Нефтяникам и газовщикам, геологам и охотникам, лесникам для повседневной работы нужны машины высокой проходимости — компактные, легкие* надежные и дешевые в эксплуатации. Наша промышленность могла предложить в этом классе лишь гусеничные тягачи Горьковского автомобильного завода да "вазовский" снегоболотоход СХМ-3, которые во многом не удовлетворяли запросам потребителей. Кроме того, у названных вездеходов есть существенные недостатки — в первую очередь, Неэкологичный движитель.Не случайно эксплуатация в тундре гусеничных машин в летний период запрещена.Долгое время созданием вездеходов, за неимением современных промышленных моделей, занимались многочисленные самодельщики. Были удачные конструкции, но, как правило, они оставались в единственном экземпляре. В последние годы с освоением новых территорий проблема промышленного выпуска экологичных транспортных средств встала особенно остро, и сейчас за разработку таких машин взялись и небольшие отечественные фирмы. Однаиз них — московская "Транссистема +". Она входит в НПО "Интерпайп". у.'./. Созданию вездеходов фирма посвятила три года, представив четыре модели. Сегодня 'Транссистема +" освоила выпуск последней из них — ТС-012. Машина с колесной формулой 4x4 выполнена по сочлененной схеме: две рамы соединены шарниром с двумя степенями свободы. Это делает ее очень маневренной: минимальный радиус поворота — 5,65 м. Рулевой привод рычажный, а рулевой механизм — типа "глобоидальный червяк и трехгребневый ролик". Двигатель воздушного охлаждения МеМЗ-969 (4-цилиндровый, V-образный, 1197 см3, 42 л.с/31 кВт) в блоке с 5-ступенчатой коробкой передач (пятая передача понижающая) установлен в передней секции за кабиной водителя, поперечно. В задней секции на раме смонтирован цельнометаллический кузов с тентом на 500 кг груза. Вместо грузовой платформы можно установить специальное оборудование, чтобы использовать машину в технологических целях. У вездехода постоянный привод на все колеса с блокируемым межосевым дифференциалом. В качестве ведущих использованы несколько переделанные мосты от УАЗ-31512. Упругими элементами при жесткой подвеске колес служат шины сверхнизкого давления московской фирмы "Трэкол". Благодаря большим размерам шин (1300-600) и их Малой радиальной жесткости вездеход не разрушает почвенный покров тундры. Кроме того, низкое удельное давление на грунт (0,15 МПа) в сочетании с полным приводом обеспечивают машине уверенное движение по снежной целине, болотам, сильно пересеченной местности.Тормозная система машины гидравлическая, двухконтурная (разделены контуры передних и задних колес). Привод сцепления также гидравлический. Топливный бак большой емкости (11 б литров) установлен за задней осью машины. Для движения по дорогам общего пользования на вездеходе установлены габаритные фонари, указатели поворота, стоп-сигналы. На передних стойках кабины — две фары-искателя. Сама кабина — каркасного типа, удовлетворяет требованиям безопасности. Она рассчитана на двух человек, достаточно в ней места и для мелкого груза. На панели приборов — спидометр, указатели уровня топлива, давления и температуры масла, вольтметр, контрольные лампы указателей поворота, разрядки аккумуляторной батареи и включения межосевой блокировки. Для обогрева кабины предусмотрен автономный бензиновый отопитель, он Может служить и предпусковым подогревателем двигателя. Дополнительно, по желанию заказчика, кабину оснащают принудительной вентиляцией. Детали и узлы вездехода максимально унифицированы с теми, что используются в отечественных автомобилях. Техническое обслуживание ТС-012 не требует специальной подготовки. Вездеход пригоден для круглогодичной эксплуатации в районах тундры и лесотундры. О. ЛЮЦКЕВИЧ16ЗА РУЛЕМ 2/95