18
19
ВАЗ-21213О том, как проявила себя редакционная "Нива" ВАЗ-21213 за первые десять тысяч километров, рассказывает Э. КОНОП. До сих пор мне случалось прокатиться в "Ниве" только пассажиром, но интереса к ней это не пробудило. По разговорам, автомобили были шумные, тупые, прожорливые, сложные в ремонте. Очевидное преимущество "Нивы" - ее способность довольно успешно преодолевать бездорожье для столицы существенной роли не играло. И вот - новенькая белая машина, только что прибывшая из Тольятти. Что отличает ее от предшественницы? Сразу бросается в глаза: задняя дверь увеличена и теперь ее нижняя кромка расположена чуть ли не у бампера. Хотя багажник у "Нивы" - достаточно условное понятие, но когда вам придется поставить сюда хотя бы канистру с бензином, уменьшение погрузочной высоты вы, уверяю, почувствуете. Салон производит более приятное впечатление, чем прежний, благодаря, в основном, сиденьям от "восьмерки". Ну, а под капотом - новый двигатель объемом 1,7 литра с электронной бесконтактной системой зажигания, карбюратором типа "Солекс", объемистым алюминиевым радиатором. Сев за руль, вы - если до этого ездили на "нормальном" легковом автомобиле (например, ВАЗ-2105) - вначале ощущаете некоторую дисгармонию: что-то не так. Потом доходит: стоящая справа 'Таврия" напоминает о себе только запыленной крышей, а пейзаж в заднем стекле кажется более удаленным - "Нива" как-никак повыше "пятерки"! Словом, тут хорошо нашему коллеге Игорю Твердунову, который - с его гренадерским ростом! - может видеть гвозди под правыми колесами. Остальным испытателям "Нивы" приходится к ней привыкать. Впрочем, через каких-то полчаса вы обретете необходимое "чувство габарита" и сможете, когда надо, проехать впритирочку к любому предмету на дороге. 18 ЗРЛМ 3/95 А УЕЧто больше всего бросается в глаза человеку, пересевшему с "классики" на "Ниву"? Вот вы приближаетесь к знакомому повороту дороги: рядом склад стройматериалов и потому проезжая часть вечно усыпана гравием. Вы - любитель "фокусов" классического автомобиля, а значит, почему бы не дать газку, чтобы пройти поворот красиво, с заносом? На "Ниве" этот номер не получается: входить в занос задней осью она не хочет, зато на открытие дросселя отвечает - несмотря на гравий под колесами - энергичным разгоном! На своем -2105 я бы так не разогнался - ведущие колеса пробуксовали бы, и только. Вот так себя проявила полноприводная схема. Зимой на дорогах, переметенных снегом, эти свойства автомобиля - скажу честно - не раз вызывали двойственное чувство. К восторгам по поводу замечательной "цепкости" автомобиля подмешивается опасение: поездив на "Ниве" год-другой, разучишься, неровен час, ездить на классической заднеприводной машине. Диагональные шины ВлИ-5, на первый взгляд, довольно грубые и, понятно, вызывают законное недоверие, если дорога покрыта льдом. Известно: здесь лучше "держат" эластичные радиальные шины, более насыщенного рисунка, с "ножевыми" прорезями в протекторе. Езда показала, что для льда шины ВлИ-5 - в самом деле не идеал. Но на полноприводной машине это опять-таки меньше ощутимо. Там, где заднеприводную нещадно тянуло бы в занос, а переднеприводную на внешнюю сторону закругления, полноприводная довольно безопасна. Порой на ней просто скучно! Разумеется, это предполагает, что человек за рулем не утрачивает чувства реальности. "Влезть" на столб вы можете и на "Ниве"! Способность одолевать бездорожье, раскисшую от осеннего дождя пашню, заболоченные лесные тропы - самое ценное свойство этого автомобиля. Но и на зимних московских улицах, которые вовремя не очищают от снега, вы можете ощущать себя королем дорог: тут, в-снежной кашеВАЗ-21213 и разгоняется, и дорогу держит лучше обычных