46
47
ШШШТГШЕЙ.***SBB®SS-•Ас:КАЧНЕМ?Что предлагает сегодня автомобильный рынок для накачки шин, как пользоваться насосами и компрессорами, рассказывает А. ЧУЙКИН. Чем качать, казалось бы, ясно - ведь не ртом же! Приложен к автомобилю штатный насос - вот им и пользуйся, качая одновременно и шину, и руки. Как и всякая конструкция, обычный ручной насос не лишен недостатков, впрочем, с некоторыми из них легко справиться. Так, доставляющий немало хлопот резьбовой наконечник заменяют легкосъемным - и процесс подготовки насоса к работе сокращается вдвое (кстати, и производителям давно пора отказаться от резьбовых штуцеров!). Предельная npj3Cjr>_ та - несомненное преимущество насоса: в нем нечему ломаться, разве что_изнашивая,ра; ется, стареет уплота^тельная манжета^ йтат ". Но, предположим, нужно продуть карбюратор, а шланг коротковат, да и обе руки заняты... А чтобы померить давление в процессе накачки, насос нужно отсоединять от шины, ведь манометра в нем нет. (Заметим, что исправный насос при накачивании средней "жигулевской" шины за 10 ходов дает примерно 0,1 кгс/см2.) Короче говоря, понятно, почему появившиеся в достаточных количествах сравнительно недавно ножные насосы быстро завоевали популярность и стремительно вытеснили ручные. Естественно, для нака46 ЗРЛМ 3/95 А УЕчивания одной и той же шины необходимо выполнить одну и ту же работу. Выигрыш тут только в удобстве пользования. Рынок предлагает разнообразные ножные насосы, отечественные и зарубежные. По соотношению "цена - потребительские качества" наиболее приемлемым показался наш старый знакомый - первенец НВН-11. Он же и наиболее распространен. Внушающие уважение двухцилиндровые конструкции сулят и немалый выигрыш времени при использовании - благодаря большой подаче вы накачаете шину быстрее, чем с обычным насосом, но настолько же быстрее и устанете. С "карманными" ножными насосами, очень легкими и компактными, - обратная картина. На их педальку можно давить одним пальцем (и даже не ноги - руки!), но на подкачку одной автомобильной шины уйдет уйма времени. У всех ножных насосов - встроенный манометр и дополнительная насадка на наконечник для продувки, например, карбюратора. Этим же наконечником удобно пользоваться для надувания всевозможных резиновых изделий. Когда же надо накачать сразу несколько шин, вспоминаешь о существовании автомобильных электрических насосов компрессоров. Их наверняка не забывают и женщины-водители, и люди, страдающие радикулитом или ревматизмом. Если вы приняли решение купить такой агрегат, то, наверное, встанет вопрос - какой выбрать? Автомобильные рынки и магазины, покрайней мере в Москве, располагают этим товаром, а посему предлагаем вашему вниманию небольшой обзор компрессоров. Основные потребительские качества мы свели в таблицу. Чтобы оценить собственно работу, выбрали универсальный показатель - время накачивания одной и той же шины Бл-85 от 0 до 2,0 кгс/см2. Каждый компрессор работал от бортовой сети при пущенном (для повышения напряжения с 12 до 13...15 В) двигателе; шина - бескамерная, с золотником в вентиле. Короче, условия испытаний - как при обычной эксплуатации. По времени накачивания можно оценить и подачу, и мощность агрегата, а главное, сравнить все компрессоры между собой. Для удобства разобьем их на группы по странам-производителям. Первая "троица" - российская (фото 1). Известный многим "Мустанг-М" - явный лидер. Конечно, шум и вибрация аппарата, от которого нельзя отойти (накачивая колесо, "Мустанг" приходится держать в руке, как пистолет), досаждают, но зато какая быстрота и мощность! Неспроста этот компрессор подключают напрямую к аккумулятору - предохранители в цепях прикуривателя или розетки могут не выдержать такого могучего потребителя. Кстати, предлагаемая изготовителями схема подключения "Мустанга" (через прилагаемую специальную розетку прямо к аккумулятору) нас не устроила. Чтобы использовать компрессор на любом автомобиле (а не только оборудованном такой розеткой), мы удлинили немного его провод и снабдили специальными зажимами типа "крокодил". Наш "Мустанг" теперь хоть куда, на зависть соседям-автомобилистам. Благодаря недюжинной мощности он не только быстро накачает колесо, но и справится с посадкой бескамерной шины на обод (об этом - позже), легко продует карбюратор. "Темп" - послабее. Его удобнее подключать (в гнездо прикуривателя), только вот провод коротковат для средних и больших машин. Тише работает, к тому же не требует личного присутствия хозяина - несколько минут, нужных для накачки колеса, водитель может посвятить другим делам. Таким образом, 'Темп", как и остальные нижеописанные агрегаты, потакает лени и прочим уважительным обстоятельствам, затрудняющим применение физической силы. Компрессор КБ-1 даже издали безошибочно опознается как изделие отечественной оборонки. Его угловатый сварной (!) возможно, пуленепробиваемый - корпус скрывает лишь моторчик от стеклоочистителя ГАЗ-53 и цилиндрик с поршнем; вокруг расположены провод для подключения к розетке (архаичной, "уазовской") и