В один из холодных дней атмосфера в редакции была почти тропической: горячо спорили, сколько может проехать автомобиль без масла в двигателе. А поводом к тому послужил предстоящий опыт. Решено было проверить очередное суперсредство, которое якобы позволяет мотору работать без ... масла. Уникальное вещество называется "Дюра-луб" (сокращение с английского: "долговременная смазка"). Разумеется, оно не имеет аналогов, является продуктом высоких технологий и т. п. Создано в США. Разлито в пластмассовые баночки, очень напоминающие упаковку "Аспект-модификатора". Да и реклама, как у отечественных суперсредств: экономия бензина до 10%, повышение мощности двигателя, легкий пуск в морозы, менее шумная работа и увеличение срока службы более чем на 50%. Не правда ли, нечто подобное мы уже слышали, и не раз. Чудо-средству положено иметь свой рекламный киноролик. Их оказалось два, а сюжеты - примерно как у отечественных: интервью с водителями, инженерами, ранее не верившими в возможности продукта, но теперь... И демонстрация двигателя, работающего без масла: лаборатория, стрелки приборов - все, как надо. Только американские ре: жиссеры снимают получше: больше эмоций у участников эксперимента, побогаче заставки. Короче, такие фильмы мы уже видели - но стоит заикнуться о проверке препарата, обычно воцарялась тишина. Будем откровенны - в фильме был момент, когда и мы заколебались: а вдруг средство и вправду действует. Показали астронавта Чарльза Конрада, который заявил, что уверен в эффективности "Дюра-луба". Человек уважаемый: четыре раза был в космосе и пешком ходил по Луне. Не будет же он подставлять себя под удар! Впрочем, нам столько лет твердили, что в мире капитала все продается и покупается. В отличие от других продавцов чудо-средств, фирма "Ирида", распространяющая "Дюра-есткоторая взяла бы на себя такие расходы. Потребительские общества пока небогаты, редакции автомобильных изданий тоже не могут себе это позволить. Ситуацией пользуются торговцы чудодейственными препаратами: они предпочитают вкладывать большие средства в рекламу, прежде всего, телевизионную, а от проверки качества товара уклоняются. Почему? Да потому, что это дает возможность указывать явно нереальные цифры экономии топлива, увеличения мощности и т. п.БЕЗ МАСЛА И "ПОД ВОДОЙ"Однажды известного химика спросили, где наиболее заметны успехи его науки. Ученый ответил: "Успех химии - в большом количестве блондинок". Шутки шутками, а то, что достижения науки заметнее на бытовом уровне - это верно. К полетам в космос все привыкли, а вот жидкость, затягивающая проколы в шинах (ЗР, 1994, № 9), или пленка, которая делает стекло автомобиля небьющимся (ЗР, 1994, 12), вызывают удивление. Сегодня речь пойдет о редакционном тесте еще одного чудо-средства. луб", повела себя "странно": согласилась на эксперимент. В моторное масло автомобиля ВАЗ2106 был добавлен американский препарат. Открыли сливную и заливную пробки, отвернули масляный фильтр, завели мотор, вытянули "подсос". Обороты установили по тахометру между 1500 и 2000 об/мин. Пока двигатель работал без масла, то один, то другой из присутствующих садился в машину и "газовал". Масло полностью вытекло из картера через 5 минут после начала эксперимента. Двигатель продолжал работать. Прошло 10 минут: вопреки ожиданиям, характерных стуков не появилось, 15 минут: неприятно запахло горелым маслом, но двигатель работал. Наконец, через 20 минут один из журналистов сел в машину и очень медленно сдал назад, потом вперед, заехал на бордюр (во время опыта автомобиль стоял на тротуаре). Всего пройдено около 20 метров. Двигатель попрежнему работал. Через 30 минут с начала опыта мотор заглушили, залили свежее масло, поставили новый фильтр и завели. Звуков, которые обычно издает "запоротый" мотор, не услышали. Во время работы стружка из двигателя не сыпалась, и мы решили проверить, какие продукты износа осядут в фильтре. Дали мотору поработать, заглушили, сняли фильтр. В нем оказались мелкие металлические частицы "блестки". По-видимому, работа без масла даром не проходит, но точно сказать трудно - износ мы не измеряли. Опять это "по-видимому"! Увы, в эксперименте слишком много неясного. Да строго говоря, экспериментом или испытаниями все это не назовешь. Машина принадлежала фирме, торгующей препаратом, неизвестно, какие в моторе вкладыши. Трудно сказать, сколько проработает обыкновенный "жигулевский" мотор без смазки. После долгих споров присутствовавшие на представлении пришли к выводу, что несколько минут, причем время во многом будет зависеть от скорости вытекания масла. А вдруг все-таки продержится полчаса? Предоставить мотор для того, чтобы это выяснить, желающих не нашлось - дорогое удовольствие. Вот здесь-то и зарыта собака! Настоящие, серьезные испытания присадок, модификаторов и других средств, позволяющих "проехать тысячи километров без масла", дороги: нужно испортить несколько новых двигателей, потребуется специальное оборудование, необходимо оплатить труд специалистов. Нет у нас организации,-Справедливости ради отметим, что распространители "Дюра-луба" решили провести сертификацию препарата. В НАМИ уже начались испытания. Будем надеяться, что они прояснят ситуацию и помогут ответить на вопросы. А вопросов очень много. Например, как средство сочетается с отечественными маслами? Нет ли у него побочного отрицательного эффекта? Действительно ли оно увеличивает срок службы двигателя? Если на последний вопрос ответ - положительный, то препарат будет пользоваться огромным успехом. Если же он позволяет лишь оттянуть кончину мотора, из которого вытекло масло, то круг потребителей ограничится теми, кто опасается разбить поддон двигателя о камни и коряги, и теми, у кого сохранились старые машины, например "Москвич-408". У них фильтр тонкой очистки масла расположен не на двигателе, а на стенке моторного отсека: если лопнет шланг, связывающий мотор с фильтром, масло вытечет. Что касается длительной езды без масла, то, вне всяких сомнений, это опасно для двигателя. Даже если удастся с помощью каких-либо "хитрых" средств значительно уменьшить трение, долго мотор не протянет. Ведь маеЗА РУЛЕМ 2/9531