почти взаимоисключающие требования. Авторы "Гнома" выполнили задачу. Дизайн кузова, компоновка салона, да что говорить, весь автомобиль полон прогрессивных решений. Количество мест по техническому заданию 2+2, то есть передние сиденья для взрослых, задние для детей. Тем не менее мне, рослому человеку (189 см), удалось сносно разместиться в "Гноме" позади двухметрового водителя! Долго в такой позе не выдержишь, но по городу ездить можно. Немалые усилия приложили конструкторы, чтобы вписать в узкий моторный отсек силовой агрегат от "Оки" и запасное колесо. Открываешь капот - пустых промежутков нет, между деталями руку не просунешь. Как обслуживать машину? Выход найден: бампер, передняя панель и часть рамы выполнены съемными. Автомобиль удобен для почтальона, врача, радиотелемастера. Всех тех, кто часто и много ездит по городу с небольшой поклажей. "Гном" стал первенцем семейства: вскоре на его базе создали "Эльф" - двухместный открытый экипаж повышенной проходимости. За рубежом такие машины называют пляжными. В багажник микроавтомобиля загружают надувную лодку, удочки, палатку, охотничьи ружья или корзинки для грибов. Еще один непременный атрибут - ослепительная блондинка на пассажирском сиденье. Владелец экзотического авто перемещается по берегу моря, лесным или горным дорогам, наслаждаясь контактом с матушкой-природой: встречным ветром, запахом цветов и щебетанием птиц. Конечно, переднеприводный "Эльф" не может состязаться с большими джипами. Но по сравнению с обычными микроавтомобилями обладает незаурядной проходимостью. На него устанавливают тринадцатидюймовые колеса и шины с развитыми грунтозацепами (у "Гнома", правда, обычные покрышки от "Оки"). Дорожный просвет увеличен до 215 миллиметров. Картер двигателя прикрывает мощный поддон, а кузов опоясывают защитные дуги. К сожалению, мы привыкли обезличивать авторов: известно лишь, что отечественные прототипы изготовлены коллективом научно-технического центра ВАЗа. Нарушим "традицию" - назовем читателям имена создателей наших концепт-каров: дизайнер Евгений Лобанов и ведущий конструктор Николай Тазтдинов. Упомянем и то, что "Эльф" появился на свет благодаря Юрию Целикову - директору фирмы "Восток Сервис", которая финансировала проект и помогала материалами. Отрадная новость: после демонстрации "Эльфа" в Париже от одной из западноевропейских туристических фирм получен заказ на партию автомобилей "Эльф", которые будут изготовлены в опытно-промышленном производстве НТЦ ВАЗа. В. КРЮЧКОВ Фото В. Мелехина^•АМАРЕОЩ-ХчКак правило, за рубежом представительские автомобили делают небольшие фирмы. За основу берут серийную машину бизнес-класса: ее удлиняют, усиливают и оснащают дополнительным оборудованием.У нас же, наоборот - правительственные лимузины выпускали автогиганты. Приказы сверху не обсуждались, и конструкторы, получив задание, средства из госбюджета, начинали проектировать очередной шедевр. В последние годы денежный фонтан иссяк, работы пришлось свернуть, и на дорогах сейчас доживают свой век модели десятилетней давности. Все, хозяйство пришло в упадок? К счастью, кажется не совсем - в Тольятти появился лимузин на базеВАЗ-21099.8ЗА РУЛЕМ 2/95 п резентацияИдея создания нового престижного автомобиля принадлежит руководителю творческой студии "Мастер-Дизайн" Николаю Ивановичу Кузнецову^ Как ему удалось убедить АО "Финтраст" спонсировать проект, знает только он сам, всяком случа< вать приходилось на , свой страх и риск. Кто сейчас возьмется выпускать малыми партиями лимузины на заказ? Правда, первенец студии - кабриолет ВАЗ-210: "Амадео" (о нем мы расска: за in в № 6 •/•;• 1994 год), рИсовместно с Нгаобъединения ^потенциальным по Читателям "За рулем" предоставляется возможность первыми