.татистика. д огаРегионы, на территории которых зарегистрирован рост количества ДТП, погибших и раненых (в процентах)Впервые за последние несколько лет в 1994 году снизились аварийность и число ее жертв на дорогах России. Ох, как хотелось бы надеяться, что минувший год станет переломным в печальной статистике дорожно-транспортных происшествий и что неслыханные людские и материальные потери на наших дорогах наконец-то пойдут на убыль. В приведенных здесь данных прежде всего привлекает внимание снижение на 4,1%, по сравнению с 1993 годом, числа погибших в авариях. Это в переводе на абсолютные значения более 1500 человеческих жизней. Согласитесь, этому стоит порадоваться. К сожалению, другой важнейший показатель - снижение на 2,1% общего количества ДТП - не выглядит столь убедительным. И не потому, что два процента меньше четырех, а по другой причине. Статистика, как известно, дело тонкое. Ни для кого не секрет, что в последнее время ДТП регистрируются значительно реже, в основном, когда есть пострадавшие. Участники аварии стараются уладить конфликт на месте с помощью денег, часто по рекомендации самих работников ГАИ. Времена, когда масса автовладельцев страховала свои машины (а это требовало справки о ДТП), давно позади. Добавим к этому многих, кто управляет транспортными средствами без "прав" и всегда готов в случае проис-шествия раскошелиться, чтобы не засветиться. Так что есть веские основания полагать, что дорожных происшествий случается куда больше, чем значится в отчетности. Не следует переоценивать и данные о снижении аварийности по вине так называемых юридических лиц. Просто это следАВАРИЙНОСТЬ НА ДОРОГАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 1994 г.Показатели ДТП Погибло Ранено КоличествоВСЕГО-1 и • О. 5 •ооjosbIй'!§8§5§(no S3to U ОЙЯ *5 SO о« О. О .- | С ОО о Си О t;I7В%к1993г. 97,9 95,9 98,5174908 35599 189877ПО ВИНЕ ВОДИТЕЛЕЙДТП Погибло Ранено129904 29176 14994697,5 96,4 98,1ПО ВИНЕ НЕТРЕЗВЫХ ВОДИТЕ :ЛЕЙДТП Удельный вес (%) Погибло Ранено32625 25,1 7394 3897797,9 94,4 98ПО ВИНЕ ВОДИТЕЛЕЙ ТРАНСПОРТНЬ IX СРЕДСТВСравнение основных показателей аварийности-1993г. -1994г. 178651 174908ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗА 4ИЙДТП Погибло Ранено26733 7718 2971281,8 80,9 80,6ПО ВИНЕ ВОДИТЕЛЕЙ ИНДИВИДУ/ ИЛЬНОГО ТРАНСПОРТАДТП Погибло Раненог Я-87665 18595 106475ПО ВИНЕ ПЕШЕХОДОВ105,5 105,2 106,2ДТП Погибло Ранено48164 6842 42707ДЕТСКИЙ ТРАВМАТИЗМ97,2 93,1 97,8ДТП с участием детей27085 15,5 2499 26315102,4 93,3 103,3-1,9% 'Число погибших на 100 пострадавшихУдельный вес(%) Погибло Раненоствие того, что значительно сократился парк автомобилей предприятий и организаций. По двум позициям в статистике аварийности за прошлый год отмечен рост. Прежде всего это аварии по вине водителей личного транспорта. И по количеству их, и по числу убитых и раненых показатели превышены на 5-6%. Это опасный симптом, особенно если учесть, что число владельцев автомобилей неуклонно и быстро растет, а уровень подготовки водителей категории "В" столь же неуклонно падает. Многочисленные курсы и школы больше озабочены финансовыми делами, нежели учебными. Настораживает также рост детского травматизма. "Дорожным" воспитанием детей и подростков никто, по существу, у нас не занимается, а новый школьный предмет "Основы безопасной жизнедеятельности" если гдето и преподают, то из рук вон плохо. Основные показатели аварийности снизились в 38 республиках, краях и областях России, в то же время в 13 регионах они выросли (см. диаграмму), а средний уровень тяжести последствий ДТП - 15,8 - превышен в 42 субъектах Российской Федерации. Это настораживает. Сколько бы мы ни говорили о благоприятной динамике показателей аварийности за минувший год, факт остается фактом - потери оказались ужасающими. Судите сами: 35 599 погибших на дорогах, 189 877 раненых и искалеченных. И, пожалуй, не менее печальное: наше раздираемое конфликтами и противоречиями общество, наши законодательные и исполнительные органы власти не содрогаются от этих потерь, не бьют тревогу - вроде бы так и должно быть. Не дождались мы в прошлом году Закона о безопасности движения, нового Кодекса об административных правонарушениях, не дождались того, чтобы Дума и правительство озаботились ситуацией на российских дорогах. Может быть, год нынешний что-то изменит к лучшему? Редакция "За рулем"ЗА РУЛЕМ 3/9543