16
17
Здесь издавна многое поражало воображение европейца, начиная с Великой китайской стены, возведенной за пять веков до нашей эры. Сегодня Китай строит дороги и автомобили - строит с тем же размахом, как некогда Великую стену, в темпе, которого еще не знали. Знакомство с дорогами для меня началось с аэропорта Бейджин (Бейджин или Пекин, кому как привычнее), откуда до столицы около 30 Километров. Это расстояние средний автомобиль покрывает за 15 минут. Шоссе имеет по три полосы в каждом направлении, широкие обочины, защитные ограждения с боков и по разделительной полосе, световозвращающие элементы не только по ограждениям, но ив части разметки. Скорость здесь ограничена 110 км/ч, но, похоже, никак не контролируется. Водитель нашего такси - новенького "Фольксвагена-Сантана" (разумеется, китайского производства) сумел выжать 160 и удержал темп без всякого напряжения. К моему удивлению, большинство машин на дороге едут значительно медленнее своих возможностей, даже много ниже разрешенного предела - примерно 70-90 км/ч. Немыслимая для России ситуация, объяснить которую мне удалось лишь спустя месяц пребывания в стране. Корреспондент российского телевидения, описывая это шоссе, назвал его лучшим, чем американские дороги, в чем, на мой взгляд, допустил некоторое преувеличение. Но что в Московской области такого нет - чистая правда. А если учесть, что оно построено быстрее, чем за год, такое достижение трудно оспорить. Да если бы только это шоссе. Пекин состоит из множества небольших прямоугольных кварталов, разделенных узкими улочками, в которых с трудом разъезжаются два автомобиля. Вернее, так было, за последние 10-15 лет ситуация в корне изменилась. Сначала принялись за основные магистрали, которые после значительного расширения смогли взять на себя основной транспортный поток. Однако этого оказалось мало и вскоре появилось четкое разделение улиц на автомобильную и велосипедную часть. Велосипедов в Пекине действительно очень много, поэтому разделение потоков помогло увеличить скорость и упорядочить движение городского транспорта - автобусов, троллейбусов и маршрутных такси. Далее приняли решение строить кольца: сейчас прокладывают уже пятое, и, похоже, не последнее. К слову сказать, кольцевые дороги не чета московскому Садовому, а тем более, Бульварному кольцу. В Пекине они не то чтобы особенно широкие или скоростные, но без перекрестков, с четко обозначенными полосами движения, местами съездов и выездов, указателями, разгонными полосами, "карманами" для автобусных остановок и еще многими атрибутами современной организации движения. Первое кольцо - это просто дорога вокруг центральной площади города, самой большой в мире площади Тяньанмэнь; второе опоясывает центральную часть города и, в соответствии с застройкой, имеет в плане прямоугольную форму, что для кольцевой дороги несколько забавно. Длина этого "кольца" около 18 километров. Третье, примерно 35 километров, соединяет между собой деловые центры города, престижные отели и офисы; четвертое (около 60 километров)проходит по окраинным районам и промышленным зонам. Всю систему колец соединяют как множество мелких улиц, так и широкие магистрали. Таким образом, получается явное разделение улиц на магистральные относительно скоростные и без стоянок и внутренние проезды - царство велосипедистов и местной торговли, где автомобили в основном стоят. Подобная система позволяет перемещаться по городу на машине без особых проблем. Можно ли сказать, что они здесь вообще решены? Это не так. Хотя автомобилей в Китае становится все больше, личная • машина для простого китайца - вещь весьма экзотическая: его доходов хватит в лучшем случае на 125-кубовый мотоцикл. Поэтому многие улицы Пекина, особенно новые, удивляют своей пустотой, но еще16ЗА РУЛЕМ 3/95 больше - огромными двух-, трех- и даже четырехуровневыми развязками. Кажется, зачем все это: может, лучше вкладывать средства во что-либо другое? Но нет, китайцы строят дороги и, наверное, не зря. Ведь движение растет с каждым днем, а уж когда автомобиль станет доступен рядовому горожанину, то транспортный поток возрастет в десятки и сотни раз. Надо сказать, что местных водителей свобода положения устраивает. Может, поэтому привычки к строгому соблюдению правил, даже элементарной дисциплины, у них нет ив помине, так что проблема безопасности движения стоит довольно остро. К чести местных блюстителей порядка, серьезные аварии в Пекине редки, чего не скажешь о мелких. Объяснением этому, в первую очередь, служит удивительное споВ Китае есть все - от "Волги" до "Роллс-Ройса".Автозарубежьекоиствие водителей и практически полное их равнодушие к скорости (упомянутый в начале таксист оказался редким исключением). Более внимательное наблюдение подсказало и еще одну причину. По-видимому, о балансировке колес здесь не имеют понятия: по превышении 80 км/ч большинство автомобилей начинает трясти как в лихорадке (в частности, так было со всеми такси, на которых автору довелось поездить). Зато таких нарушений, как стоянка или разворот в неположенном месте, неожиданные и рискованные перестроения, запрещенные обгоны, сколько угодно. С этим пытаются бороться как традиционно с помощью полиции и штрафов, так и другими способами - исключением самой возможности нарушить. Просто и по-восточному мудро. Хотите проехать по встречной полосе - не выйдет: посредине почти каждой дороги возведен довольно высокий забор из металлических прутьев (помогает, кстати, и от пешеходов, которые любят переходить дорогу, где им нравится). Вздумаете объехать всех по свободной велодорожке - тоже забор. Островки безопасности для пешеходов, помимо разметки, еще ис рифленой окантовкой, а выезды на нерегулируемые перекрестки через "лежачих полицейских". Это специального профиля выпуклый брус, полуутопленный в дорожное полотно - с размаху не пролетишь. Любителей шнырять из ряда в ряд тоже может ждать неприятный сюрприз: на развилке они рискуют "поймать" такой же заборчик - насмерть не убьются, но машину помнут крепко. Другие возможности нарушить почти всецело под контролем полиции. А вот велосипедисты, которые "водятся" здесь в фантастическом количестве, правил соблюдать никак не желают. Но на них, похоже, не найти управы - слишком уж их много. По моим наблюдениям, они бывают виноваты более чем в половине аварийных ситуаций - но как китайцу без велосипеда? Общественного транспорта на всех явно не хватит, а на работу ездить на чем-то надо. Так и живут... Мы уже немало наслышаны, а многие и попробовали знаменитые немецкие автобаны, прекрасные дороги Западной Европы. Знаем ио США. Но Россия находится как раз между Западом и Востоком. Так, может, и китайский опыт пойдет на пользу? А. ФОМИН^Царство заборов и велосипедов. Даже с иероглифами знаки вполне понятны.Фото автораПЕКИНАЗА РУЛЕМ 3/95