ехникаштоки подъемника у самосвального кузова и погрузочной площадки. Это была мощность, поданная в любую точку машины, а через гибкий шланг высокого давления используемая отдельно от машины. Бывшая ГДР объединилась, как известно, с ФРГ, многие заводы там либо закрылись, либо переквалифицировались, но расположенный в городке Вальтерсхаузен, что в Тюрингии, завод "Мультикар шпециальфарцойге" продолжает работать. Его автомобили оказались очень полезными не только для немцев. Их экспортируют во Францию, Испанию, Англию, Голландию, Италию, Австрию. Понемногу идут они ив Россию. Но цена... Аналог "Мультикара" сконструировали иу нас в стране. Давно, в 1988 году! Об этой машине, вернее, опытных образцах по имени "Кузя", журнал "За рулем" рассказывал в № 1 за 1993 год. Ее выпуск так и не налажен. Говорят, нет подходящего отечественного двигателя, а на покупку лицензии или импорт двигателей нет валюты. Но, может быть, есть смысл подумать если уж не о дизеле, так, на худой конец, о дефорсированном силовом агрегате "Оки", работающем на бензине А-76. И, установив его не поперек, а вдоль машины, отвести дифференциалу "Оки" роль межосевого, а вместо полуосей вывести вперед и назад, к ведущим мостам карданные валы. Может быть, следует подумать, например, о двухцилиндровой модификации нового дизеля ГАЗ воздушного охлаждения? - В разных странах живут по-разному. Но нам, уверен, нужен сельский полутрактор-полугрузовик с приводом на все колеса. Возможно, сегодня далеко не все новоявленные фермеры, огородники, дачники готовы купить такую машину. Но через несколько лет, когда, надеюсь, экономика России выправится, когда реформы откроют перед страной новые возможности, вот тогда русский "Мультикар", или "Кузя", или как хотите называйте, будут крайне необходимы. Тогда, что называется, грянет гром спроса, а мы, как всегда, окажемся не готовы. Так что делать? Мой вопль к вам, машиностроители, моя мольба к вам,оборонщики, подумайте о курице, которая станет нести вам золотые яйца. Вот оно - перспективное изделие для ваших цехов. 'ЛЕБЕДКА ЛЛДАвтомобилист порой попадает в ситуацию, когда ему требуется помощь. Причем не техническая, а физическая. Скажем, машина увязла в грязи или снегу, не смогла преодолеть водную преграду. Хорошо, если рядом помощники. А если выручить некому? Тогда неоценимую услугу окажет автомобильная лебедка с электроприводом. Ведь она в первую очередь - самовытаскиватель. На международном рынке такие лебедки пользуются широким спросом. Их делают в США (фирмы "Уорн интернешнл", "Рамсей винч"), Англии ("Супервинч"), Германии ("Ротцеллер"), Швеции ("Сепсон"), Японии ("Мицубиси"). Филиалы ведущих фирм-изготовителей разбросаны по всему миру. И все проявляют интерес к российскому рынку - ведь до сих пор лебедок с электроприводом для массового потребителя у нас не производили. Зарубежные компании пока продают их здесь без прибыли. Часто, чтобы снизить стоимость и привлечь покупателя, лебедки предлагают без предохранительного устройства, с тросом, у которого пониженный запас прочности. Но даже при этом цена их остается весьма высокой. Московская фирма "ЛЛД-авто" не ставит перед собой задачу конкурировать с этими компаниями - силы не равны. Ее цель - дать российскому автомобилисту простую и относительно дешевую конструкцию. С мая прошлого года "ЛЛД-авто" выпускает (на первых порах - 100 штук в месяц) автомобильные лебедки с волновым зубчатым редуктором и электроприводом с тяговым усилием 1 тонна. Питание привода - от бортовой сети (12 вольт). Волновой редуктор состоит из трех мелкомодульных зубчатых колес, два из которых с внутренним зацеплением. Отметим, что поступающие на наш рынок импортные лебедки "несут" многоступенчатые планетарные редукторы, в которых по 15-18 зубчатых колес. Масса российской лебедки (11,2 кг) на 30% меньше самой легкой импортной с таким же тяговым усилием. Волновой зубчатый редуктор в конструкции "ЛЛД-авто" позволил сделать лебедку очень компактной (438x158x193 мм). А благодаря тросоукладчику трос равномерно наматывается на барабан и не отклоняется вбок. В зарубежных лебедках с электроприводом тросоукладчика нет, а его функцию выполняют (не всегда удачно) направляющие ролики. И еще: конструкция "ЛЛД-авто" позволяет наматывать и разматывать трос, не выходя из машины (есть дистанционный пульт и кабель управления). Кроме того, надежную защиту от неконтролируемого сброса троса с барабана создает встроенный в редуктор лебедки автоматический тормоз. Им можно манипулировать как на расстоянии (при помощи того же пульта), так и непосредственно. Если лебедка перегружена, срабатывает предохранительное устройство, которое возвращает ее в рабочее состояние сразу после снятия чрезмерной нагрузки. Конструкторы предусмотрели и ручной привод съемной рукояткой - на случай аварийного отключения бортовой сети. Он удобен и при монтажных работах, так как позволяет точно перемещать транспортируемый груз. Лебедка пригодится ив мастерской, и в гараже, и даже на садовом участке. Детали лебедки и электродвигателя герметичны, защищены от коррозии. Испытания показали, что они надежно работают при погружении в воду. Чтобы обеспечить высокое качество, все детали лебедок проходят технический контроль. После сборки каждую испытывают: на высоту 10 метров поднимают груз. При этом проверяют скорость подтягивания троса, срабатывание автоматического тормоза и предохранительного устройства, замеряют тяговые усилия на каждом слое намотки троса. По окончании динамических испытаний лебедка в течение 12 часов остается под максимальной нагрузкой для проверки надежности автоматического тормоза. Лебедки фирмы "ЛЛД-авто" пока ставят по заказу на автомобили УАЗ-31512ЛЛД, но в дальнейшем будут продавать в фирменных магазинах. Их цена 360 долларов США - примерно на 100 долларов дешевле, чем зарубежные аналоги. Кроме того, готовы к производству аналогичные по конструкции автомобильные лебедки с тяговым усилием 2,5 тонны. Эта модель лучше подходит для машин полной массой 2500-4000 кг. А. КОРОБЕЙНИКОВ-•Лебедка с электроприводом выручит в самых сложных ситуациях.ЗА РУЛЕМ 2/9533