h1-ГО^осб-, Окончание. Начало на стр. 50 что в условиях Крайнего Севера могут потребоваться грелки с "разгоном". / Жителям северных районов предназначен один совет: сначала пустите двигатель, потом включайте обогреватель. Если поступите по-другому, энергии аккумулятора, потерявшего на морозе емкость, может не хватить для пуска мотора. Пора подводить итоги. Московская конструкция оказалась более совершенной. А вот посоветовать, где купить обогреватели, мы не можем: торговля не очень охотно заказывает малознакомые товары. Производители скупятся на рекламу, а возможно, не имеют на это средств. Автомобилист рад бы заплатить, но не видит изделия на прилавке. В общем, замкнутый круг, и чтобы из него выйти, стоит посоветовать и производителям и торгующим организациям быть поактивнее. Тогда можно надеяться, что следующей зимой вас будет согревать в машине электричество. Эта статья, так же как и предыдущие "Багажник для "Оки" и "Шипуем сами", подготовлена отделом испытаний. ^e/f^ioi, . Надо сказать, щитки приборов (рис. 1) и назначение контрольных ламп, а также колодка для проверки их цепей (рис.2) на всех моделях этой придерживающейся традиций фирмы почти не менялись в последние двадцать лет. Начнем с указателя температуры 1 охлаждающей жидкости. При движении, а тем более в пробке или при длительной стоянке у светофора его стрелка может перемещаться с отметки 80° почти до 120°С. На моделях, оборудованных электромагнитной муфтой, момент включения вентилятора хорошо заметен по усилившемуся шуму из-под капота, а стрелка С быстро уходит обратно к 80 С. На автомобилях, где вентилятор с вискомуфтой, этого не происходит, но стрелка должна смещаться к 80°С при возобновлении движения. Если одновременно с повышением температуры загорелась контрольная лампа 2 уровня охлаждающей жидкости, значит, "приехали"— недопустимо снизился уровень в расширительном бачке. Выясняйте причину: негерметичность соединений, течь радиатора или неисправность водяного насоса. Возможно и худшее - пробита прокладка головки цилиндров. Следующий прибор - указатель уровня топлива 3. При включенном зажигании должен загореться треугольный индикатор резерва, после пуска двигателя он гаснет. Если стрелка дрожит или прибор дает неверные показания - причина не в нем, а в неисправности датчика уровня в баке. Манометр давления масла 4 проградуирован в барах, которые лишь ненамного отличаются от привычных нам атмосфер. В исправном двигателе давление на холостых оборотах должно быть выше 1 бара и может достигать 2,5 бар. Если давление в работающем двигателе упало ниже 1, немедленно заглушите его и займитесь поисРис. 1. Схема расположения приборов и контрольных ламп на щитке автомобилей "Мерседес-Бенц" семейства W124 (пояснения в тексте).ют. Посмотрите на фото. Узкая грелка (вверху) - из Санкт-Петербурга, сделана АО "Карбид" (ее модификации несут индексы ЭНА-1, ЭНА-1л, ЭНА-2), а широкая - "Эгрант", изготовлена московским АО "Интеркомплекс". Внешность обоих приборов высокой оценки не заслуживает, однако московская грелка - привлекательнее. Улучшить вид салона поможет простой прием: упрятать обогреватель под чехол сиденья. Правда, это можно сделать, только если чехол тонкий. Под толстым эффективность обогревателя снизится, прибор в конце концов перегреется и выйдет из строя. И еще о размещении грелок. На фото видно, что к анатомическим сиденьям ВАЗ2107 обе они не подходят. У петербургской коротки ремешки для охвата кресла, московскую не прицепишь к подголовнику. К сиденью с короткой спинкой ее тоже не приспособишь - тогда придется снимать подголовник, а он защищает от травм позвоночник при авариях. Петербургский обогреватель выпускается в двух вариантах (на фото - короткий), но ремни обоих закрепить, как положено, на ВАЗ-2107 не удалось. К этой машине больше подходит длинная грелка, а к "Оке" - короткая. По-видимому, для каждой модели должна быть своя модификация обогревателя. Тогда владельцу не придется ломать голову. Вторая проблема - как подключиться к сети. Здесь, наоборот, нужно не индивидуальное решение, а универсальное. Такое нашли москвичи - штекер прибора вставляют в гнездо прикуривателя. Петербуржцы предлагают подсоединять грелку к одной из электрических цепей бортовой сети, защищенных предохранителем и отключаемых ключом зажигания, чтобы не забыть выключить обогреватель и не разрядить аккумулятор. Но тогда прибором нельзя пользоваться на стоянке! В общем, решайте: если хотите греться при выключенном двигателе - не будьте рассеянными. И еще о подключении. Водители сейчас не те, что раньше: не каждый может соединить два провода, а уж разобраться в электросхеме - тем более. Поэтому вариант с подключением в гнездо прикуривателя - лучше. Итак, обогреватель - прибор для умелых рук: придется или соединять провода, ^>или пришивать завязочки. Тем не.лвцее_ LAv грелк^при^шнные в редакцию для_иоаы=— г ^ таний, работоспособны, пока не выходилийУ ^ЩЪтроя^Гниш намного комфргдыеА_ыем_|лр- без них..Петербургская все-таки узковата: на широком сиденье водитель плотного сложения будет обогреваться не целиком. Одна из ее модификаций имеет два режима: "разгонный" (мощность 72 Вт) и стационарный (18 Вт). Пользователь сам выбирает режим, для этого предусмотрен тумблер. Особых преимуществ такой конструкции мы не ощутили, хотя не исключаем,О ЧЕМ МОЛЧАТ ПРИБОРЫ"Знаешь, в моем "Мерсе" на панели горит какая-то контрольная лампочка", - жалуется один незадачливый владелец другому. - "Не бери в голову, езди спокойно: это катализатор прогорел", объясняет "специалист". Велик талант русского народа придумывать сказки и просто небылицы, но когда дело касается техники, больше пригодятся точные знания. Понять, "о чем молчат" приборы, на примере распространенных машин "Мерседес-Бенц" семейства W124 поможет М. ГОРБАЧЕВ.ЗА РУЛЕМ 3/95