легковых автомобилей. Однако если на первой и второй передачах машина разгоняется неплохо, мало уступая более скоростным автомобилям ВАЗа, то на третьей уже ощутимо вянет, напоминая: "Я - аппарат тяжелее воздуха!" И пока разгонитесь на четвертой до 90-100 км/ч, поневоле усомнитесь: стоит ли включать пятую, повышающую? Дело в том, что на модернизированной "Ниве" (-21213) передаточное число главной передачи уже уменьшено в сравнении с прежней моделью - с 4,3 до 3,9, а значит, мотор нагружен дополнительным моментом сопротивления. Удалось ли этим оптимизировать его работу и реально снизить расход бензина? Считать вопрос решенным, наверное, рано. На повышенных скоростях, для которых подбор передаточного числа главной передачи особенно важен, быстро растут силы сопротивления движению. У "Нивы" этому способствуют и увеличенная масса автомобиля, и диагональные шины, и сложная трансмиссия, и аэродинамика на три с минусом. О величине механических потерь в какой-то степени можно судить по такому примеру. Мне часто приходится заправляться на АЗС, к которой ведет длинный спуск с уклоном (на глазок) 3-4%. Если, стоя в очереди, выключить на ВАЗ-2105 тормоз и передачу, автомобиль резво устремляется вниз. "Нива" на этом спуске стоит, как памятник. Вспомнив школьные уроки физики, мы прикинули: сила, стремящаяся скатить полуторатонную машину, здесь не меньше 50 кгс. Аэродинамическое сопротивление нашего джипа тоже существенно больше, чем у легковых автомобилей ВАЗ. Чтобы понять это, не обязательно быть специалистом: высоко поднятый кузов, под которым в лабиринте деталей подвески, приводов и т. п. свистит ветер, говорит сам за себя. Сам кузов не шедевр обтекаемости - стоит глянуть на вечно грязный задок. Здесь - зона пониженного давления потока воздуха (куда и подсасываются частицы грязи), а это - дополнительное сопротивление. опыт эксплуатацииПовышенные механические и аэродинамические потери джипа по сравнению с легковой машиной объясняют и аппетит двигателя. Точных измерений мы пока не производили, но если судить приближенно (как и большинство автолюбителей), то расход "213-й" в сравнении, например, с ВАЗ-21053, литра на два-три больше. Поездки по загородным шоссе ненамного экономичней. Дело, видно, в том, что для "Нивы" скорость 90-100 км/ч уже достаточно большая, что отражается в росте расхода топлива. А ездить со скоростью 60-70 км/ч мало кто захочет. Двигатель. Сейчас-то, к 10 тысячам, он научился работать неплохо. Но в свое время, по прибытии с завода, вынудил "учителей" суетиться. Сначала автомобиль воспринимался просто как вялый: так неспешно, с ленцой разгонялся до 90-100 км/ч, что невольно возникали сомнения, способен ли преодолеть барьер в 115-120 км/ч. Что касается максимальной скорости (согласно техническому описанию - 137 км/ч), то проверять это на практике вряд ли имело смысл - по словам одного "испытателя", жизнь для этого слишком коротка! Итак, началась "доводка"... Каков результат? Уровень топлива в карбюраторе ("Солекс") пришлось поднять на добрых 3 мм - теперь он именно таков, как рекомендовано. Затем обнаружили еще один дефект: регулировкой длины тяг (резьбовыми наконечниками) не удавалось добиться нормальной работы привода дросселей дроссель второй камеры едва открывался наполовину! Чтобы выйтйжз положения "малой кровью", длинную тягу пришлось согнуть, уменьшив расстояние между центрами шарниров почти на 10 мм. После этих действий машина пошла куда резвей. Обращаем на это внимание читателей. Не исключено, что многочисленные жалобы на "вялую" работу моторов, оснащенных "солексами" с такими же тягами, объясняются вот так просто. Но вот появляется новая проблема: вы плавно открываете дроссель первой камеры (например, после