познакомиться с новой моделью, и мы благодарим за это ее авторов^щцррые доверили презентацию своего детища нашему журналу. В отличие от классических черных лимузинов, "Амадео" трехцветКрыша и стойки обтянуты нату > белой кожей Шшник - бело^в .1, накладки на порогах и >ях сшШристые. Вставка в центре кузова увеличивает базу ВАЗ-21099 на 500 миллиметров (отсюда цифры в названии "Амадео-500"). При этом автомобиль не кажется гипертрофированно длинным. Если разглядывать его издалека, то мелкие детали не отвлекают внимание и сразу же заметно, что пропорции машины напоминают, скоредины 60-х. Но как бы там ни было, корма лимузина выглядит гармонично. Все вместе - широкая стойка крыши, накладки крыльев и крышки багажника, оригинальный бампер - придает кузову стремительную клинообразную форму. Как раз этого, к сожалению, лишены черты серийных "девяносто девятых". Еще одну любопытную вещь можно заметить, внимательно приглядевшись к стеклам (иным путем изменения обнаружить трудно). На задних дверях они составные: стандартное (опускное) сопрягается с глухой вставкой. Этот косвенный признак указывает на важный атрибут представительского автомобиля. Его владелец не должен испытывать неудобства при посадке-высадке, поэтому вместе с общей длиной у "Амадео" увеличены задние двери и проемы.ать успех в новом начинании? Впрочем, голова боится, а руки делают сотрудники студии "Мастер-Дизайн" создали ходовой образец. Его нарекли звучным именем - "Амадео500" (в переводе с латинского "Амадео" "любимец Бога" в надежде на то, что и оно привлечет внимание к новому автомобилю. Судьба пока и впрямь благосклонна к нему: лимузин понравился руководству Волжского автозавода, появились перспективы мелкосерийного производства в Тольятти и даже выстроилась очередь заказчиков, желающих приобрести машину.рее, большой седан, чем лимузин. Передняя часть выполнена в современном Стиле. Столь привычная для "самар" угловатость сглажена. Вместо маски и решетки радиатора, похожей на клюв, - сплошная округлая панель с прорезями для узких блок-фар. Сами они с новой модели Волжского автозавода - ВАЗ-2110. Бампер массивный, со встроенными противотуманными фарами и забор^ н иками воздуха для охлаждения дви' гателя. Внешний вид задка навевает воспоминания о знаменитых "рыбьих хвостах" американских автомобилей се-Эффектный облик "Амадео" дополняют большие четырнадцатидюймовые колеса. На них смонтированы широкопрофильные шины с дорожным рисунком протектора. Заглянем в салон. Он разбит на две части перегородкой с опускаемым стеклом. Отделка кабины водителя скромнее, чем отсек босса. Панель приборов и органы управления стандартные от ВАЗ-21083. Обивка дверей - черная кожа. Есть электрические стеклоподъемники, магнитола. Что вызывает хорошую зависть, так это великолепные кожаные сиденья. За основу взяли обычные, но коренным образом их переработали. Нижняя подушка с развитой боковой поддержкой, в широкую и удобную спинку встроен массивный подголовник, регулировки устроят шофера любого роста. Эх, такие бы сиденья, пусть без шикарной обивки, на серийную машину... Открываем заднюю дверь и попадаем в кожаное царство. Пластиковая деталь одна - обивка крыши. Под ногами - теплый капровелюр, никакихЗА РУЛЕМ 2/95 9 п резентация.