Советы бывалыхИ ТОГИКОНКУРСА СБ-94 В прошлом году, рассмотрев все присланные в редакцию предложения читателей, мы опубликовали 69 из них. А сейчас называем трех призеров, чьи советы жюри конкурса признало наиболее интересными. Первое место присуждено Н. НАГОВИЦЫНУ из Удмуртии. На примере глушителя для "Запорожца" он показал, как можно изготовить матрицу изо льда (или глины) для гибки труб сложной пространственной формы. Этот совет позволяет быстро изготовить узел по образцу, избавляя от необходимости неоднократно примерять его по месту (ЗР, 1994, №5). Второе место отдано В. ЛЫХОВСКОМУ, который убедился в том, что многие поврежденные пластмассовые детали (например, крышку распределителя зажигания) достаточно прочно склеивает... сок чеснока. В случаях, когда под рукой нет запасной детали или клея, этот совет может оказаться бесценным (ЗР, 1994, № 5). Третье место занял Ю. ШЕХТМАН, поделившийся опытом использования пустых пластмассовых банок и канистр в автомобиле и гараже (ЗР, 1994, № 12). Победители конкурса награждаются денежными премиями (300, 200 и 150 тысяч рублей соответственно). Редакция благодарит всех читателей, приславших советы для одной из самых популярных рубрик журнала, и ожидает новых интересных предложений: об эффективных, но малоизвестных способах ремонта, обслуживания и эксплуатации автомобиля, об усовершенствованиях его систем (кроме непосредственно влияющих на безопасность движения). Все предложения будут внимательно рассмотрены специалистами "За рулем" и признанные полезными - опубликованы. Как всегда, авторы наиболее ценных советов получат денежные призы. Желаем успехов и ждем ваших предложений! В "сорок первом" "Москвиче" плафоны освещения салона расположены по краям обивки потолка, к тому же смещены в сторону заднего сиденья, поэтому место водителя и переднего пассажира освещают слабо. Чтобы стало светлее в передней части машины, я вырезал отверстие в накладке обивки крыши (что держит противосолнечные козырьки) и закрепил в нем плафон с помощью клея. Питание подвел от одного из боковых плафонов, протянув провода (сДополнительный плафон в "Москвиче-2141". помощью проволоки) между крышей и ее обивкой. Светом этого плафона я пользуюсь намного чаще, чем боковых. Москва А. АНДРЕЕВТем, кто хочет облегчить себе замену масла в коробке передач, подскажу несколько проверенных способов. Первый. Масло заправляют с помощью специального автомобильного шприца, выпускаемого промышленностью (рис. а). Второй. Используют ручной шинный насос. При заправке масла наконечник шланга насоса удаляют (рис. б). Третий. Вместо насоса используют эластичный флакон (например, из полиэтилена). Пробку его дорабатывают под вентиль от негодной автомобильной камеры. Его вырезают, оставив "пятачок" резины с учетом размеров горловины флакона, как показано на рис. в. Четвертый: заливают масло с помощью воронки и достаточно длинного шланга. Воронку располагают выше уровня коробки передач - в моторном отсеке или сбоку машины (рис. г). Для повышения текучести б масла перед заправкой его нагревают до 70-80°С. Это особенно полезно зимой. Мытищи А. БЕСПАЛОВНа моем ВАЗ-2107 лопнул по шву расширительный бачок. Многие в этом случае покупают новый, я же отремонтировал старый. Бачок изготовлен из полиэтилена, который отлично плавится при температуре чуть выше 100°С. Это позволяет устранять многие повреждения с помощью обыкновенного паяльника - лучше электрического. Бачок тщательно очистил от грязи и следов "Тосола", вымыл и высушил. Затем место стыка половин прогрел, пока они не расплавились, и сварил. Учтите: признак хорошего прогрева и сваривания - появление прозрачности материала (при остывании он снова мутнеет).Прочность отремонтированного места увеличивается, если на него наложить полоску металлической сетки (медной, латунной, стальной) и, прогревая паяльником, несколько утопить ее в материале бачка, армируя последний. Если нет сетки, годится стеклоткань. В некоторых случаях, если стенка тонкая, при неосторожной работе в ней легко проплавить дыру. Чтобы этого избежать, поверх ремонтируемого места заранее кладу заплату, например, кусок полиэтилена, вырезанный из какой-нибудь банки. Подобным образом я не раз чинил и лопнувшие полиэтиленовые канистры. Казань В. ЕВДОКИМОВIПриспособления для заливки масла: а - шприц; б - шинный насос; в - полиэтиленовая фляга со штуцером от камеры; г - воронка со шлангом.На ВАЗ-2106 сильно замасливалась свеча первого цилиндра. Разобрав механизм газораспределения, я обнаружил, что обломана верхняя часть направляющей втулки впускного клапана с маслоотражательным колпачком. Как поступить? Возможности заменить втулку не было, и тогда я придумал следующее. Воспользовавшись имевшимся набором маслоотражательных устройств (стальной колпачок плюс фторопластовая шайба), установил на стержень клапана 1 (см. рис.) шайбы 5, которые входят в колпачок 4, полностью компенсируя обломанную часть втулки 7. Колпачок прижат к шайбам усилием внутренней пружины 3. За несколько дней эксплуатации автомобиля шайбы полностью осели, после чего масло перестало проникать в камеру сгорания. К настоящему времениУстранение течи масла при поломке направляющей втулки клапана: 1 - стержень клапана; 2 - внешняя пружина; 3 - внутренняя пружина; 4 - металлический колпачок; 5 фторопластовые шайбы, 4 шт.; 6 опорная шайба; 7 - втулка; 8 - головка блока цилиндров. Стрелкой показано место облома втулки. двигатель в этом состоянии наработал 10 тысяч километров свеча первого цилиндра сухая, чистая. Красноярский край, А. КАРПОВ Зеленогорск52ЗА РУЛЕМ 3/95