необычно длинный шланг с манометром. Не останавливаясь на мелочах, скажем о главном КБ-1 удручающе нетороплив; кроме того, развить больше 2 кгс/см2 он так и не смог. В общем, техника убогая, хотя и шумная; выражаем сочувствие купившим чудо-изделие завода радиоаппаратуры из Воткинска. Переходя к импортным компрессорам, необходимо сделать несколько замечаний. Во-первых, насчет рекламируемых чудовищных давлений, якобы подвластных компрессору. Редкий зарубежный агрегат имеет шкалу манометра меньше, чем на 200 PSI. Поясним, что PSI расшифровывается как "фунт на квадратный дюйм" и соотно-ч сится с привычными нам килограммами на / квадратный сантиметр приблизительно как 14:1. Таким образом, 2 кгс/см2 = 28 PSI. Зачем"^, спрашивается, давление в 250 PSI (18 кгс/см2)? Оказывается, для амортизаторов с пневмокамерами, которые иногда нужно подкачивать до 12-13 кгс/см2. Объемом они не больше теннисного мяча, поэтоОтечественные компрессоры. Слева направо: "Мустанг-М", КБ-1, "Темп" (фото 1). Компрессоры из США. По часовой стрелке сверху: TVR-250, LHT-250, LFC-200 (фото 2). Компрессоры азиатской сборки. Слева направо: MS-206, "Deluxe" (фото 3).му компрессор справится с ними, не затратив слишком много времени. Но если вы задумаете накачать шину грузовика или, не дай Бог, самолета, помните - жизнь человеческая слишком коротка для подобных экспериментов. Не случайно изготовители подчеркивают, что для шин максимальное давление - 3,5 кгс/см2, легкому грузовику или легковому автомобилю этого хватит, а для большего аппарат не предназначен. В наших условиях такой запас по давлению ничего, кроме досады, не приносит - шкала, оцифрованная обычно до 250 PSI и 18 кгс/см2 (сразу в двух единицах измерения), весьма трудночитаема. Да и цена деления 1 кгс/см2 показалась чрезмерной. Итак, следующая тройка - "американцы" (фото 2). Компрессоры, судя по ярлыТехнические данные компрессоровМодель "Мустанг-М" "Темп" КБ-1 TVR-250 LHT-250 LFC-200 "Deluxe" MS-206 Время, мин* 2,5 5744444 Габарит, мм** 200x170x80 210x160x110 200x150x90 340x220x100 300x190x80 270x170x135 160x140x90 220x150x120 Длина шнура и шланга, м 2,9+0,6 2,4+0,5 2,3+1,4 3,0+0,7 3,0+0,7 3,0+0,7 3,0+0,75 3,0+0,48 Цена, USD (январь) 20 17 10 30 45 27 22 20* Время накачивания бескамерной шины Бл-85 до 2,0 кгс/см . ** В сложенном "т ранспортном"поло» <ении.ННЕ^НВВНку, сделаны в США и привезены на продажу в Торговый дом "За рулем". Показали примерно одинаковое быс родействие - неудивительно, отличаются они только оформлением. "Начинка" - двигатель, редуктор и нагнетатель - везде одна и та же. Две модели (LFC-200 и LHT-250) снабжены фонарями - встроенным и переносным соответственно. На наш взгляд, в автомобиле удобнее все же иметь отдельный мощный фонарь или переноску не к чему совмещать их с компрессорами. Поэтому третья модель (TVR-250) понравилась больше. Из явных достоинств - подсветка шкалы манометра и очень удобная упаковка (собранный компрессор напоминает пятилитровую канистру из-под масла). Гладкий корпус ни за что не цепляется, из него ничего не выпадет; наконец, он легко находит свое место в автомобиле. Общее впечатление таково - работают все неплохо, но внешним видом пластмассовых деталей не радуют, что заставляет предположить: родина аппаратов Юго-Восточная Азия. Впрочем, коли американская корпорация не боится ставить свой торговый знак - значит, за качество (по крайней мере, работы) отвечает. Два других компрессора фирменным "лейблом" похвастаться не могут. Один MS-206, произведенный на Тайване, наших условий не выдержал. Пользовались им всего семь раз. На восьмой, издав предсмертный визг, он отказал. Вскрытие показало, что срезались зубья на пластмассовой шестеренке. Причина - неправильное зацепление: зубья ведущей металлической шестеренки "цепляли" самый краешек ведомой. Именно таких компрессоров больше других на рынках. Второй, "Deluxe Air Compressor", работает без нареканий. Правда, вибрация заставляет его "ездить" вокруг накачиваемого колеса, но дальше, чем на длину шланга, он не "убегает" и не переворачивается. Быстродействие и здесь одинаково - уже привычные четыре минуты на "стандартную" шину. В целом, приемлемо. Подытожим. На всех без исключения компрессорах хотелось бы иметь провод подлиннее, чтобы, один раз подключив аппарат к бортсети, обходить с ним все четыре колеса, а не протаскивать компрессор (или провод) через салон то к задней, то к передней двери. Бесшумным ни один не назовешь - о том, что вы подкачиваете шины, будет знать вся округа. Время, накачивания "стандартной" шины у всех примерно одинаково. Но если вам нужен мощный агрегат и ради этого вы готовы терпеть его шум и вес, купите "Мустанг". Покупая зарубежный компрессор, обратите внимание на торговый знак фирмы-производителя. Если его нет, лучше откажитесь от приобретения. Аппараты азиатской сборки, хоть и подешевле, качеством похуже. В следующем номере журнала мы расскажем о том, как быстрее и проще накачать шины (прежде всего, бескамерные), а чем это делать, вы, наверное, уже решили. З РЛМ 3/95 А УЕ 47