук ) на Ижорском , Путиловском, Обуховском заводах. Одновременно отдельные мастерские и отдельные воинские части выступали с инициативой постройки бронеавтомобилей собственной конструкции . И, ч тоудивительно , "косное" армейское руководство шло навстречуэтимначинаниям . Весной 1915 года штабс-капитан Былинский обратился к командованию X армии с предложением создать "своей конструкции и за свой счет отдельный авто-пушечноп улеметныйвзвод " . Ему выделилидвавзятых по военно - а втомобиль ­ ной повинностиунаселения " М ер ­ седеса" с 45-сильными моторами и прикрепили изобретателя к Обуховскому сталелитейному заводу. П озжеБылинский получил еще тро "Опальный". О ниуспешновоевалив XIII армииСеверо - З ападногофрон ­ т а . П озже , в августе 1915 годана шасси "Ллойд" Б ылинскийпостроилтретийбронеавтомобиль — "Орлец" — с двумя башнями, установленными, к ак на линкоре , о дназадругой . Б ылинскийбыл не одинок . М ге бров, Гулькевич, Поплавко тоже конструировали и строили колесн ыеиполугусеничныебоевые машины партиями от нескольких штук до несколькихдесятков . И зобщегоколичества около трех сотен маш ин , п остроенныхикупленных военным министерством, Красной Арм иидосталосьоколо 150 броневи ­ ков, которые использовались вплоть до появлениявчастях БА27 — б ронеавтомобилейобразца 1927 года на шасси АМО - Ф 15 . Так их сделали свышесташтук . Фото из архива автора ЗА РУЛЕМ 2/95 35