резиновых ковриков. Всего два места, но оборудование богатое, не уступит, пожалуй, большому лимузину. Отдельная аудиосистема, встроенные в перегородку столики, ящички, автономный отопитель (установлен в багажнике). Кресла для важных персон с продольной регулировкой. Между ними широкий подлокотник с пультом управления электроподогревом сидений, стеклоподъемниками центральной перегородки и дверей. По желанию владельца можно смонтировать любое дополнительное оборудование: включением. Подвеска с измененными характеристиками не шумит и мягко гасит удары на неровной дороге. Сцепление включается плавно, без рывков. Двигатель рабочим объемом 1600 см 3 форсирован до ста лошадиных сил с участием автомехаников, которые привыкли готовить моторы к соревнованиям. Ходовые качества лимузина оставили приятное впечатление. За рулем - спокойный водитель, но со светофора "Амадео" каждый раз уходит первым. В салоне тихо, задок не раскачивает на ямах. В поворотах пассажиров не тревожат сильные крены. Вы думаете, так и должно быть? Ничего подобного! Например, иные американские лимузины хороши только на автобанах. Наши дороги превращают даже короткое путешествие на В городе "Амадео-500" побывал в первый раз и всюду привлекал внимание людей. Когда останавливался, вокруг собиралась толпа любопытных, знатоки задавали вопросы, заглядывали в салон. Крутые парни покидали свои роскошные иномарки и предлагали обмен с доплатой или просто деньги. Значительная сумма в 20-25 тысяч долларов (цена заказного лимузина в зависимости от комплектации) их не пугала. Реакция тольяттинцев, избалованных новинками, показала, что машина удалась. В связи с этим вспомним историю "Нивы". ВАЗ не располагал мощным мотором, опытом, оснасткой для производства большого джипа. Однако на имеющемся оборудовании он создал первый в мире комфортабельный вездеход малого класса - источникбар-холодильник, кондиционер, откидной письменный стол, портативный компьютер, радиотелефон, радиостанцию. Подчеркнем, эксклюзивная машина разительно отличается от заводской. Ее собирают для конкретного заказчика с учетом его запросов, интересов и фантазий. Очевидно, что у создателей "Амадео" больше свободы - нет ограничений, связанных с конвейерным производством. Поэтому каждый новый лимузин может быть совершенно не похож на предыдущий. Ведь требования будущего владельца - закон. Этим принципом руководствуются все маленькие частные фирмы, переделывающие безликую массовую продукцию. С оборудованием разобрались. Как же модернизируют основные узлы базовой модели перед установкой на мелкосерийный автомобиль? Здесь царствует селективная сборка. Те же агрегаты после квалифицированного вмешательства работают без сучка и задоринки. Коробка передач "Амадео-500" радует четким10 ЗА РУЛЕМ 2/95них в пытку. Чуть превышена скорость - и внутри "американца" человека бросает, как шлюпку в сильный шторм. Если не притормозить - могут появиться приступы морской болезни. Остается признать: "Амадео" значительно лучше приспособлен к поездкам по российскому асфальту, не требует от шофера специфических навыков, привыкания. Еще один конек отечественного автомобиля - виражи. Благодаря длинной базе и хорошим шинам он приобрел завидную устойчивость. При этом рулевое управление не стало тяжелым. Во время ознакомительной поездки "Амадео" сопровождала "Нива". Ее водитель старался не отставать от лидера. Там, где лимузин спокойно поворачивал без сброса газа, покрышки вездехода громко визжали, а один раз "Нива" даже прокатилась на двух колесах.многочисленных подражаний. Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. Теперь подведем некоторые итоги. Есть ли аналоги у четырехместного лимузина с двигателем 1,6 литра? Вероятно, нет. Значит, будем считать, что удлиненная "девяносто девятая" заняла пустующую нишу рынка. Перечислим еще раз достоинства "Амадео": маневренный, скоростной, экономичный, компактный, занимает мало места при парковке, может служить офисом на колесах, любой водитель быстро привыкает к его габариту. Налицо набор качеств европейского городского лимузина. Может, на Западе проворонили идею? Напомним: новый автомобиль создан российской студией "Мастер-Дизайн". Эй, заграница, знай наших! В. КРЮЧКОВ Фото С. Иванова