торможения двигателем) - и возникает глубочайший провал! Автомобиль резко "клюет", затем - если не заглохнет - движется прыжками. Одновременно было замечено, что винтом качества правильно отрегулировать состав смеси не удается - черная копоть из выхлопной трубы не оставляла никакой надежды... Причину все-таки нашли - не до конца был завернут жиклер холостого хода. Насколько сильно может сказаться такой "пустячок", судите сами. При работе двигателя на холостом режиме "довернули" жиклер до упора, сделав два-три оборота. Копоть за выпускной трубой пропала. Смесь из переобогащенной стала нормальной - осталось лишь отрегулировать карбюратор как положено. Кстати, теперь он прекрасно реагирует на поворот винта качества! Провала не стало, автомобиль "выстреливает" со старта, логично реагирует на любые положения дросселя, ощутимо быстрее достигает скорости 100 км/ч. Каких-либо проблем с бесконтактной системой зажигания не возникало. Но есть у двигателя одна черта, избавить от которой его пока не удалось, - склонность к "дизельному" зажиганию после выключения горячего мотора. Иногда это несколько вспышек, а порой двигатель "подхватывает" и секунду-две работает ровно, на повышенных оборотах и ... в обратную сторону! Электрооборудование. В целом - работает нормально, но кое-что не понравилось. Озадачивает расположение выключателей отопителя, наружного освещения, задних противотуманных фонарей и заднего стеклоочистителя - в два этажа. При этом не ищите логики в их работе: у одного нужно нажимать на верхнее плечо, у другого на нижнее! К тому же они прикрыты правой рукой и баранкой, еще надо научиться включать то или это быстро, без ошибок. Вряд ли все это на пользу безопасности. Мы перевернули выключатель вентилятора - так оказалось удобней. Если в темное время суток вам чтолибо понадобится в так называемом перчаточном ящике, искать придется вслепую: освещение не предусмотрено. На испытываемом автомобиле заднее стекло без обогрева. Попробуйте прокатиться на нем в холодную или дождливую ночь - и вы поймете, что обогреваемое стекло не роскошь, а вещь самая необходимая. Слишком яркая подсветка панели приборов ночью не столько помогает, сколько мешает. Мелочь, а неприятно! Подвеска автомобиля работает вполне приемлемо. Поначалу, при пробеге около полутора тысяч километров, устрашающе заскрипела одна из шаровых опор передней подвески: при вращении руля на крутом повороте или при "клевке" во время торможения. Но, видно, нам повезло после поездки по ухабистой дороге опора перестала скрипеть сама собой. Пока неплохо действуют амортизаторы. Во всяком случае, на некоторых, давно изученных неровностях дороги "Нива" держится не хуже, чем привычный ВАЗ-2105. На одном из знакомых поворотов асфальт, напоминающий стиральную доску, заднюю ось "пятерки" неизменно втягивает в занос. "Нива" здесь держится гораздо лучше. В то же время на некоторых дорогах, скажем, на грунтовых грейдерных, с их характерным, выпуклым профилем и всевозможными неровностями, наш джип требует уважительного отношения - не переоцените его устойчивость! Это предостережение, наверное, останется в силе и для многих других ситуаций. Узкие диагональные шины довольно чувствительны к продольным неровностям дороги, например, к трамвайным рельсам, колеям и т. п. - тут ухо держите востро! В то же время на шоссе с хорошим, ровным покрытием "Нива", несмотря на короткую базу, удивительно устойчива. Походка тверда - автомобиль везет вас туда, куда вам нужно, не выказывая стремления свернуть в окрестные поля, на проселки, для которых он предназначен. Таковы первые впечатления о новой модели "Нивы". Надеюсь, она в дальнейшем не заставит снизить в общем хорошую оценку. ЗА РУЛЕМ 3//9519